Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:36, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В данной курсовой работе поставлены следующие задачи, дать оценку:
1 Необходимости и предпосылкам появления государственных целевых программ развития;
2 Производственной структуре агропромышленного комплекса;
3 Основным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства
4 Анализу кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия
5 Основным направлениям кредитной поддержки АПК
Государственное
регулирование финансово-
Уполномоченный банк - Россельхозбанк, имеющий особый статус государственного агента по обслуживанию АПК. Его задачи - развитие кредитных отношений банка и заемщиков (сельских товаропроизводителей, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье), предоставление средне- и долгосрочных финансовых ресурсов для модернизации и обновления материально-технической базы сельского хозяйства. Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков России. Он имеет представительства в 78 регионах страны, около 1700 филиалов.
Можно констатировать, что в России формируется система кредитования аграрной сферы экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях - филиалы Россельхозбанка в регионах России.
Особое внимание уделяется созданию сети кредитования на районном уровне. Филиалы Россельхозбанка присутствуют в 1410 районах и 446 муниципальных образованиях и сельских поселениях. Все районные отделения и региональные филиалы банка работают на принципах самоокупаемости. При председателе правления банка создан Совет руководителей региональными филиалами и Совет управляющих офисами.
Россельхозбанк стремится получить максимум прибыли от банковской деятельности. Именно поэтому, а также из-за других факторов внутреннего и внешнего характера он не в полной мере выполняет государственные функции, которые призваны стать для него основополагающими, - проводника методов государственного регулирования мероприятий по финансированию сельских товаропроизводителей.
Кредитные отношения Россельхозбанка с потенциальными заемщиками строятся на основе оценки кредитоспособности последних. Методика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий идентична методике оценки кредитоспособности промышленных предприятий, организаций торговли и других отраслей экономической деятельности, то есть в кредитных отношениях существует формализм: не учитываются специфика сельскохозяйственного производства, его сезонность, длительный производственный цикл, замедленные темпы оборачиваемости средств, несовпадение времени производственных затрат и реализации продукции, зависимость от внешних факторов.
Необходимо отметить, что в России высока нестабильность экономических инструментов (цен, ставок рефинансирования, валютных курсов и т.д.). Это существенно затрудняет управление банковским сектором в целом и отдельными банками. Нестабильность стала основным кризисным фактором инвестиционной и текущей хозяйственной деятельности предприятий аграрного сектора, поскольку резко возросли риски вложений в производство, капиталоемкие инвестиционные проекты. Одновременно возникла хроническая нехватка «длинных пассивов», необходимых для размещения средств в инвестиционных проектах.
Сегодня сформировалась экономическая среда, ориентирующая банки на извлечение доходов не из кредитования предприятий и населения, а исключительно из спекулятивных операций. Проблемы институционального и правового характера, с которыми столкнулись банки и другие финансовые институты, породили нежелательную мотивацию их деятельности, в лучшем случае приводящую к рисковому поведению, а в худшем - к незаконной деятельности. В таких условиях весьма проблематично достижение баланса интересов банка как государственного агента и как кредитной организации.
Анализ
финансовых результатов деятельности
крупных и средних
Оценка
кредитоспособности заемщиков аграрной
сферы показывает, что сельхозпредприятия
имеют высокий уровень
Анализ кредитования аграрной сферы экономики в 2006-2007 гг. (предкризисные годы) и в 2008 г. (начало кризиса) в определенной степени позволил сформулировать особенности кредитных отношений в условиях экономического кризиса. Это снижение предоставления заемных средств сельхозорганизациям с 1053 млн руб. в 2006 г. до 958,5 млн в 2007 г. и до 649,5 млн руб. в 2008 г. Наблюдается снижение размеров непогашенных в срок кредитов. Так, если в 2007 г. они составляли более 70 млн руб., то в 2008 г. снизились до 66 млн руб.
Все это приводит к росту краткосрочных кредитов. Так, в 2008 г. краткосрочные кредиты банков увеличились до 1013,2 млн руб., или почти в 3 раза по сравнению с 2007 г. В 2008 г. снизился размер заемных средств из федерального бюджета, что повысило нагрузку на сельских товаропроизводителей, то есть снижение доходности сельского хозяйства в период кризиса сопровождалось снижением его государственной поддержки.
Особую тревогу вызывает увеличение получения заемных средств под залог имущества: в 2007 г. - до 2255,8 млн руб., в 2008 г. - до 3010,2 млн руб. Можно констатировать, что практически все имущество сельских товаропроизводителей области находится в залоге у банков.
