Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:02, реферат
В соответствии с определением Государственного комитета КНР по контролю и управлению банковскими делами к банковско-финансовым организациям Китая относятся: политические банки, государственные коммерческие банки, акционерные коммерческие банки, городские банки, аграрные кредитные кооперативы, другие финансовые учреждения.
Центральный банк — это Народный банк Китая (НБК). НБК — государственный эмиссионный, кредитный и расчетный центр Китайской Народной Республики, основан в 1948 году. Функции центрального банка китайское правительство возложило на НБК в 1983 году.
Банковская ситема Китая 3
Банковские активы 5
Устойчивость к риску 6
Рейтинг Китая 7
Система до и после кризиса 7
Инвестиционное наступление Китая 8
Критика китайской банковской системы 9
Список литературы 15
Кризис По итогам первых трёх кварталов 2008 года, объём золотовалютных резервов КНР составил около 2 трлн долл., однако в IV квартале началось снижение этих запасов, сократившихся до 1,9 трлн долл. Власти КНР объявили план по вложению до 586 млрд долл. в обновление инфраструктуры, и в сельское хозяйство. Эта сумма составляет до 18 % ВВП КНР, тогда как «План Полсона» в США составляет до 6 % ВВП.
20 ноября 2008 года министр человеческих ресурсов и социального обеспечения, член Государственного совета КНР Инь Вэйминь официально признал увеличение числа безработных в стране, назвав ситуацию «критической»: фабрики, ориентированные на экспорт, вынуждены закрываться.
В связи с сокращением внешнего спроса анонсируются намерения китайского правительства по переориентации экономики на внутренний спрос. Также представители КНР объявили о предполагаемом переводе своих резервов в золото.
По итогам 2008 года ожидается рост ВВП КНР на 9-10 %, на 2009 год прогнозируется рост, по разным оценкам, от 5 до 10 %. Так, Всемирный банк прогнозирует рост на уровне 7,5 %, Goldman Sachs — на уровне 6 %.
Ухудшение мировой конъюнктуры привело к тому, что китайская промышленность снизила спрос на сырьё, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение мировых цен, в том числе на продукцию металлургии.
7 января 2009 года агентство «Синьхуа», комментируя заявления Генри Полсона и Бена Бернанке, возложило ответственность за мировой кризис на власти США, обвинив их в «чрезмерной эмиссии долларов при попустительстве контрольных ведомств».
По мнению журнала «The Economist», индекс Биг-Мака c поправкой на ВВП на душу населения на 25 июля 2011 года показывает, что китайский юань переоценён по отношению к доллару США на 3 %.
2 августа 2011 г. индекс деловой активности в производственном секторе Китая, рассчитываемый банком HSBC впервые после зимы 2008—2009 гг упал в депрессивную область.
Центральная Азия рассматривается Китаем как источник энергетических и природных ресурсов, объемный рынок сбыта товаров, а также альтернативный выход к международным транспортным коридорам. Именно реализации этих интересов подчинена инвестиционная политика Поднебесной в регионе, набирающая в последнее время заметные обороты. При этом масштабы и характер торгово-финансовых связей КНР с отдельными странами ЦА, равно как и преследуемые в них интересы, в силу объективных причин, неодинаковы.
Динамичность и многоплановость
Инвестиционная активность Китая в Центральной Азии многопланова и динамична. Пекин использует широкий спектр инструментов, каналов и схем финансирования региональных проектов. Основная часть средств выделяется на двусторонней основе (прямые инвестиции, кредиты, льготные займы, гранты), остальные ресурсы – через международные финансовые институты и организации (АБР, ШОС).
В конце 90-х годов прямые инвестиции КНР в регион не превышали 1 миллиард долларов и ограничивались нефтегазовым сектором РК. Спустя 10 лет их объем увеличился более чем в 20 раз, превратив Пекин в главного финансового донора стран ЦА. Влияние Китая стало особенно заметным после кризиса 2008 года, когда традиционные спонсоры региона (Россия, США, Европа) столкнулись с собственными бюджетными проблемами.
