Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности стиля управления в Японии.
Задачи курсовой работы:
- изучить развитие менеджмента в Японии;
- рассмотреть основные принципы поведения в японских организациях;
- рассмотреть особенности управления трудовыми (человеческими) ресурсами в японских организациях;
- рассмотреть систему управления производством и неразрывный от нее компонент – управление качеством на японских предприятиях.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Эволюция японского менеджмента……………………………….……....5
2. Характерные признаки и особенности японской системы управления...9
2.1 Основные принципы поведения в организации………………….……....9
2.2 Особенности управления трудовыми ресурсами…………….……....…..14
2.3 Система управления производством…………………………..…….…....21
2.4 Управление качеством………………………………………………..…….24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………32
Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный экзамен. Например, 75 % работников фирмы Tabai Espec прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате [19].
Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считается, что качество на 90 % определяется воспитанием, сознательностью и только на 10 % – знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 %, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.
Ещё одной особенностью японского управления трудовыми ресурсами является то, что это в высшей степени идеологизированное управление. Механизм идеологизации является сердцевиной японского управления, так как, с одной стороны, именно он, прежде всего, служит той силой, которая поддерживает и воспроизводит японский тип управления, и, с другой стороны, именно он придает японскому управлению ту жизненность и ту силу, которые делают японское управление весьма эффективным. Главная цель идеологического воздействия на работника - выработка у него отношения к организации, в которой он трудится, как в единой семье. Также направлением идеологической работы является воспитание у работников японской фирмы чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за неё [17].
Организация производства
в Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Она непосредственно связана
с общественно-экономическим
На сегодняшний день в практике организации производства применяется система «канбан» или JIT (точно в срок) [18].
Цель производственной системы, построенной по методу «точно в срок», – гибкая перестройка производства при изменении спроса. Метод «точно в срок» представляет собой информационную систему, обеспечивающую оперативное регулирование произведенной продукции на каждой стадии производства. На рисунке 1 представлена схема традиционной организации производства, а на рисунке 2 – схема организации производства по методу «точно в срок» [18].
Рисунок 1 – Схема традиционной организации производства
Рисунок 2 - Схема организации производства по методу «точно в срок»
Традиционная система планирования функционирует по принципу «выталкивания» заранее определенной партии деталей или узлов на последующие операции, не учитывая, нужны ли они там фактически в таком количестве и в данное время. Система «точно в срок» построена на прямо противоположном принципе. Ритм работы, объем и номенклатуру находящихся в производстве деталей и узлов определяет не заготовительное звено (первое звено производственной цепочки), а линия общей сборки (последнее звено производственной цепочки). Вход и выход в системе как бы меняются местами: если в традиционной схеме на выходе получается только то, что вошло на входе, то в «канбан» входит в производство только то, что требуется на выходе. С линий общей сборки по всей технологической цепи поступают требования на вход.
На практике это означает, что продукция изготовляется как раз к моменту реализации: готовые автомобили – к моменту продажи, комплектующие детали и узлы – к моменту сборки готового изделия, отдельные детали – к моменту сборки узлов, материалы – к моменту изготовления деталей.
Если система «точно в срок» действует во всей фирме, то становятся ненужными запасы материалов. Они могут быть полностью ликвидированы, что приведет к устранению складских помещений и запасов. С экономической точки зрения запасы материалов играют роль носителей издержек, замороженных денег. Затраты на содержание производственных запасов снижаются, а следовательно, уменьшаются объемы издержек на производство. В результате повышается оборачиваемость капитала.
Работая по методу «точно в срок», в отличие от традиционного подхода, производитель не имеет законченного плана и графика. Он жестко связан не с общим планом, а с конкретным заказом цеха-потребителя и оптимизирует свою работу не вообще, а в пределах этого заказа. Конкретный график работы на декаду и месяц отсутствует. Каждый предыдущий в технологической цепочке исполнитель может знать, что он будет производить, только тогда, когда продукция поступила на последующую обработку. Конкретный график последовательности работы получают только линии окончательной сборки, которые раскручивают клубок информации в обратную сторону. Иначе говоря, графики производства не пересматриваются, а формируются движением карточек «точно в срок». Такой график производства связан с тем, что до снятия карты отбора продукции графика изготовления фактически не было. Производство постоянно находится в состоянии настройки, осуществляется его системная юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. На предприятии не ощущаются изменения плана, так как план производства формируется на каждый день.
