Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа
цель курсовой работы – на основании анализа розничных банковских услуг Сбербанка России ОАО разработать мероприятия по улучшению качества их предоставления и внедрению новых видов услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть организацию розничного банковского бизнеса;
2. Провести анализ современного состояния и перспектив развития услуг коммерческих банков населения;
3. Провести анализ услуг конкретного коммерческого банка.
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Организация розничного банковского бизнеса……………………………… 5
1.1 Основные виды розничных банковских услуг …………………………….5
1.2 Продуктовая стратегия банка на розничном рынке……………………. .11
1.3 Современное состояние рынка банковских услуг……………………….. 15
2 Анализ современного состояния и перспектив развития услуг коммерческих банков населению ………………………………………………………………...20
2.1 Традиционные услуги коммерческих банков населению ………………..20
2.2 Новые услуги российских банков населению ……………………………...27
2.3 Услуги зарубежных банков населению ……………………………………..28
3 Перспективы расширения спектра банковских услуг на примере Сбербанка РФ……………………………………………………………………………………31
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Заочный факультет
высшего профессионального
Кафедра: Экономики
по дисциплине: ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ.
на тему: Банковские услуги населению на примере Сбербанка РФ
Выполнил: Проверил:
студент группы ИСЗ-116э
Проскурдина В.И. Медведева Л.Д.
Новосибирск
2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Организация розничного банковского
бизнеса……………………………… 5
1.1 Основные виды розничных банковских
услуг …………………………….5
1.2 Продуктовая стратегия банка на розничном
рынке……………………. .11
1.3 Современное состояние рынка банковских
услуг……………………….. 15
2 Анализ современного состояния и
перспектив развития услуг коммерческих
банков населению ………………………………………………………………...20
2.1 Традиционные услуги коммерческих банков
населению ………………..20
2.2 Новые услуги российских банков населению
……………………………...27
2.3 Услуги зарубежных
банков населению …………………………………
3 Перспективы
расширения спектра банковских
услуг на примере Сбербанка РФ…………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Качество и
доступность банковских услуг для
различных слоев населения
Основная задача российских банков – это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее время банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов. Вместе с тем, необходимо отметить, что в условиях России новые технологии не противоречат развитию региональной и розничной сети, а, наоборот, позволяют более гармонично их развивать. Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости /9/.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Исходя из этого, цель курсовой работы – на основании анализа розничных банковских услуг Сбербанка России ОАО разработать мероприятия по улучшению качества их предоставления и внедрению новых видов услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть
организацию розничного
2. Провести анализ современного состояния
и перспектив развития услуг коммерческих
банков населения;
3. Провести анализ услуг конкретного коммерческого банка.
1 Организация розничного банковского бизнеса
1.1 Основные
виды розничных банковских
Работая на розничном рынке, банки оказывают потребителям разнообразные услуги и продают определенные продукты.
В широком смысле банковская услуга — это благо,
предоставляемое банком в форме деятельности
его сотрудников, или, иначе — это операции
банка, совершаемые с целью удовлетворения
потребностей клиентов. Совокупность
банковских операций и сделок, направленных
на удовлетворение конкретной потребности
клиента, закрепленную банковскими регламентами
и имеющую определенные качественные,
количественные и ценовые параметры, называют банковским
Продуктом. Можно сказать,
что банковский продукт — это форма продления
банковской услуги, или «упакованная банковская
услуга». В системе управления банковский
продукт рассматривается как единица
продаж, планирование по которой может
производиться как в количественных, так
и в объемных показателях /10/.
Совокупность
банковских услуг относительно постоянна,
она изменяется в связи с появлением качественно
новых потребностей у клиентов либо принципиально
новых возможностей у банков. Например,
потребностей в брокерском обслуживании
на фондовом рынке или возможностей по
проведению расчетов банковскими картами.
Ассортимент же банковских продуктов
весьма изменчив, определяется потребностями
различных групп клиентов, их предпочтениями
и возможностями. На банковские продукты
большое влияние оказывают технологические
и финансовые инновации. Именно в отношении
банковского продукта проявляются широко
используемые в маркетинге закономерности
«жизненного цикла товара», движения его
конкурентоспособности и тому подобное.
Банковские продукты сближает с услугами их нематериальный характер, неосязаемость.
Нематериальный характер банковских продуктов означает, что они не имеют материального воплощения, не осязаемы и абстрактны для восприятия. Внедрение в банковский бизнес электронной коммерции, широкое использование пластиковых карт для предоставления розничных услуг отстраняют банковские продукты от любых материальных носителей — сберегательных книжек, чеков, квитанций и т.п. Невозможность ощутить банковский продукт как некий материальный объект и оценить его качество до момента приобретения влекут за собой повышенное внимание потребителей к осязаемым элементам обслуживания — банковским офисам, брендам, стилю обслуживания, оформлению документов и др. Поэтому банки, активно работающие на розничном рынке, несут существенные затраты по формированию единого корпоративного стиля, продвижению бренда, созданию узнаваемого образа банка /10/.