Нефть, уран и медь Казахстана
Инвестиции в Казахстан рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения энергетической безопасности КНР – обеспечения стабильного и долгосрочного доступа к углеводородам РК и Прикаспийского бассейна. В 2009 году Китай выделил Казахстану кредиты в размере 10 миллиардов доларов., получив взамен 11% акций национальной компании «РД КазМунайГаз» и согласие Астаны увеличить мощность нефтепровода в КНР до 20 миллионов тонн в год. В 2010 году Китай вложил в Казахстан 5,5 миллиарда долларов, доля китайских компаний в общей добыче нефти в республике составила 22,5%. Среди крупных проектов с китайским участием – освоение нефтяных месторождений в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Кызылординской и Карагандинской областях. Ведется подготовка к геологоразведке и освоению нефтегазового месторождения Дархан в шельфе Каспийского моря.
Техническая помощь Киргизии
Кредитная активность КНР в Киргизии сводится в основном к оказанию технической помощи правительству страны и реализации небольших проектов в горнодобывающей, транспортной и строительной отраслях. Основные причины – перманентная внутриполитическая нестабильность в КР, неблагоприятный инвестиционный климат, а также уязвимость официального Бишкека для внешнего (российского и западного) влияния.
Главный донор Таджикистана
Геополитическим
интересам подчинены и
На сегодняшний день Китай – главный финансовый донор Таджикистана, вложивший свыше 1 миллиард долларов льготных займов в строительство дорог, мостов и ЛЭП. На долю КНР приходится около 40% внешнего долга РТ. Взамен инвестиций таджикские власти предоставили Китаю права на добычу золота, урана и других редких металлов, а также уступили Пекину около 1 тысячи кв. км спорных территорий.
Особые экономические зоны
Рассматривая
политику “открытых дверей”, все
более широко разворачивающуюся
в сегодняшнем Китае, следует
обратить внимание на создание на побережье
южно-китайских провинций
“Положение
об Особых Экономических Зонах провинции
Гуандун” (эта провинция была избрана
в качестве экспериментального района)
было принято гуандунским
Китайская банковская
система – довольно сложный механизм,
практически полностью базирующийся на
государственных капиталах или так или
иначе выросший из государственного сектора.
Практически вся китайская банковская
система родилась путем модернизации
системы Народного Банка Китая. В 1983 были
созданы (а если углубляться в историю
– частично воссозданы) четыре крупнейших
китайских государственных банка, которые
вплоть до сегодняшнего дня и составляют
основу всей кредитно-финансовой и банковской
системы КНР, так называемая «большая
четверка» - Банк Китая, Китайский строительный
банк, Сельскохозяйственный банк Китая
и Индустриальный и коммерческий банк
Китая.
Эта «четверка» первоначально представляла
по сути единую систему профильных банков
(что частично видно даже из их названия),
а в 1994 г с принятием новых положений по
банковскому регулированию в Китае эти
банки расширили свои функции.
Индустриальный и коммерческий банк Китая
(ICBC) занимает особое место в банковской
системе Китая. Прежде всего он является
крупнейшим сразу по нескольким позициям,
в том числе по общей капитализации, по
числу сотрудников и клиентов и т.д. Через
эти банки финансируются вся крупнейшие
китайские проекты как внутри страны,
так и за рубежом, в том числе идет прямая
или косвенная скупка зарубежных активов.
То есть китайские банки постоянно что-то
приобретают для китайского государства.
Обращу внимание, что все развитие современной
китайской банковской системы проходило
по четкому плану, руководство КНР не дало
стихии рынка подчинить себя банковскую
основу существования страны, а поэтому
банки в Китае не стали каналами ни нелегального
оттока денег за рубеж, ни легализации
незаконных финансовых накоплений. Более
того, несложно проследить, как каждый
новый этап реформ страны сопровождался
очередным шагом реформирования и банковской
системы. Начиная с 1983 г. вся политика в
этой области подчинена единой логике:
постепенная «разгрузка» Народного банка
Китая от вторичных функций, что позволило
ему сосредоточиться на регуляционной
и монетарной политике,
В продолжении политики диверсификации
финансовых и контролирующих институтов
в 2003 г. была создана Китайская комиссия
по регулированию банковской деятельности,
которая также сняла часть функций с Народного
Банка Китая – по сути на этом завершился
важнейший этап по разделению функций
выработки финансовой политики и функций
надзора и контроля. Хотя и сегодня, как
показывает практика, функции могут пересекаться
в некоторых аспектах.
Другую важнейшую часть китайской финансовой
системы составляют акционерные банки,
среди которых крупнейшими являются Банк
коммуникаций и Китайский торговый банк.