За 2005-2008 гг. увеличивались размеры поддержки кредитования за счет региональных средств. В 2008 г. субсидии на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым предприятиями АПК, составили 103,2 млн руб., привлекаемые на реализацию инвестиционных проектов - 90 млн, на покупку скота - 3,7 млн руб.
Анализ структуры кредитования сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий позволяет отметить, что основная доля финансовых средств предоставлялась сельскохозяйственным предприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.
В 2008 г. хозяйствам всех категорий предоставлено 1012,6 млн руб., то есть меньше, чем в 2007 г. (1325,6 млн). Из них средства Сбербанка России составили 178,4 млн, ПРФ ОАО Россельхозбанка - 834,2 млн руб. Большая доля финансовых средств также предоставлялась сельхозпредприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались фермерские хозяйства и хозяйства населения. Основным кредитором сельских товаропроизводителей остается Россельхозбанк, который предоставил сельскохозяйственным предприятиям кредит 646,5 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 45,2 млн, хозяйствам населения - 47,1 млн руб.
Следует отметить увеличение размеров кредитования Сбербанка России и уход из сферы кредитования филиала Внешторгбанка, ведущую роль Россельхозбанка в денежно-кредитных отношениях с сельскими товаропроизводителями.
Положительной тенденцией до кризиса было увеличение доли долгосрочных кредитов и займов в общем объеме полученных сельскохозяйственными организациями кредитных ресурсов. Однако кредиты в основном получали экономически сильные организации, поэтому в развитии сельского хозяйства возникли диспропорции.
Исходя
из проведенного анализа, можно констатировать,
что в области не сложилась
эффективная система
В последние годы сельскохозяйственные угодья становятся предметом залога при кредитовании. Усилились процессы банкротства сельхозпредприятий и перехода их в собственность коммерческих банков. Процесс кредитования нередко становится фактором разрушения аграрного производства, вывода из оборота сельхозугодий с последующей их консервацией. Земли сельскохозяйственных организаций не используются, перепродаются, и иногда трудно установить собственника. Государство несет ущерб не только от непроизведенной продукции, но и из-за разрушения сельских территорий, прежде всего социальной сферы.
Заемщики
- средние и крупные
Следует усилить роль государства в развитии кредитных отношений между банками и сельхозорганизациями, а также в контроле использования финансовых средств. Государственное кредитование необходимо совершенствовать в сфере производственной инфраструктуры, предоставления производственных услуг аграрным предприятиям. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.
На региональном уровне кредитование ведется по основополагающим сферам, таким как крупное производство основных видов аграрной продукции, перерабатывающие предприятия, торговые организации, связанные с сельским хозяйством.
На высшем уровне кооперативной банковской системы осуществляется координация деятельности по кредитованию региональных банков, представляющих в основном средне- и долгосрочные кредиты для развития агропромышленного производства.
В
целом кредитные кооперативные
институты постоянно
Ныне
при разработке и реализации государственных
программ развития сельского хозяйства
не учитываются факторы их эффективности,
которые в силу специфики
Необходимо развивать кредитные отношения Россельхозбанка с сельскими товаропроизводителям по следующим направлениям:
Кроме
того, необходимо усилить ответственность
Россельхозбанка за использование
средств, направляемых на финансирование
государственных целевых программ развития
сельского хозяйства и других отраслей
АПК.
2.2 Основные направления кредитной поддержки АПК
Основным видом деятельности Банка является кредитование организаций и предприятий агропромышленного комплекса и жителей сельской местности. Миссия Банка и четыре из пяти вытекающих из нее стратегических задач предусматривают кредитно-финансовую поддержку: сельскохозяйственных предприятий, обеспечение развития сельских территорий и инфраструктуры села, процессов социального развития в сельской местности, а также развитие инфраструктуры кредитно-финансовой системы АПК.
Кредитная политика Банка предусматривает, что не менее 70% кредитов в кредитном портфеле Банка приходится на предприятия АПК. Учитывая региональные различия в отраслевой структуре экономики и уровне развития аграрного сектора в субъектах Российской Федерации, доля кредитов, предоставляемых предприятиям АПК, устанавливается дифференцированно для каждого регионального филиала Банка. Для региональных филиалов, расположенных в регионах с природными условиями, не пригодными для ведения сельского хозяйства в традиционных формах: Якутского, Хакасского, Тувинского, Магаданского филиалов может устанавливаться пониженная доля вложений в АПК (на второе полугодие 2007 г. – 60%); в регионах центральной полосы: Владимирский, Кировский, Костромской, Новгородский, Псковский и др. филиалы – 70%; для регионов с благоприятными климатическими условиями: Краснодарский, Ростовский, Ставропольский Алтайский, Белгородский, Орловский – на уровне 75 и более процентов.
Информация о работе Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»