Центральный банк России, его функции, задачи и пути совершенствования

Автор работы: Татьяна *, 06 Августа 2010 в 03:32, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.
Цель - история становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка.

Содержание

Глава 1. Возникновение и теоретические основы функционирования Центрального банка……………………………………………………………….5
1.1. История становления и развития Центрального банка……………….…...5
1.2. Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка…………………………………………………………………………...…10
Глава 2. Характеристика Центрального банка на современном этапе…….…14
2.1. Цели, задачи и функции Центрального банка России……………….…...14
2.2. Операции Центрального банка………………………………….............…18
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка……………….……...20
2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка. …………………….……………………………..………..25
Глава 3. Анализ основных направлений развития банковской системы…………………………………………………………………………...29
3.1. Цели и условия развития банковского сектора……………..…………….29
3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению………….………31
3.3. Ожидаемые результаты развития…………………………............………36
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………41
Приложение 1-А

Работа состоит из  1 файл

Влад курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральный закон предусматривает, что Центральный  банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций (ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а так же депозитным операциям) или сводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов [7, с 47].  

     Таблица 1. Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Месяц/год Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставленных  кредитов овернайт Объем предоставленных  ломбардных кредитов Объем предоставленных  других кредитов
1 2 3 4 5
ИТОГО ЗА 2004 г. 3 051 870,5 30 262,7 4 540,8 -
ИТОГО ЗА 2005 г 6 014 025,0 30 792,0 1 359,0 -
ИТОГО ЗА 2006 г. 11 270 967,5 47 023,5 6 121,4 -
ИТОГО ЗА 2007г. 13 499 628,1 133 275,9 24 154,5 32 764,5
ИТОГО ЗА 2008 г. 4 929 102,5 46 992,6 8 505,2 21 275,0
 
     
    • Законом о  Центральном банке России предусмотрено  проведение Банком операций на открытом рынке.

     Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

     Для оживления экономики Центральный  банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при  достижении которого он скупает любой  предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

     Так же важными направлениями денежно-кредитной  политики Банка России являются валютная политика и прямые количественные ограничения.

     Банку России разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на объем рублевой массы и на курс рубля [7, с 59].

     Одной из форм регулирования в валютной политике являются валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Для проведения международных расчётов и обеспечения стабильности национальной валюты Центральный банк формирует валютные резервы, которые представляют собой запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а так же в зарубежных банках, либо вложенные в иностранные ценные бумаги (наиболее широко используемые – государственные ценные бумаги США). Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений. Согласно Закону Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством Российской Федерации.

     Сам же процесс разработки и реализации денежно-кредитной политики организуется следующим образом.

     Банком  России разрабатывается проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год», который передается для рассмотрения и уточнения Национальному банковскому совету. Далее данный проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Центральный банк России представляет в Государственную Думу проект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря – согласованные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает предложенный проект и принимает решение – утвердить данный проект или же нет [3, с 265].

     Реализация  утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. Эффективность проводимой Центральным банком России денежно-кредитной политики зависит от уровня развития и состояния банковской системы. Банковский сектор является главным звеном, через которое Центральный банк оказывает реальное воздействие на экономику страны. Поэтому обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы Банк России рассматривает в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

     Для того, чтобы банковская система эффективно функционировала необходимо осуществлять ее регулирование посредством надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, теоретическим основам которых и будет посвящён следующий параграф данной курсовой работы. 

     2.4. Контроль и надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны  Центрального банка. 

     Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования  и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками Центральный банк России стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. При этом он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.

     Коммерческие  банки непосредственно являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка. Контроль за их деятельностью проводится с  целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Банковский  надзор преследует две основные цели: защита интересов вкладчиков и кредиторов и поддержание стабильности банковской системы.

     При реализации Центральным банком данной функции (контроля и надзора) в его задачи входят:

  • Выдача лицензий на осуществление банковской деятельности. Лицензирование является средством, с помощью которого Центральный банк России определяет возможности создаваемых кредитных организаций, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в неё поправок или ее аннулирования. Отдельно могут быть оговорены порядок утверждения Центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, изменения названия, возможности уменьшения оплаченного капитала.
  • Проверка отчётности, предоставляемой банками. Постоянный контроль отчётности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодичную отчётную документацию и ежегодные финансовые отчёты, включающие в себя годовой баланс, счёт прибылей и убытков, пояснительную записку. Примерно раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчёты должен проверять внешний аудитор.
  • Ревизии банков на местах – независимая проверка отдельных операций банков и его финансового положения в целом. Проводится с целями анализа качества управления банка и оценки работы его директора, определения комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового состояния банка и совершенствования его операций, обеспечения соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.
  • Контроль за соблюдением норм банковских операций.

     Банк  России в целях обеспечения надёжности и устойчивости коммерческих банков устанавливает обязательные для  соблюдения нормативы:

  • Норматив достаточности собственного капитала банка (Н1);
  • Норматив мгновенной ликвидации банка (Н2);
  • Норматив текущей ликвидности банка (Н3);
  • Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4);
  • Норматив общей ликвидности банка (Н5);
  • Норматив максимального размера риска банка на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков (Н6);
  • Норматив максимальных размеров крупных кредитных рисков (Н7);
  • Норматив максимального размера риска банка на одного кредитора (вкладчика) или группу связанных кредиторов (вкладчиков) (Н8);
  • Норматив максимального размера риска банка на одного заёмщика-акционера (участника) (Н9);
  • Норматив максимального размера обязательств одного инсайдера перед банком (Н10);
  • Норматив привлечённых денежных вкладов (депозитов) населения (Н11);
  • Норматив использования собственного капитала банка для приобретения акций других юридических лиц (Н12);
  • Норматив риска собственных вексельных обязательств банка (Н13);
  • Норматив ликвидности по операциям банка с ценными бумагами (Н14).

     Охарактеризуем  некоторые нормативы:

     Норматив  достаточности капитала – определяется как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы её активов, взвешенных по уровню риска.

     Норматив  привлечённых денежных вкладов (депозитов) населения определяется как соотношение  между общей суммой денежных вкладов граждан и величины собственных средств банка. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать 20% [2, с 312].

     При нарушении коммерческими организациями банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатков в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (участников), вкладчиков, клиентов, Центральный банк России может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия:

  1. Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера уставного капитала (но не более);
  2. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до одного года;
  3. Назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  4. Отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном Федеральным законом (так в 1999 г. были отозваны лицензии у 129 банков, при этом лицензий лишилась треть крупнейших банков)

     После отзыва лицензии ставится задачи в  короткий срок осуществить ликвидацию кредитной организации. С принятием  закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» процедура  ликвидации упростилась. Одновременно Центральный банк России получил дополнительные рычаги воздействия на банки, испытывающие финансовые затруднения [8, с 124].

 

      Глава 3. Анализ основных направлений  развития. 

     3.1. Цели и условия развития банковского  сектора 

     Направления и характер развития банковского сектора в существенной степени определяются ходом его реформирования. Под реформированием следует понимать комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе.

     Основная  задача современного этапа развития банковского сектора (2008 гг.) состоит  в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении  значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решения этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации банковского сектора, а также совершенствование системы банковского надзора. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ [4].

Информация о работе Центральный банк России, его функции, задачи и пути совершенствования