Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В данной курсовой работе поставлены следующие задачи, дать оценку:

1 Необходимости и предпосылкам появления государственных целевых программ развития;

2 Производственной структуре агропромышленного комплекса;

3 Основным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства

4 Анализу кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия

5 Основным направлениям кредитной поддержки АПК

Работа состоит из  1 файл

Развитие апк.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

    Государственное регулирование финансово-кредитных  отношений выражается в предоставлении дотаций и компенсаций, прямом финансировании программ поддержки и развития социальной сферы села, бюджетных ссудах (кратко- и долгосрочных). К процессу государственного кредитования можно отнести и отсрочки, рассрочку по уплате налогов и налоговых кредитов.

    Уполномоченный  банк - Россельхозбанк, имеющий особый статус государственного агента по обслуживанию АПК. Его задачи - развитие кредитных отношений банка и заемщиков (сельских товаропроизводителей, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье), предоставление средне- и долгосрочных финансовых ресурсов для модернизации и обновления материально-технической базы сельского хозяйства. Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков России. Он имеет представительства в 78 регионах страны, около 1700 филиалов.

    Можно констатировать, что в России формируется  система кредитования аграрной сферы  экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях - филиалы Россельхозбанка в регионах России.

    Особое  внимание уделяется созданию сети кредитования на районном уровне. Филиалы Россельхозбанка  присутствуют в 1410 районах и 446 муниципальных  образованиях и сельских поселениях. Все районные отделения и региональные филиалы банка работают на принципах самоокупаемости. При председателе правления банка создан Совет руководителей региональными филиалами и Совет управляющих офисами.

    Россельхозбанк  стремится получить максимум прибыли от банковской деятельности. Именно поэтому, а также из-за других факторов внутреннего и внешнего характера он не в полной мере выполняет государственные функции, которые призваны стать для него основополагающими, - проводника методов государственного регулирования мероприятий по финансированию сельских товаропроизводителей.

    Кредитные отношения Россельхозбанка с  потенциальными заемщиками строятся на основе оценки кредитоспособности последних. Методика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий идентична методике оценки кредитоспособности промышленных предприятий, организаций торговли и других отраслей экономической деятельности, то есть в кредитных отношениях существует формализм: не учитываются специфика сельскохозяйственного производства, его сезонность, длительный производственный цикл, замедленные темпы оборачиваемости средств, несовпадение времени производственных затрат и реализации продукции, зависимость от внешних факторов.

    Необходимо  отметить, что в России высока нестабильность экономических инструментов (цен, ставок рефинансирования, валютных курсов и т.д.). Это существенно затрудняет управление банковским сектором в целом и отдельными банками. Нестабильность стала основным кризисным фактором инвестиционной и текущей хозяйственной деятельности предприятий аграрного сектора, поскольку резко возросли риски вложений в производство, капиталоемкие инвестиционные проекты. Одновременно возникла хроническая нехватка «длинных пассивов», необходимых для размещения средств в инвестиционных проектах.

    Сегодня сформировалась экономическая среда, ориентирующая банки на извлечение доходов не из кредитования предприятий  и населения, а исключительно  из спекулятивных операций. Проблемы институционального и правового  характера, с которыми столкнулись банки и другие финансовые институты, породили нежелательную мотивацию их деятельности, в лучшем случае приводящую к рисковому поведению, а в худшем - к незаконной деятельности. В таких условиях весьма проблематично достижение баланса интересов банка как государственного агента и как кредитной организации.

    Анализ  финансовых результатов деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий показал, что в 2007 г. было 77 убыточных организаций, в 2008 г. - 17 из 216. При этом убытки в расчете на одно предприятие в 2007 г. достигали 1475 тыс. руб., в 2008 г. - 6590 тыс. руб.

