Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.
ВВЕДЕНИЕ. 3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Принцип системности и комплексности 5-8
2. Принцип правовой защищенности управленческого решения 9-9
3. Принцип оптимизации управления 9-12
4. Принцип делегирования полномочий 12-16
5. Принцип соответствия 16-17
6. Принцип автоматического замещения отсутствующего 17-18
7. Принцип первого руководителя 18-19
8. Принцип одноразового ввода информации 19-20
9. Принцип новых задач 20-21
10. Принцип повышения квалификации 21-23
11. Принцип "Монтера Мечникова" 23-24
12. Принцип цели 25-26
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31
Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работ, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже - добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях - администрация, аппарат управления; в стране - государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления. Об этом более подробно будет рассмотрено ниже.
Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например, регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
Если в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, можно говорить о хорошей совместимости работы.
В противном случае необходимо перестраивать организацию, изменять "правила игры", систему ресурсного распределения. Проблемы совместимости в больших системах должны решаться с помощью централизованных механизмов, преодолевающих силы отталкивания, или механизмов адаптации, превращающих центробежные силы в центростремительные. Проблемам психологической совместимости членов коллектива групп также посвящено большое число научных работ.
Свойство "обратных связей" . Фундаментальное свойство больших систем - установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме "персонал" размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.
Итак, основные цели и задачи системного подхода заключается в следующем:
Принцип
системности и комплексности
подразумевает умение видеть наиболее
значимый комплекс взаимосвязанных
и взаимообусловленных
Прекрасный пример использования комплексной системы в трудовых отношениях - опыт японских корпораций. Во многом именно на ней зиждется так называемой "японское чудо" - стремительный рывок в развитии промышленности и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений (или, как ее называют японцы, "пять великих систем") построена следующим образом (см. схему).
Система пожизненного найма (СПН) в ее классическом виде применяется на крупных предприятиях и в государственной службе Японии. Пожизненный найм предполагает джентльменское соглашение между работодателем и наемным работником, смысл которого состоит в том, сто сотрудник материально заинтересован в работе на данном предприятии и пожизненно связал с ним свою судьбу. Его мотивацию обеспечивают в свою очередь система оплаты труды (СОТ) и система кадровой ротации (СКР).
Система оплаты труда (СОТ) строится на следующих принципах:
Суть
системы кадровой ротации (СКР)
состоит в том, что работник через каждые
2-3 года перемещается по горизонтали и
вертикали. Таким образом, у него накапливается
опыт, появляются новые знания, повышается
заработок. Ротация проводится, как правило,
без согласия работника. Выпускники престижных
вузов начинают работу в корпорации с
должностей, не требующих высокой квалификации.
Профессиональное образование строится
на основе системы
подготовки на рабочих
местах (СПРМ).
Суть
системы репутация (СР) заключается
в том, что на каждого работника корпорации
составляется письменная характеристика,
в которой отмечаются все его достоинства
и недостатки. Она помогает работнику
объективно оценивать себя, стимулирует
к повышению квалификации, более быстрому
перемещению по служебной лестнице, переквалификации
(через систему СПРМ) и повышению заработной
платы.
Ценность
"пяти японских систем" заключается
в том, что они представляют собой
неразрывный комплекс
взаимосвязанных и взаимообусловливающих
друг друга подсистем, работающих на
единые цели: обеспечение высокой производительности
труда, экономический рост страны и высокий
уровень жизни населения. Общинное сознание
японцев, их традиции, культура, мораль
и нравственность помогают наиболее эффективно
использовать все преимущества этой системы.
Этот
принцип требует
от руководителей
предприятий знания
действующего законодательства
и принятия управленческих
решений только с
учетом соответствия
этих решений действующим
правовым актам.
Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нормах - особенно. Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Государственная Дума России поражает мир удивительной законотворческой плодовитостью, рождаются бесчисленные указы Президента и решения Правительства. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно. Но как бы ни относились руководители предприятий и фирм к этим правовым актам, но выполнять или хотя бы считаться с ними необходимо - иначе неминуемы крупные штрафы или решения о полном прекращении работы предприятия.
Нельзя путать деловой риск с риском преступить закон, тем более что, несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии, правовое пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все новые и новые законодательные акты. Такие федеральные законы, как о защите прав потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации, сертификации продукции и услуг, о рекламе и т.п. уже дают ощутимые результаты.
С
переходом России к открытой экономике,
с повышение роли международных
связей (к 1996 г. в России несколько
десятков тысяч предприятий и
организаций участвовали во внешнеэкономической
деятельности) стало необходимым знать
и постоянно изучать законодательные
акты стран - партнеров по бизнесу. И в
первую очередь учитывать действующие
торговые ограничения этих стран: величину
таможенного тарифа, т.е. налог на ввозимые
товары; размеры квот - количественный
предел товаров, разрешенные на ввоз в
страну; систему эмбарго, т.е. перечень
запрещенных видов импорта; существующую
систему валютного контроля; нетарифные
барьеры (отдельные страны налагают жесткий
запрет на ввоз товаров, не соответствующих
принятым в стране стандартам) и т.д.
Любая
управляемая система
Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии). Очевидно, что организации не могут существовать автономно - для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными заказчиками и т.д. Внешняя среда задает смысл существования организации, устанавливает требования к деятельности. В годы застоя многие отрасли нашей промышленности и предприятия оказались в положении закрытых систем, их развитие существенно замедлилось.