Законы и принципы менеджмента. Их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:31, контрольная работа

Описание

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Работа состоит из  1 файл

менеджм.docx

— 40.15 Кб (Скачать документ)

 

 

 

  1. Законы и принципы менеджмента. Их взаимосвязь.

(мой №2)

В основе менеджмента лежит система экономических  законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый  руководитель должен знать и постоянно  осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с  проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном  случае его ожидает неудача или  крах.

Различают общие и специфические законы управления.

К общим  законам управления относятся:

1. Закон  специализации управления. Современное  производство основано на использовании  новейших технологических процессов,  технических средств, высокой  степени организации производства  и труда, информационных систем. Для управления таким производством  необходимы узкоспециализированные  знания и навыки в различных  областях науки и техники, что  приводит к расчленению общих  функций, их проявлению в конкретных  условиях, на различных уровнях.  Менеджмент включает экономические,  социально-психологические, правовые  и организационно-технические аспекты,  поэтому менеджеры должны обладать  высоким профессионализмом в  области каждого из этих направлений.  Свойственные рыночной экономике  риск и неопределенность ситуации  требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску  оптимальных организационных и  научно-технических решений.

 

2. Закон  интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте  вытекает из потребности самого  производства и управления им. Это объединение, с одной стороны,  специализированных управленческих  действий на различных этапах  управления в единый управленческий  процесс, а с другой - подразделений,  производств в единый производственный  организм - предприятие. Предприятия  в свою очередь могут объединяться  в различные организационные  формы рыночной экономики. Пределы  этого объединения регулируются  точными отношениями производства  и управления. Интеграционные процессы  осуществляются до тех пор,  пока они способствуют высоким  темпам нововведений, мобильности  технологической переориентации, внедрению  изобретений, высокому уровню  занятости в условиях острой  конкурентной борьбы. В качестве  интегрирующих факторов могут  выступать цели, задачи, интересы, необходимость  поддержания жизнедеятельности  и развития системы, требования  рынка. Интеграция осуществляется  путем установления временных  и постоянных связей на всех  уровнях проявления функции управления  и информационного обеспечения.  На интеграционные процессы могут  оказывать влияние внутренние  и внешние переменные.

3. Закон  экономии времени. Этот закон  справедлив не только для сферы  материального производства. Всякая  экономия, в конечном счете, сводится  к экономии времени. Это положение  характерно для менеджмента, где  этот закон выступает как закон  управления временем. Эффективность  управления и, следовательно,  достижение поставленной цели  зависят от скорости реакции  менеджера на потребности рынка  и мобилизации внутренних и  внешних переменных для удовлетворения  этих потребностей. Решение любого  вопроса в менеджменте в более  короткое время, чем конкурирующей  стороной, всегда оказывает положительное  влияние на конечные результаты  деятельности фирмы. В глобальных  масштабах закон экономии времени  может влиять на уровень экономического  развития региона или страны  в целом.

Специфические законы управления.

Выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. На данном уровне развития теории менеджмента среди законов управления можно выделить:

- закон единства и целостности системы управления. Гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;

- закон обеспечения необходимого числа степеней свободы. Требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;

 

- закон необходимого разнообразия. Гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т.п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;

- закон соотносительности управляющих (субъект управления) и управляемых систем (объект управления). Предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:

1.функциональная сложность субъекта должна превышать функциональную сложность объекта, уровень компетентности работников субъекта также должен превышать уровень компетентности объекта;

2. динамика совершенствования субъекта должна превышать динамику совершенствования объекта.

- закон зависимости эффективности решения задач управления, от объема использования информации;

- закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

- закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

 

 

 

 

 

Принципы менеджмента.

Принципы  менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает  своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю  систему с учетом внешних и  внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры  или системы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы  отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить  разделение на свои миры. –

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен  в общественный окружающий мир с  определенными представлениями  о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение  цен и услуг и т.п.

Основным  частным принципом менеджмента  является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания  централизации и децентрализации  в менеджменте состоит в оптимальном  распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип научной обоснованности управления предполагает предвидение, планируемые  во времени социально-экономические  преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается  в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

9. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационные сети в организации.

 

Коммуникация  - это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы.

Коммуникации  в организационном контексте  включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией  и передачи сведений между отдельными людьми или их группами.

 

Виды коммуникаций.

 

Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей  в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается  от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

Внутренние  коммуникации – это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

Формальные  коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом  распространения слухов.

Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.

Информация  перемещается внутри организации с  уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким образом, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

Помимо  обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким образом, руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей

- это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на один раз неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы, получили название «кружков качества». Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Наиболее  очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Они составляют основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что 2/3  этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.

Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов;

обеспечением  вовлеченности в решение задач  отдела;

обсуждением проблем эффективности работы; достижением  признания и вознаграждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

В дополнение к обмену информацией между руководителем  и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

Информация о работе Законы и принципы менеджмента. Их взаимосвязь