Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:08, контрольная работа
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и её реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систему взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремиться организация, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условия изменяющегося окружения.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА»
Самостоятельная работа
Тема: «Задачи стратегического менеджмента».
Анохина М.Е.
МОСКВА
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и её реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систему взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремиться организация, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условия изменяющегося окружения.
Для написания
самостоятельной работы мне требуется
поставить перед собой
Задачи стратегического менеджмента.
Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач. Формирование стратегического видения будущего компании; другими словами, определение долгосрочной перспективы развития, формулировка будущего образа компании и целей организации. Постановка целей; перевод стратегического видения в практическую плоскость. Разработка стратегии. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей. Все вместе эти пять задач составляют то, что мы называем стратегическим менеджментом. Давайте, прежде чем переходить к следующим главам, рассмотрим эти задачи более подробно.
Стратегический менеджмент - процесс
формирования менеджментом стратегического
видения, постановки целей, выработки
и реализации стратегии, своевременной
корректировки видения, целей, стратегии
и реализации. Разработка стратегического
видения.
Прежде чем приступать к разработке стратегии,
менеджеры компании должны подумать, как
они видят будущее своей компании; в каком
направлении она должна развиваться; какими
станут в будущем используемые технологии,
товар, клиенты; какое положение в отрасли
компания должна занять через пять лет.
Для ответа на эти вопросы менеджеры тщательно
изучают внутреннюю и внешнюю среду компании,
чтобы понять, будут ли потребности бизнеса
меняться в течение ближайших пяти лет
и дальше, а если будут, то как.
Представление менеджеров о долгосрочном развитии компании, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса составляет стратегическое видение компании. Стратегическое видение, таким образом, - это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, которое задает направление движения и указывает маршрут.
Стратегическое видение - маршрут
движения компании в будущее; определяет
технологии, целевые аудитории, географические
и товарные рынки, перспективные
возможности и образ компании,
какой она должна стать в будущем.
Стратегическое видение и миссия. Если
стратегическое видение определяет будущий
образ компании, то миссия описывает деятельность компании
в настоящее время: какие товары и услуги
она производит, кто ее клиенты, каковы
технологические и деловые возможности.
Большинство компаний включают миссию
в свои годовые отчеты и размещают на Web-сайтах.
Миссия ничего не говорит о направлении
развития компании, будущей деятельности
и бизнес-планах. Таким образом, стратегическое
видение отражает будущее компании, а
миссия - настоящее. Эту разницу легко
понять, ознакомившись с материалами врезки
"Примеры формулировки стратегического
видения и миссии". Миссия компании
обычно описывает нынешний бизнес компании;
в миссии содержится общая характеристика
сегодняшних возможностей организации,
ее целевой аудитории, видов деятельности
и структуры бизнеса. Значение стратегического
видения. Миссия информирует о том, чем
занимается компания в данный момент,
а видение определяет направление, следовательно,
оно важнее. Менеджер должен мыслить стратегически,
оценивать влияние новых технологий, изменения
в потребностях и ожиданиях клиентов,
усилия и затраты, необходимые для опережения
конкурентов, перспективные рынки, - в
общем, все внешние и внутренние факторы,
которые следует учитывать при составлении
планов на будущее. Стратегическое видение
- неотъемлемая часть бизнеса. Четкое, продуманное
направление развития бизнеса позволяет
оптимально распределить ресурсы и создать
стратегию, обеспечивающую развитие компании
в нужном направлении. Компании, чьи менеджеры
пренебрегают стратегическим мышлением,
обречены бесцельно плыть по течению и
никогда не станут лидерами отрасли. Постановка
целей.
На этапе постановки целей миссия бизнеса трансформируется в конкретные результаты и итоги, к которым стремится организация. Постановка целей и контроль их достижения помогает отслеживать прогресс в деятельности организации. Менеджеры преуспевающих организаций знают, что цели должны требовать напряженной работы и серьезных усилий все работников. Для достижения трудных целей организация должна проявлять изобретательность, настойчивость, целеустремленность и собранность. Трудные цели помогают избежать инерционности и застоя.
