Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа
В целях определения банками стратегии и политики в области розничного бизнеса Национальным банком была одобрена Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года. Для ее реализации банки разработали планы мероприятий, предусмотрев в них основные направления развития розничного банковского бизнеса, количественные и качественные показатели.
Введение……………………………………………………………………...…..2
Сущность и виды розничных банковских услуг………………………..4
1.1 Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг и понятие розничных операций………………………….……………..4
Классификация розничных услуг……………………………………..8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг…………………………………………………….. 13
2. Основные направления совершенствования рынка розничных банковских услуг………………………………………………………….16
2.1 Цели и основные направления развития сферы розничных банковских услуг……………………………………………………...16
2.2 Продвижение и перспективы розничных банковских услуг……..18
3. Анализ деятельности КБ по оказанию розничных банковских услуг на примере «Приорбанк» ОАО…………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35
Можно сделать некоторый вывод, что розничная банковская деятельность – это банковское обслуживание широкого круга частных клиентов и малого бизнеса, связанное с высокотехнологичными операциями, в основе которых ежит предложение стандартизированных банковских продуктов и услуг, предлагаемых банком через множество сбытовых каналов, таких как традиционное и прямое банковское обслуживание.
Для создания четкой системы
управления розничным банковским обслуживанием
и последующего роста его эффективности
необходимо строго классифицировать виды
предоставляемых розничных
Розничные операции- это в первую очередь обслуживание физических лиц, но не только. Ведь любая организация также состоит из физических лиц, и многие компании так или иначе ведут финансовые операции со своими клиентами - физическими лицами. В этой связи будем различать четыре группы розничных операций (в основном отражают технологический подход):
-оплата квартир-новостроек
частными лицами в пользу
-оплата клиентами
-оплата коммунальных услуг;
-выплата зарплат и командировочных сотрудникам.
3. Условно-розничные операции.
Имеются в виду те виды
-операции приема чеков
на инкассо от физических и
юридических лиц и последующая
их оплата являются
-выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведутся тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц:
а) подразделение, координирующее работу валютообменных пунктов, ведет дилинговые операции по наличным на межбанковском рынке;
б) эквайринг банковских карт по сути является частью расчетно-кассового обслуживания, но в силу ряда технологических причин относится к компетенции подразделений по банковским картам, т.е. розничным подразделениям.
4. Розничные операции с VIP-клиентурой(private banking). В более точном смысле термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиентов, например недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное. Однако в том виде, как это описано выше private banking существует только в крупных зурубежных инвестиционных банках. Большинство же коммерческих банков понимают этот вид деятельности как предоставление услуг в режиме максимального удобства для клиента по тарифам, отличающимся в лучшую сторону по сравнению со стандартными. Критерием различия между «стандартным» и VIP-обслуживания банк не должен руководствоваться технологическими подходами, и в этом смысле такие операции стоят особняком.
Для полноты картины, вернёмся ещё раз к технологической классификации, и будем различать операции со счётом и без счёта.
Операции без счёта.
К этой группе относятся все
операции, совершаемые между клиентом
и банком единовременно.
Операции со счётом. Характеризуются
наличием долговременных отношений
клиента и банка. При этом речь
может идти как о совершении одной
операции (срочный вклад), так и
разнообразных множественных
Обратимся теперь к маркетинговой стороне дела. Любая услуга, в том числе банковская, удовлетворяет какие-то потребности клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности физических лиц в финансовых услугах не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и одновременно распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые инструменты привлечения средств частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир услуг на основе новых технологий.
Правда, передовые технологии часто приводят к качественному прорыву и наполнению старых услуг особым содержанием. Возьмём, например, такой расчётный инструмент, как сетевые электронные деньги. С одной стороны, расчёт между частными лицами в электронных деньгах несёт в себе явные признаки расчёта наличными. С другой стороны, есть ряд признаков безналичного перевода через банковскую систему. В-третьих, есть признаки расчётов чеками. Вместе эти характеристики образуют, по сути, новую расчётную услугу, до эпохи Интернета не осуществимую в принципе.
Есть и обратные примеры. В качестве контрпримера можно привести внедрение банками платёжных карт на основе микропроцессоров. Маркетологами-теоретиками уже более 10 лет усиленно эксплуатируется тезис о том, что чиповая карта является очень полезной для её держателей с точки зрения формирования индивидуальных платёжных характеристик. Иными словами, карточка сама будет знать о том, где нужно получить скидку, где надо учесть «заработанные» дисконтные очки, будет содержать в себе ещё много индивидуальной информации, необязательно платёжного свойства. Но, увы, потребители не торопятся становиться по этой причине в очередь за «новинкой». Дело в том, что никакой новой банковской услуги чиповая карта не предоставляет. Лишь слегка добавляет ценности уже существующему инструменту.