Система «канбан» была внедрена, в частности, в корпорации Toyota Motor и позволила сократить производственные запасы на 50 %, а товарные – на 80 % [19].
Средний производственный цикл выпуска одной партии конкретной модели легкового автомобиля в фирме Toyota составляет 2 дня, что в 5 раз меньше, чем в среднем в США. Эта система позволяет резко снизить себестоимость за счет ликвидации излишних запасов сырья, комплектующих и рабочей силы.
Одним из важнейших компонентов организации и управления производством в Японии является подсистема обеспечения качества, что и будет нами рассмотрено далее.
2.4 Управление качеством
Значительную роль в
становлении и развитии современных
подходов к управлению качеством
сыграли японские ученые. Развитие
японской школы управления качеством
связано с именами Каору
К. Исикава разработал
первую причинно-следственную диаграмму
– инструмент улучшения качества.
Диаграммы К.Исикавы полезны
Помимо диаграммы «причина-
1) диаграмма Парето;
2) схема Исикавы;
3) расслаивание (стратификация);
4) контрольные листки;
5) гистограммы;
6) графики (на плоскости)
7) контрольные карты (Шухарта) [1].
Методология Г.Тагути ориентирована больше на целенаправленную оптимизацию продукции и процессов до начала производства, чем на достижение качества посредством управления. Задача обеспечения качества и надежности сдвинута на стадию проектирования. Методология Г.Тагути позволяет эффективно планировать эксперименты с проектируемой продукцией до начала фазы производства. Однако предложенные им приемы могут быть использованы и на производстве в качестве методологии устранения трудностей при выявлении насущных проблем.
Тагути разбивает допроизводств
1) Проектирование конструкции.
2) Определение параметров (показателей качества).
3) Определение допусков для параметров.
Особенности его метода заключаются в следующем. Качество продукции не может быть улучшено до тех пор, пока не будут определены и измерены показатели качества. На основе методов Тагути вычисляют разницу между идеальным и реальным объектами и стремятся сократить ее до минимума, обеспечивая тем самым улучшение качества [13].
С.Синго разработал бездефектный подход к качественному производству. Подход Синго акцентирует внимание на производстве, а не на менеджменте. Его девиз: «Тот, кто всем доволен, никогда не добьется прогресса». Он полагал, что прогресс достигается благодаря вдумчивой работе над целями, планированию и реализации решений [11].
Главное, на чем сегодня базируется управление качеством в Японии - это совершенная технология в области производства, управления или обслуживания. Во многих японских компаниях активно внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, используется компьютеризация производства. В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти основных функциональных элементов:
1) Статистический анализ качества.
2) «Тотальный» контроль качества в рамках фирмы.
3) Массовое обучение персонала.
4) Развитие кружков качества.
5) Непосредственное участие высшего руководства в движении за качество [15].
Особенностью создания системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав входит система связи с потребителем и система связи с поставщиками.
В большинстве японских компаний действует практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом, разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.
Одной из главных предпосылок успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала, о чем говорилось выше.
Использование компьютерных программ. В последние годы все больше внимания уделяется разработке и внедрению программ деловых игр по качеству с использованием компьютерных технологий. При этом, обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.
Кружки качества. Именно в Японии впервые зародилась практика существования кружков качества. Их первооткрывателем был И.Исикава. Он выделил общие задачи, стоящие перед кружками качества:
- содействие совершенствованию и развитию предприятия;
- создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем месте;
- всесторонне развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы [7].
Участие в таких кружках - добровольное. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Как правило, такие заседания проводятся еженедельно. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время.
Периодически проводятся
цеховые и заводские
«Пять нулей». На многих японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она представляет собой свод следующих правил:
- не создавать (условия для появления дефектов);
- не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
- не принимать (дефектную
продукцию с предыдущей стадии)
- не изменять (технологические режимы);
- не повторять (ошибок) [18].
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.
Примечательно то, что японская система управления качеством установила и четырехуровневую иерархию качества (рис. 3), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей [3].
Рисунок 3 - Японская модель иерархии качества
Таким образом, отличительные составляющие японского подхода к управлению качеством можно представить следующими тезисами:
1) скрупулезное исследование
и анализ возникающих проблем
по принципу восходящего
2) широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
3) высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;
4) направленность на контроль качества процессов, а не качества продукции;
5) направленность на предотвращение возможности допущения дефектов;
6) ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;