Здравоохрание как элемент социальной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:18, доклад

Описание

Система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

Работа состоит из  1 файл

доклад ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

     Здравоохранение как элемент социальной инфраструктуры 

     Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень  рождаемости, смертности, показатель работоспособности  населения. Более здоровое  население  работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.

        Так, в соответствии с законодательством все граждане Российской Федерации обладают правом на охрану здоровья. В нашей стране основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения.

           Система здравоохранения  – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

            В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.

           Система здравоохранения  наряду с экологической обстановкой, политическим строем, экономической обстановкой в стране, уровнем благосостояния населения является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. Поэтому, насколько хорошо организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья граждан.

     В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли  очень важные изменения в системе  здравоохранения, а именно в ее структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском  страховании граждан Российской Федерации» [1]. Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан.

        Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании, и так же гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

     Но, однако, все реформы и планы  по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения.

       Внедрение обязательного медицинского  страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС.

     В 2007 году стоимость базовой программы обязательного медицинского страхования составляла 328,2 млрд. рублей. Эти расходы включали статьи на заработную плату с начислениями, медикаменты, мягкий инвентарь, продукты питания, расходные материалы. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями напрямую осуществлялось финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений в размере 361,9 млрд. рублей. При этом из указанных 361,9 млрд. рублей, 187,2 млрд. рублей – ассигнования, подлежащие передаче через систему ОМС, поскольку осуществляются по тем же статьям, которые входят в тарифы ОМС. Кроме того, 111,8 млрд. рублей были направлены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на оплату коммунальных и прочих услуг, содержание имущества, приобретение основных средств.

     Эти и многие другие причины свидетельствуют  о том, что нынешняя система здравоохранения  имеет множество недостатков, которые  требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного  решения.

         Демографическая ситуация здравоохранения в Российской Федерации пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились – с 700 тыс. человек ежегодно в период 2000–2005 годов до 213 тысяч человек в 2007 году. За 10 месяцев 2008 года коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения, в то время как за соответствующий период 2007 года он составлял – 3,4. По состоянию на 1 октября 2008 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 141,9 млн. человек, что на 116,6 тысяч человек меньше, чем на соответствующую дату 2007 года.

     Снижение  темпов сокращения численности населения  обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2007 году родились 1602 тыс. детей, что на 8,3% больше чем в 2006 году. Рост рождаемости за 10 месяцев 2008 года составил 7,7%. Коэффициент смертности (на 1000 населения) снизился в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 3,3%. За 10 месяцев 2008 года коэффициент смертности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года не увеличился.

        В 2006 году, впервые за последние 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 1,3 года – с 65,3 лет до 66,6 лет. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 67,65 лет [2]. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является наиболее корректным измерителем уровня смертности и служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения. Современная история Российской Федерации убедительно показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни. Качество репродуктивного здоровья населения нашей страны остается на довольно низком уровне. Изменение этой ситуации обусловлено улучшением социально-экономического положения и интенсивным развитием современных репродуктивных технологий в акушерско-гинекологической практике. Внедрение передовых технологий в области воспроизводства человека, несомненно, будет способствовать улучшению качества и доступности медицинской помощи женщинам. Это одно из реальных и перспективных направлений в создании условий, благоприятствующих росту рождаемости.

           С первой половины ХХ века по настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной.  
      В настоящее время медицинская помощь населению Российской Федерации оказывается в 9620 учреждениях здравоохранения, в том числе в 5 285 больницах, 1152 диспансерах, 2350 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 833 самостоятельных стоматологических поликлиниках.

       Первичная медико-санитарная помощь — совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения. Первичная медико-санитарная помощь представляет первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения, что диктует необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. Основным принципом ее организации является территориально-участковый.  
     Несмотря на развитую сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения страны и современного общества. 
     Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с:  
             • неадекватно высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (номинально в крупных городах – 1800–2500 человек на 1 участок, фактически – до 4000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения; 
             • расширенным объемом лечебной работы при острой патологии. Самоликвидация кабинетов доврачебной медицинской помощи усугубила перегрузку выполнения функции врачебной должности. С учётом длительного времени ожидания приёма, неудобного графика работы государственных и муниципальных амбулаторных учреждений здравоохранения (преимущественно в будние дни) доступность первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи для работающего населения оказывается низкой. Отсутствуют взаимодействие и преемственность в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной помощи, что приводит к недостаточной эффективности ее работы в целом.

         Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения. При этом, по сути, стационарная медицинская помощь необходима лишь при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования и лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного круглосуточного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.

     В настоящее время в Российской Федерации существует три модели обеспечения граждан лекарственными средствами: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и лекарственное обеспечение отдельных групп населения бесплатно или со скидкой по рецептам врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890[3], а также обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года. В рамках указанной системы осуществляются закупки лекарственных средств по процедурам закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. С 2005 по 2007 год закупки осуществлялись Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, в 2008 году – органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, передаваемых в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а в 2009 году переданы субвенциями из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2005 году на дополнительное лекарственное обеспечение было запланировано 50,8 млрд. рублей, фактические расходы составили 48,3 млрд. рублей. При этом, ограниченное использование финансовых средств было вызвано: во-первых сохранением солидарного принципа, а во-вторых адаптацией врачей и пациентов к новой системе лекарственного обеспечения.

     В 2006 году произошел законодательный отказ существенной части льготников от получения набора социальных услуг, и в системе дополнительного лекарственного обеспечения остались только граждане, нуждающиеся в регулярном приеме лекарственных средств. Кроме того, был существенно расширен список лекарственных средств. Фактические расходы составили 74,7 млрд. рублей при запланированных 34 млрд. рублей. 
В 2007 году численность граждан, оставивших право на дополнительное лекарственное обеспечение практически не изменилась, запланированы были средства в сумме 34,9 млрд. рублей, но расходы сократились на 30% и составили 50,7 млрд. рублей. Снижение расходов обусловлено установлениями ограничений на выписку препаратов, а также появлением централизованной автоматизированной системы.

     В 2008 году планируемые расходы на реализацию прав граждан льготных категорий на дополнительное лекарственное обеспечение составили 30,1 млрд. рублей. При этом, из системы дополнительного лекарственного обеспечения были выведены дорогостоящие препараты для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. На закупку этих препаратов были выделены средства в сумме 33 млрд. рублей. 
Кроме того, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения в 2008 году субъектам Российской Федерации было дополнительно выделено 10 млрд. рублей.

Информация о работе Здравоохрание как элемент социальной инфраструктуры