Пожалуй, сегодня это наиболее динамично
развивающийся банковский сектор, причем
рост активов почти в два раза превосходит
рост активов «большой четверки». Помимо
этого существует множество локальных,
в основном городских банков, число которых
сегодня приближается к двумстам. Причем
эти банки могут быть довольно влиятельными.
Местные правительства именно через них
финансирует свои проекты и держат там
свои доходы, а если принять во внимание
рост городских экономик в Китае, то несложно
понять, насколько серьёзную финансовую
силу составляют городские банки. Первоначально
предполагалось, что городские банки могут
участвовать только в проектах в рамках
своих городов и государство выступало
против расширения их деятельности, но
с 2004 г. им было разрешено действовать
за пределами своих городов, в результате
чего некогда городские банки (например,
Банк Пекина, Банк Шэньчжэня, Банк Нинбо)
стали полноценными игроками финансового
рынка, другие же исчезли результате слияние
и поглощений.
китайское государство
- самый большой кредитор. Правительство
выделило 4 трлн юаней, что составляет
около $586 млрд на программы поддержки
различных отраслей, а банки к концу 2010
г. выдали кредитов на $1,2 трлн, и все же
это составляет заметное уменьшение по
сравнению с экстраординарным кредитованием
в $1,5 трлн в кризисный 2009 год.
Многие считают видят в этом опасность
которая может выразиться в неконтролируемом
рости инфляции (что, действительно, наблюдается)
и даже в системном кризисе (чего мы пока
не видим). Все же не стоит переоценивать
эти опасения. Китай довольно жестко контролирует
и кредитную политику, и взаимоотношения
банков с крупными предприятиями и со
средним бизнесом. Как только наступает
угроза переизбытка наличности в экономике,
банки тотчас приостанавливают выдачу
кредитов, причем делают это централизованно.
Китайская комиссия по регулированию
банковской деятельности в административном
порядке может приостановить выдачу кредитов
теми банками, которые по ее мнению, «ведут
себя неблагоразумно». Довольно часто
такие заявления приводят к падению биржевых
индексов, прежде всего на Шанхайской
бирже, поскольку именно кредиты являются
тем основным горючим, от которого питается
китайская экономика.
Китайская политика,
если говорить обобщенно, полностью
подчинена идее национального возрождения
и расширения страны, роста китайского
влияния в мире. И рост такого
влияния идет не на основе обеспечения
интересов отдельных финансовых групп
(хотя на «передней линии» визуально находятся
именно они), а на основе целенаправленной
государственной политики, гибко направляющей
те или иные китайские банковско-инвестиционные
группы или ТНК в различные сферы зарубежного
и транснационального бизнеса. За интересами
всех без исключения крупных китайских
акционерных обществ или корпораций стоят
государственные интересы и государственные
кредиты. Как раз это именно важно - не
только государственные деньги, но и интересы
самого государства, а не отдельной группы,
которой государство эти деньги передало
в управление или «в подарок». В результате
этого практически все действия, в том
числе перекупка активов, слияния и поглощения
зарубежных компаний, долгосрочные инвестиции
в промышленный и банковские сектора за
рубежом (прежде всего в США и Европу),
переподчинение себе целых областей промышленности
и добычи природных ресурсов (в Африке,
в Центральной Америке, в Центральной
Азии), - все это нацелено на рост влияния
Китая в целом. И китайские банки здесь
занимают полагающееся им место – место
классического механизма обеспечения
государственных интересов, они встроены
во всю систему государственной политики
и экономики.
Но не стоит полагать, что китайские бланки
не выдают не обеспеченных кредитов –
выдают, и порой немало. Но все это делается
также под контролем государства, такие
кредиты поступают в системообразующие
предприятия, например, некоторые металлургические
комбинаты, для удержания низких, или как
говорят сами китайские СМИ, «разумных»
цен на всю дальнейшую производственную
цепочку. Формально – это «планово-убыточные
предприятия», живущие за счет государственных
кредитов, однако в конченном счете «кредитной
дыры» не возникает – экономика компенсирует
себя из налогов из стоимости конченого
продукта. К тому же такие кредиты позволяют
удерживают конкурентоспособные цены
на экспортную продукцию.
Характерно, что банковская и финансово-промышленная
элита Китая целиком интегрированы в государство.
Более того – это и есть само государство.
Служить государству и его народу, как
бы пафосно это не звучало, в Китае престижно
и «дает позитивное лицо» крупному китайскому
бизнесу. И как следствие бегство капиталов
из Китае практически отсутствует – есть
целевые инвестиции, осуществляемые из
КНР прежде всего для переподчинения себе
целых производственных и финансовых
секторов зарубежных рынков.