    Оценка  кредитоспособности заемщиков аграрной сферы показывает, что сельхозпредприятия имеют высокий уровень закредитованности. Их кредиторская задолженность значительно  превышает дебиторскую. Просроченная кредиторская задолженность организаций в аграрной сфере экономики в 2007 г. составила: поставщикам -236 млн руб., в бюджет - 76,3 млн, по платежам в государственные внебюджетные фонды - 59,4 млн руб.

    Анализ  кредитования аграрной сферы экономики в 2006-2007 гг. (предкризисные годы) и в 2008 г. (начало кризиса) в определенной степени позволил сформулировать особенности кредитных отношений в условиях экономического кризиса. Это снижение предоставления заемных средств сельхозорганизациям с 1053 млн руб. в 2006 г. до 958,5 млн в 2007 г. и до 649,5 млн руб. в 2008 г. Наблюдается снижение размеров непогашенных в срок кредитов. Так, если в 2007 г. они составляли более 70 млн руб., то в 2008 г. снизились до 66 млн руб.

    Все это приводит к росту краткосрочных кредитов. Так, в 2008 г. краткосрочные кредиты банков увеличились до 1013,2 млн руб., или почти в 3 раза по сравнению с 2007 г. В 2008 г. снизился размер заемных средств из федерального бюджета, что повысило нагрузку на сельских товаропроизводителей, то есть снижение доходности сельского хозяйства в период кризиса сопровождалось снижением его государственной поддержки.

    Особую  тревогу вызывает увеличение получения  заемных средств под залог  имущества: в 2007 г. - до 2255,8 млн руб., в  2008 г. - до 3010,2 млн руб. Можно констатировать, что практически все имущество сельских товаропроизводителей области находится в залоге у банков.

    За 2005-2008 гг. увеличивались размеры  поддержки кредитования за счет региональных средств. В 2008 г. субсидии на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым предприятиями АПК, составили 103,2 млн руб., привлекаемые на реализацию инвестиционных проектов - 90 млн, на покупку скота - 3,7 млн руб.

    Анализ  структуры кредитования сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий позволяет отметить, что основная доля финансовых средств предоставлялась сельскохозяйственным предприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.

    В 2008 г. хозяйствам всех категорий предоставлено 1012,6 млн руб., то есть меньше, чем  в 2007 г. (1325,6 млн). Из них средства Сбербанка  России составили 178,4 млн, ПРФ ОАО  Россельхозбанка - 834,2 млн руб. Большая  доля финансовых средств также предоставлялась сельхозпредприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались фермерские хозяйства и хозяйства населения. Основным кредитором сельских товаропроизводителей остается Россельхозбанк, который предоставил сельскохозяйственным предприятиям кредит 646,5 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 45,2 млн, хозяйствам населения - 47,1 млн руб.

    Следует отметить увеличение размеров кредитования Сбербанка России и уход из сферы  кредитования филиала Внешторгбанка, ведущую роль Россельхозбанка в денежно-кредитных отношениях с сельскими товаропроизводителями.

    Положительной тенденцией до кризиса было увеличение доли долгосрочных кредитов и займов в общем объеме полученных сельскохозяйственными организациями кредитных ресурсов. Однако кредиты в основном получали экономически сильные организации, поэтому в развитии сельского хозяйства возникли диспропорции.

    Исходя  из проведенного анализа, можно констатировать, что в области не сложилась  эффективная система кредитования аграрной сферы экономики в силу внешних (несовершенство законодательства и кредитных отношений), а также внутренних факторов. Кроме того, в самой системе кредитования заложены не только риски, но и угроза продовольственному обеспечению населения.

    В последние годы сельскохозяйственные угодья становятся предметом залога при кредитовании. Усилились процессы банкротства сельхозпредприятий и перехода их в собственность коммерческих банков. Процесс кредитования нередко становится фактором разрушения аграрного производства, вывода из оборота сельхозугодий с последующей их консервацией. Земли сельскохозяйственных организаций не используются, перепродаются, и иногда трудно установить собственника. Государство несет ущерб не только от непроизведенной продукции, но и из-за разрушения сельских территорий, прежде всего социальной сферы.