Перечислим виды розничного бизнеса, классифицированные на основе выделения групп финансовых услуг, необходимых потребителям – физическим лицам.
Имеются в виду услуги
по накоплению, сбережению и хранению
денежных средств в различных
валютах на счетах физических
лиц либо операции с долговыми
инструментами с физическими
лицами, например со сберегательными
сертификатами. Конечно,
Сберегательный бизнес при внимательном рассмотрении не является однородным. Можно выделить достаточно чётко обособленные группы клиентского интереса к отдельным сторонам вклада денег под проценты. Во-первых, это потребность в средствах накопления. Клиент, накапливающий средства, например, на квартиру будет заинтересован во вкладе с возможностью пополнения и капитализацией процентов. Во-вторых, потребности в сохранении средств при отсутствии определённых целей по их использованию. Для таких клиентов важны размер процентной ставки, капитализация, они готовы размещать средства на длительный срок при условии повышения ставки. В-третьих, потребности в получении ренты. Такие потребности часто присущи пенсионерам, которых интересует регулярность выплат, ставка и особенно важно отношение сотрудников банка к ним, так как эта категория клиентов рассматривает банк как одно из неформальных мест общения.
Вкладные услуги пользуются по объективным причинам наибольшим спросом у клиентов старших возрастов.
Прежде всего, потребительское и ипотечное, а также нецелевое розничное кредитование физических лиц. Отметим, что ипотечное кредитование может осуществляться и для заёмщиков – юридических лиц.
Выдача кредитов физическим
лицам представляет собой сложную
маркетинговую и
3. Расчёты и кассовые
операции. Все виды расчётов для
физических лиц как с
4. Валютный обмен. Услуги
по наличным и безналичным
конверсионным операциям для
физических лиц. Часто этот
вид бизнеса функционально и
организационно совмещён с
5. Хранение и перевозка
ценностей. Предоставление в
6. Выпуск и обслуживание платёжных карточек.
В указанном перечне розничных операций есть услуги, история которых насчитывает сотни, а то и тысячи лет (например, четвёртую услугу с евангельских времён, как известно в храмах не оказывают, а согласно действующей нормативной базе – только в обменных пунктах и операционных кассах). В старых розничных банках, в том же Сбербанке (не говоря уже о западных банках), люди обслуживаются поколениями. Карточные услуги на этом фоне выглядят младенцем, при том экзотическим. Если отвлечься от имиджа, то с точки зрения бизнеса карточные операции следует одновременно отнести ко всем из указанных видов обслуживания.
Итак, вкратце были обрисованы подходы к рассмотрению розничных продуктов, сформирована своего рода методология описания.
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
На текущее состояние рынка розничных банковских услуг оказывают воздействие ряд факторов. Условно их можно разделить на макроэкономические факторы и факторы, определяемые состоянием банковской системы.
На макроуровне существенное влияние на развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь оказал ряд следующих факторов.
Эффективность общественного производства определяет такие важные параметры банковской системы, как ее ресурсная база, управленческий и кадровый потенциалы, состояние инфраструктуры, способность банков развивать новые технологии, повышать качество и снижать издержки, связанные с оказанием банковских услуг. Экономический рост повышает общий объем доходов населения и, соответственно, спрос на розничные банковские услуги.
Темпы инфляции и динамика
обменного курса белорусского рубля
являются следующим важнейшим
Переход Национального банка Республики Беларусь к поддержанию положительных процентных ставок на фоне общего снижения темпов девальвации и инфляции значительно повысил доходность рублевых сбережений физических лиц. Как следствие темпы роста сбережений физических лиц заметно превышали темп роста реальных денежных доходов населения.
Косвенно это свидетельствует, во-первых, о наличии на руках у населения значительных сумм свободных денежных средств и, во-вторых, о перемещении их из теневой экономики в банковскую систему.
Тем не менее, одной из главных
причин, сдерживающих процессы накопления
и препятствующих более широкому
привлечению сбережений населения
в национальной валюте в долгосрочные
вклады, является все еще сохраняющийся
высокий уровень инфляции. Это, в
свою очередь, обусловливает высокую
стоимость предоставляемых
Уровень совокупных доходов физических лиц и их распределение по группам населения также влияет на состояния розничного банковского рынка. Рост доходов населения определяет рост платежеспособного спроса на кредиты, обеспечивает приток средств во вклады. В свою очередь, степень концентрации (или, наоборот, диверсификации) доходов физических лиц существенно влияет на перспективы развития розничного банковского рынка и может служить как индикатором для его участников, так и целевым ориентиром для разработчиков программ развития розничных банковских услуг. [6, с.25].