Цели - результаты и последствия, желательные
для организации; критерии оценки деятельности
организации и ее развития. В постановке
целей должны принимать участие все менеджеры компании. Каждому
подразделению компании нужны конкретные,
измеряемые цели, достижение каждой из
которых способствует достижению глобальных
целей компании. В компании необходимо
создать атмосферу всеобщей ориентации
на результат. Для этого общие цели компании
конкретизируются для каждого отдельного
подразделения, причем ответственность
за их достижение несут менеджеры всех
уровней. Все это невозможно, если существует
хотя бы минимальное непонимание относительно
выполнения поставленных задач. В идеале
создается единое коллективное усилие,
когда каждое подразделение организации
стремится к достижению целей в своей
сфере деятельности и способствует тем
самым достижению глобальных целей компании
и реализации ее стратегического видения.
В масштабах всей компании применяются
обычно два типа оценки работы - финансовые
результаты и стратегические результаты, причем
решающая роль отводится первым. Реализация
стратегического видения без достаточного
уровня прибыльности ставит под угрозу
благополучие и само существование компании.
Ни акционеры, ни инвесторы не станут вкладывать
средства в убыточное предприятие. Однако
при всей важности финансовых показателей
только их недостаточно.
Менеджеры должны пристально следить
за стратегическим положением компании
- ее конкурентоспособностью и позицией
в отрасли в долгосрочной перспективе.
Если компания не повышает свою конкурентоспособность
и не укрепляет свое положение на рынке,
ее достижения и финансовая стабильность
весьма сомнительны.
Для достижения желательного финансового
и стратегического положения менеджеры
должны определить цели по обоим направлениям.
Финансовые цели - это финансовые результаты
и итоги деятельности, запланированные
менеджерами, а также рост доходов, уровень
окупаемости инвестиций (или экономическая
добавленная стоимость - ЭДС), рост дивидендов,
рост курса акций (или рыночная добавленная
стоимость - РДС), достаточное поступление
наличности, кредитоспособность. Стратегические
цели связаны с повышением конкурентоспособности
и улучшением положения на рынке и могут
формулироваться, например, как увеличение
доли рынка; опережение конкурентов по
качеству продукции, уровню обслуживания
клиентов, инновационным разработкам,
издержкам; улучшение репутации компании;
улучшение положения на международном
рынке; лидерство в технологической сфере;
использование перспективных маркетинговых
возможностей. В идеале борьба за стратегические
цели способствует достижению хороших
финансовых результатов.
Как финансовые, так и стратегические
цели должны быть краткосрочными и
долгосрочными. Краткосрочные цели
организации - это обычно текущие
улучшения и результаты; долгосрочные
цели заставляют менеджеров думать о
том, какие действия надо предпринять
сейчас, чтобы достичь хороших
результатов в будущем. При выборе
между достижением
Разработка стратегии. Стратегия компании представляет собой в концентрированном виде ответ менеджеров на ряд ключевых вопросов бизнеса: нужна ли диверсификация? обслуживать максимальное число потребителей или выбрать нишу рынка? расширять или сокращать ассортимент товаров? за счет чего достигать конкурентного преимущества - снижения издержек, повышения качества товара или использования организационных возможностей? как реагировать на меняющиеся предпочтения покупателей? какие географические рынки осваивать? как реагировать на появление новых рынков и новые условия конкуренции? какое направление развития выбрать? Стратегия определяет, какие товары, рынки, методы конкуренции и управления выбирает организация.
Стратегия компании - это методы конкуренции и ведения бизнеса, которые выбирает менеджмент для удовлетворения клиентов, успешной конкуренции и достижения глобальных целей организации. Создавая стратегию, менеджмент должен ответить еще на один чрезвычайно важный вопрос: как достичь поставленных целей, учитывая положение и перспективы организации. Цели - это "место назначения", а стратегия - средство его достижения. Для достижения цели требуются, во-первых, продуманные и целенаправленные действия, во-вторых, при необходимости - реакция на непредвиденные события, изменившиеся условия рынка и усиление конкуренции, в-третьих, непрерывное коллективное обучение организации - одной интуиции недостаточно, организация должна постоянно обучаться и повышать свою конкурентоспособность'. Как видно на рис.1.1, стратегия - это нечто большее, нежели продуманный и методично реализуемый абстрактный план. Стратегия корректируется за счет добавления одних параметров и отказа от других в ответ на изменение рынка, потребительских потребностей и предпочтений, стратегических маневров компаний-конкурентов, приобретенного опыта, новых возможностей и угроз, непредвиденных событий, свежих идей. Условия ведения бизнеса в будущем достаточно неопределенны и непредсказуемы, поэтому не имеет смысла планировать каждый шаг; лучше создать общий план и корректировать его при необходимости. Более того, здравый смысл подсказывает, что любая деятельность компании, как плановая, так и адаптивная, не должна выходить за границы компетенции этой компании и ее конкурентных возможностей.
