7) полное закрепление
ответственности за качество
результатов труда за непосредственным исполнителем;
8) предельное использование
возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию
творческой активности (кружки качества),
воспитанию патриотизма к своей фирме,
систематическому и повсеместному обучению
персонала, культивирование морали: «Нормальному
человеку стыдно плохо работать».
Заключение
Модели управления в менеджменте отводится важнейшее значение.
Под ней понимают совокупность знаний
о том, как необходимо выстраивать управление,
насколько сильно она оказывает влияние
на все структуры и процессы организации,
каким образом происходит развитие организации
во внешней среде. Одной из наиболее эффективных
моделей управления является японская
модель менеджмента.
Суть модели и организации
её деятельности были сформулированы
американским учёным японского происхождения
Уильямом Оучи. Сущность японской модели менеджмента заключаются
в симбиозе культуры страны и особенностей
её экономического развития.
Японское общество однородно
и пронизано духом коллективизма.
Японцы всегда мыслят от имени групп.
Другой немаловажной особенностью японского
менеджмента является концепция непрерывного
обучения. Японцы уверены, что непрерывное
обучение приводит к постоянному совершенствованию
мастерства. Каждый человек путем непрерывного
обучения может улучшить выполнение своей
работы. Это приводит к саморазвитию, а
достигнутые результаты приносят моральное
удовлетворение. С другой стороны, целью
обучения является подготовка к более
ответственной работе и продвижения по
службе. Но, в отличие от западного подхода
к управлению, японцы придают особое значение
долгу в совершенствовании мастерства
без ожидания какой-либо материальной
выгоды. Японцы убеждены, что улучшение
мастерства само по себе может приносить
человеку огромное удовлетворение.
Есть шесть характерных признаков японского
управления.
- Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
- Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.
- Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, не только виновных за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.
- Управление, ориентированное на качество. При управлении производственным процессом на японском предприятии главная забота управляющих - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю над качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
- Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
- Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.
Таким образом, современное
японское управление приобрело дух
открытости, который позволил подчинить
технологическое развитие решению выдвигаемых
самой жизнью проблем.
Список использованных
источников и литературы:
- Агарков, А.П. Управление качеством [Текст] / А.П. Агарков. - М.: Дашков и К°, 2007. – 218с.
- Белорусов, А.С. Международный менеджмент [Текст] / А.С. Белорусов. – М.: Юристъ, 2000. – 224с.
- Вербицкий, С. И. Япония на пороге 21 века [Текст] / С.И. Вербицкий. -М.: Наука, 2008. – 285с.
- Вершигора, Е.Е. Менеджмент [Текст] / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 283с.
- Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2009. – 392с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Герчикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 300с.
- Замедлина, Е.А. Управление качеством [Текст] / Е.А. Замедлина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 186с.
- История менеджмента [Текст] / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 276с.
- Как работают японские предприятия [Текст] / под ред. Я. Мондена и др. М.: Экономика, 2001. – 419с.
- Коно, Т. Стратегия и структура японских предприятий [Текст] / Т.Коно; пер. с англ. О. Спициной. - М.: Прогресс, 2007. – 264с.
- Кравченко, А.И. История менеджмента [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2002. – 560с.
- Менеджмент [Текст] / под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-издат, 2006. – 591с.
- Методы Тагути [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0030/
- Пронников, В.А. Управление персоналом в Японии [Текст] / В.А. пронников, И.Д. Ладанов. - М.: Наука, 2005. – 248с.
- Салимова, Т.А. История управления качеством [Текст] / Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина. – М.: КНОРУС, 2005. – 256с.
- Семенова, И.И. История менеджмента [Текст] / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 222с.
- Симхович, В. Истоки современной японской системы правления [Текст] / В.Симхович // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 6. – С. 114-120.
- Системы, методы и инструменты менеджмента качества [Электронный ресурс] / А.Г. Схиртладзе, Б.В. Иванов, В.К. Корешков и др. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/aleksandr_grigorevich_shirtladze/sistemiy_metodiy_i_instrumentiy_menedjme/
- Шонбергер, Ш. Японские методы управления производством [Текст] / Ш.Шонбергер. - М.: Наука, 2008. – 322с.
.