    Заемщики - средние и крупные сельскохозяйственные организации - не в состоянии участвовать на равных в кредитных отношениях. Без финансового обеспечения экономической деятельности как средних и крупных сельхозорганизаций, так и тем более крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий, ведение сельскохозяйственного производства возможно только на низком технологическом уровне, что не отвечает задачам его развития.

    Следует усилить роль государства в развитии кредитных отношений между банками и сельхозорганизациями, а также в контроле использования финансовых средств. Государственное кредитование необходимо совершенствовать в сфере производственной инфраструктуры, предоставления производственных услуг аграрным предприятиям. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.

    На  региональном уровне кредитование ведется  по основополагающим сферам, таким  как крупное производство основных видов аграрной продукции, перерабатывающие предприятия, торговые организации, связанные  с сельским хозяйством.

    На  высшем уровне кооперативной банковской системы осуществляется координация деятельности по кредитованию региональных банков, представляющих в основном средне- и долгосрочные кредиты для развития агропромышленного производства.

    В целом кредитные кооперативные  институты постоянно изменяются, что отражается на принципах кредитных отношений. В основном эти изменения связаны с усилением государственной помощи в становлении кооперативных институтов. Важно располагать действенной системой государственного контроля использования бюджетных средств на льготных условиях при реализации государственных целевых программ.

    Ныне  при разработке и реализации государственных  программ развития сельского хозяйства  не учитываются факторы их эффективности, которые в силу специфики сельскохозяйственного  производства должны быть комплексными, то есть охватывать всю систему ведения сельского хозяйства.

    Необходимо  развивать кредитные отношения  Россельхозбанка с сельскими товаропроизводителям по следующим направлениям:

  • кредитование освоения инновационных технологий в сельхозпроизводстве, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности;
  • предоставление долгосрочных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства аграрного профиля;
    • взаимодействие с сельскими кредитными кооперативами;
  • инвестирование социальной сферы (жилищное строительство, газификация сельских поселений); ипотечное кредитование; кредитование на долевых условиях целевых федеральных и региональных программ развития, ведения сельскохозяйственного производства;
  • обслуживание лизинговых компаний, предоставляющих ресурсы для восстановления и обновления основных фондов сельских товаропроизводителей и предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.

    Кроме того, необходимо усилить ответственность  Россельхозбанка за использование  средств, направляемых на финансирование государственных целевых программ развития сельского хозяйства и других отраслей АПК. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Основные направления кредитной поддержки АПК

      Основным видом деятельности Банка является кредитование организаций и предприятий агропромышленного комплекса и жителей сельской местности. Миссия Банка и четыре из пяти вытекающих из нее стратегических задач предусматривают кредитно-финансовую поддержку: сельскохозяйственных предприятий, обеспечение развития сельских территорий и инфраструктуры села, процессов социального развития в сельской местности, а также развитие инфраструктуры кредитно-финансовой системы АПК.

    Кредитная политика Банка предусматривает, что  не менее 70% кредитов в кредитном  портфеле Банка приходится на предприятия  АПК. Учитывая региональные различия в  отраслевой структуре экономики  и уровне развития аграрного сектора  в субъектах Российской Федерации, доля кредитов, предоставляемых предприятиям АПК, устанавливается дифференцированно для каждого регионального филиала Банка. Для региональных филиалов, расположенных в регионах с природными условиями, не пригодными для ведения сельского хозяйства в традиционных формах: Якутского, Хакасского, Тувинского, Магаданского филиалов может устанавливаться пониженная доля вложений в АПК (на второе полугодие 2007 г. – 60%); в регионах центральной полосы: Владимирский, Кировский, Костромской, Новгородский, Псковский и др. филиалы – 70%; для регионов с благоприятными климатическими условиями: Краснодарский, Ростовский, Ставропольский Алтайский, Белгородский, Орловский – на уровне 75 и более процентов.

Информация о работе Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»