|
Рис.1.1 Стратегия
компании одновременно активна и
адаптивна.
Стратегия одновременно активна (т.е. продумана
и спланирована заранее) и адаптивна (т.е.
носит приспособительный характер). Составляющие
стратегии компании. В любом виде бизнеса
условия рынка позволяют даже близким
конкурентам избежать стратегий-близнецов:
одни выбирают путь снижения затрат, другие
- дифференциации товаров или услуг, третьи
- обслуживание рыночных ниш или удовлетворение
узкоспецифических потребностей покупателей.
Одни компании конкурируют локально или
регионально, другие - глобально. Существует
множество способов ведения бизнеса и
позиционирования, поэтому описание стратегии
должно быть очень подробным, отражать
специфику данной компании.
На рис.1.2 представлен подход к разработке
общей стратегии компании. Текущая стратегия
- это комплекс запланированных мероприятий,
новых и ответных действий; обычно у компании
есть наготове специальные программы,
которые вводятся в действие при наступлении
определенных событий.
|
Рисунок 1.2
Стратегия и творческий подход. Создание стратегии - в какой-то степени задача на сообразительность: надо придумать нечто новое либо найти новое применение уже существующему. Чем быстрее меняется внешняя среда компании, тем важнее для менеджеров творческий подход - как в составлении, так и в корректировке стратегии. Например, сегодня всем компаниям опасно недооценивать распространение электронной коммерции, а розничным торговцам - игнорировать растущую популярность покупок через Internet. Менеджеры должны постоянно отслеживать внешнюю среду, своевременно выявляя новые возможности и угрозы, тенденции рынков, пожелания потребителей, технологические возможности, укреплять положение компании на рынке, заботиться о повышении конкурентоспособности. Стратегия и бизнес-модели компании должны соответствовать сегодняшним и будущим условиям внешней среды, поэтому менеджеры должны изобретательно и творчески адаптировать курс компании к новым требованиям рынка и покупательским предпочтениям. Разработка хорошей стратегии невозможна без изобретательности, без творческого подхода.
Разработка стратегии
- ориентированная на рынок и потребителя
творческая деятельность, требующая
таких качеств, как умение использовать
рыночные возможности и покупательские
потребности, чутье на перспективные
инновации, готовность к разумному
риску и интуитивное понимание
того, что нужно для роста и
укрепления бизнеса.
О предпринимательском духе компании
можно судить по быстроте адаптации к
меняющимся условиям рынка, решительности
в использовании новых возможностей, умении
быстрее конкурентов внедрять новые разработки,
постоянному повышению эффективности.
Предприимчивые компании обычно бывают
либо лидерами, либо ранними последователями,
быстро и творчески реагируют на появление
новых перспектив развития и возможностей
укрепления позиций на рынке. Они готовы
идти на разумный риск и не боятся новаторских
стратегий. Сегодня пример самой активной
предприимчивости демонстрируют электронные
компании. Напротив, компании, недостаточно
предприимчивые, боятся риска и не решаются
на какие-либо отклонения от проверенных
методов ведения бизнеса до тех пор, пока
их не вынудят к тому обстоятельства. Такие
компании либо избегают новых разработок,
считая это дело бесперспективным, либо
действуют слишком медленно и не успевают
адаптироваться к новым условиям. Недостаточно
предприимчивые компании считают, что
в отставании есть свои преимущества,
например, можно избежать дорогостоящих
ошибок, на которые обречены первопроходцы.
Им больше нравится постепенная трансформация
стратегии, нежели стремительная перестройка.
Компании, не торопящиеся осваивать электронную
коммерцию, - пример дефицита предприимчивости.