В целом вся эта политика обусловлена
не только жёстким государственным контролем,
но и национальной психологией (строго
говоря, они теснейшим образов взаимосвязаны)
– национальное и государственное возрождение
Китае есть не только политический лозунг,
но и идея, реально живущая на уровне массового
сознания.
Аграрный сектор
в Китае всегда был крайне успешен,
умелость и организованность крестьян
– очень высока. Исторически в сельских
общинах складывались самые различные
общества взаимопомощи, причем они существовали
в разных формах еще с раннего средневековья.
Исторически эта форма практически никогда
не прекращала своего существования за
исключением короткого, хотя и трагического
для Китая периода 60-70-х годов ХХ в. Поэтому
организовать общества «взаимопомощи»
уже на современном уровне в Китае не составило
труда.
Сельские кредитные кооперативы в Китае
сегодня – это важнейшая часть финансового
механизма КНР, по своей форме это паевые
кредитно-финансовые учреждения. Для развития
городских предприятий, особенно смешанного
типа собственности, существуют аналогичные
городские кредитные кооперативы. Сельские
кредитные кооперативы начали активно
создаваться на уровне уездов в 2005 году,
а с начала 2010 года начался очередной этап
их реформирования, направленный прежде
всего на расширение спектра их услуг.
Они ведут активную политику льготного
кредитования и сами жестко следят за
своевременным возвратом кредитов. Причем
выдача кредитов максимально упрощена,
нередко, особенно в периоды активных
сезонных сельскохозяйственных работ,
такие кредиты могут выдаваться в день
обращения. Проверка кредитора также максимально
упрощена, учитывая, что вся операция чаще
всего проходит в рамках одного уезда.
Примечательно, что если подобные кредитные
кооперативы начинали с крайне небольших
кредитов, то сегодня они поддерживают
своим финансированием крупнейшие предприятия
в сельской местности, а получение кредита,
эквивалентного нескольким десятков миллионов
долларов не является особой проблемой.
В некоторых развитых районах, особенно
на юге Китая, общая сумма кредитов может
достигать $250 млн лишь по одному виду продукции
(например, выращивание чая).
Сама такая система крайне гибка – кредитные
кооперативы поддерживают «свой» уезд,
который хорошо знают. Идет и конкуренция
между уездами, что также требует эффективности
в региональном кредитовании. Обмануть
на этом уровне кредитную организацию,
например, пообещав небывалый урожай или
чрезвычайно выгодный контракт на перспективную
поставку продукции за рубеж, не удастся
– все без труда верифицируется. Одновременно
и государство следит за кредитными кооперативами,
существует и дополнительная система
уездного контроля.
Китайские банки
приучают людей не только накапливать,
но и грамотно тратить - тратить на
«благо Китая», например, инвестировать
в проекты, в других случаях - даже
в зарубежные проекты, главное, чтобы
постепенно все это переходило под
контроль Китая. Граждане верят именно
своим банкам, характерно, что в период
глобального кризиса китайцы хранили
деньги в местных банках, более того, многие
состоятельные зарубежные китайцы переводили
деньги из западных банков в Китай.
Сегодня китайцы все больше и больше предпочитают
покупать ценные бумаги, а не хранить деньги
на депозитах, то есть становятся игроками,
пускай и не самыми крупными, финансовых
рынков. Учитывая колоссальные накопления
китайцев в банках и число китайских граждан,
мы должны ожидать раскручивание бума
покупки бумаг не только в Китае, но и в
мире, причем именно китайские банки предоставляют
своим гражданам услуги по таким операциям.
(Правда, как последствие, можно ожидать
и «пузырей» на рынке ценных бумаг, но
это уже другая тема).
Деятельность китайских банков диверсифицируется
год от года, предоставляя китайским гражданам
все больше и больше услуг, как на уровне
малого и среднего бизнеса, так и на уровне
индивидуальных клиентов. В этом плане
китайские банки весьма «продвинуты»
по формам предоставляемых услуг. Их проспекты
пестрят предложениями инвестиционных
возможностей, сегодня китайским гражданам,
по утверждению самих китайских экспертов,
доступно более 9 тыс. различных продуктов
- вдвое больше, чем в 2010 г., а доход за полгода
составил около $1,24 млрд.