Такая присущая всем услугам черта, как неотделимость потребления от производства, для многих банковских продуктов не является характерной. Прогресс банковского бизнеса привел к тому, что большинство розничных массовых продуктов разрабатывается в головных офисах банков, а в филиалах и отделениях происходит их продажа клиентам, в процессе которой параметры продуктов не меняются в ответ на пожелания клиентов. Клиент банка может приобрести один из предлагаемых «в общей линейке» банковских продуктов, для которого определены параметры (например, срок вклада, порядок начисления и выплаты процентов, возможность дополнительных взносов и др.), разработаны формы договоров, установлены тарифы и т.п. Условием оказания большинства услуг является личное присутствие клиента или его представителя, это же условие действует и в отношении банковских продуктов. Однако с развитием информационных технологий растет доля продуктов, реализуемых посредством дистанционных каналов продвижения, не предполагающих личного присутствия клиентов.
Протяженность банковских продуктов во времени проявляется в том, что традиционные продукты банка предполагают разрыв между моментом реализации продукта (например, выдачи кредита, внесения депозита) и моментом получения результата (уплаты процентов, погашения кредита, возврата депозита). Такой временной разрыв придает особое значение доверительному характеру взаимоотношений банка и его клиентов, стимулирует банки к долгосрочному сотрудничеству с клиентами и требует целенаправленных усилий, направленных на поддержание имиджа положительного присутствия на рынке.
Таким образом,
специфика банковских продуктов вызывает необходимость
разъяснения их содержания клиентам, повышения
финансовой культуры клиентов и их юридической
грамотности, усиливает значение такого
фактора, как доверие клиентов. Следует
учитывать также, что потребности, удовлетворяемые
банковскими продуктами, являются
Основными мотивами спроса на банковские услуги со стороны населения, которые определяют виды и характеристики банковских продуктов, являются поддержание личной ликвидности, инвестирование свободных денег, приобретение благ за счет будущих доходов.
Поддержание личной ликвидности обеспечивают такие банковские продукты, как текущие счета, банковские карты, дорожные чеки; с их помощью граждане осуществляют платежи в погашение обязательств перед различными организациями и другими гражданами.
Потребность в инвестировании свободных денег удовлетворяется разнообразными банковскими депозитами, услугами по доверительному управлению, брокерским обслуживанием.
С целью приобретения благ за счет будущих доходов прибегают к потребительским и ипотечным кредитам, лизингу.
Перечисленные три группы услуг являются базовыми для любого банка. Наряду с ними банки предоставляют сопутствующие дополнительные услуги, к числу которых можно отнести: услуги по обмену валюты; предоставление в аренду индивидуальных банковских сейфов с различными режимами использования; услуги финансового консультирования и др.
Банковскую услугу нужно рассматривать на трех уровнях (см. рис. 1). Первый уровень образуют основные банковские услуги, то, что в действительности покупает клиент. Это – базовый ассортимент банка: кредитование, услуги по инвестированию капитала, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, операции с валютой и прочие услуги.
Второй уровень представляет собой банковскую услугу в реальном исполнении, то есть текущий ассортимент банка. Текущий ассортимент постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. Это – подготовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское обслуживание, ведение реестра акционеров и другие операции с ценными бумагами, советы по налогообложению, консультирование по инвестициям и т. д.
И, наконец, третий уровень составляют расширенные банковские услуги. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи. Это – обслуживание и развитие внешнеэкономических связей, разработка финансового менеджмента клиента.
Выделение третьего уровня достаточно условно, поэтому некоторые ученые также говорят о двух уровнях банковской услуги или о ядре и периферии услуг.
Рисунок 1 - Три уровня банковской услуги
/11/.
Выделение третьего уровня достаточно условно, поэтому некоторые ученые также говорят о двух уровнях банковской услуги или о ядре и периферии услуг.
Расчетные операции,
которые производит банк, могут осуществляться
как в безналичной, так и в
наличной форме. По поручению клиентов
банки могут открывать
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: /12/
- посреднические услуги,
- услуги, направленные
на развитие предприятия (
- предоставление гарантий и поручительств,
- доверительные
операции (включая консультации
и помощь в управлении
- бухгалтерская помощь предприятиям,
- представление
клиентских интересов в
- услуги по предоставлению сейфов,
- туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.
Также существует другая классификация:
- Услуги юридическим и физическим лицам;
- Платные и бесплатные услуги;
- Банковские услуги и движение материального продукта.
Информация о работе Банковские услуги населению на примере Сбербанка РФ