Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального Банка. Основные направления Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1 История развития Центрального банка РФ……………………………..4
1.1 Государственный банк Российской империи…………………………………4
1.2 Народный банк РСФСР………………………………………………………..6
1.3 Банк СССР………………………………………………………………………7
1.4 Центральный банк РФ………………………………………………………..14
Глава 2 Анализ современного состояния Центрального банка РФ…..............17
2.1 Роль Центрально банка РФ……………………………………………………17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики……………………………………27
2.3 Валютная политика……………………………………………………………..36
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………..39
Глава 3 Основные направления совершенствования деятельности Центрального банка РФ в 2012 году и на период 2013 2014 годов…………………………....44
3.1 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………….44
3.2 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…..46
3.3 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…….54
3.4 Политика валютного курса…………………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованных источников……………………………………………..59
Приложение 1……………………………………………………………………….61
Приложения 2………………………………………………………………………62
Свои
функции, определенные Конституцией Российской
Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо
от федеральных органов
В 1992-1995
гг. в порядке поддержания
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
Начиная с 1998 г. в целях улучшения работы коммерческих банков и повышения их ликвидности Банк России проводит политику реструктуризации банковской системы. Важной составной частью этой программы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). Большую роль Банк России отводит ведению переговоров с международными кредитными организациями о предоставлении средств на поддержку процесса реструктуризации российской банковской системы и об условиях технической помощи. Банк России также считает оправданным в нынешних условиях расширение присутствия иностранного капитала в банковском секторе России.5
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
2.1 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
27 июня 2002г. был принят Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", т.к. ранее действующий Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с многочисленными изменениями и дополнениями от 27 декабря, 26 апреля 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г., 19 июня, 6 августа 2001 г., 21 марта 2002 г утратил свою актуальность и не соответствовал реалиям времени.
Согласно статье 1. ФЗ Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение
центральных органов Банка
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.7
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст.2).
Целями деятельности Банка России являются:
-защита и обеспечение устойчивости рубля;
-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст.3).
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
-назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
-назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
-направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
-рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
-рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
-принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
-проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
-заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
-Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами (ст.5).8
Сложившаяся вертикальная структура Банка России наилучшим образом соответствует характеру выполняемых им задач. Такие существенные функции Банка России, как реализация денежно-кредитной политики, организация налично-денежного обращения и эмиссия наличных денег, банковское регулирование и надзор, предоставление расчетных услуг, должны реализовываться в равном объеме и в соответствии со спросом на них по территории всей страны. Хотя по ряду из названных услуг имеет место различающийся но регионам страны объем спроса, тем не менее потенциально он определяется объемами хозяйственной активности.
Так
значительная концентрация кредитных
организаций в Москве хотя и снижает
объемы функциональной нагрузки по регионам
в части банковского
Или, например, несмотря на то, что в настоящее время решающий объем денежного предложения осуществляется с использованием централизованных инструментов, обеспечение стабильности финансовой системы предполагает обеспечение равного доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России.
Еще более очевидной необходимость существования развитой территориальной сети учреждений Банка России является для эффективной организации эмиссии денег и предоставления расчетных услуг.
Большинство
принципов, лежащих в основе современной
организационной структуры
При этом ряд обстоятельств, - таких, как формирование федеральных округов, переход к казначейскому исполнению бюджетов и формирование сети органов Федерального казначейства, перспективы развития платежной системы России, - казалось бы, диктует необходимость перестройки существующей вертикальной структуры Банка России. Однако указанные изменения в схемах исполнения полномочий государства не являются, на мой взгляд, факторами, требующими соответствующего пересмотра порядка исполнения функций и структуры Банка России.9
Все функции Банка России должны быть классифицированы по степени участия в реализации конечных целей его деятельности. По этому критерию функции могут быть подразделены на основные, обеспечивающие и обслуживающие:
-к основным (или технологическим) могут быть отнесены все функции, закрепленные ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации";
-к обеспечивающим — функции по созданию внутренней инфраструктуры, а также по ресурсному обеспечению деятельности подразделений Банка России;
-к обслуживающим - функции по поддержанию жизнедеятельности и материально-техническому обеспечению подразделений Банка России.
Причем можно выделить два типа основных функций Банка России, исходя из их экономической природы.
Первый тип - функции, носящие характер общественного блага, осуществляемые в рамках реализации функций государственной власти, связанные с применением мер государственного принуждения и финансируемые за счет сметы расходов Банка России. В соответствии с общими подходами к классификации функций государственной власти можно выделить три вида общественных функций Банка России - регулятивные (например, выработка денежно-кредитной политики, регулирование налично-денежного обращения), исполнительно-распорядительные (например, лицензирование и надзор за деятельностью кредитных организаций) и контрольные (например, инспектирование деятельности кредитных организаций).
Второй тип - функции по оказанию специфических услуг частного характера кредитным организациям и другим экономическим субъектам, реализуемые на основе гражданско-правовых отношений и финансируемые, в основном, за счет оплаты соответствующих услуг потребителями. К разряду таких услуг Банка России могут быть отнесены функции по обеспечению наличными деньгами и расчетными услугами потребителей, расположенных на территориях в составе субъектов Российской Федерации, - прежде всего подразделений кредитных организаций (филиалов, дополнительных офисов, операционных касс).
В настоящее время полномочия по исполнению указанных функций возложены в различных пропорциях и на центральный аппарат, и на территориальные учреждения, и на расчетно-кассовые центры. Это не позволяет исчерпывающе оценить результаты деятельности отдельного звена системы Банка России, ввиду необходимости применения различных критериев оценки и невозможности количественно определить вклад каждого из них в конечный результат.
Данное обстоятельство требует реализации второго принципа, предполагающего распределение полномочий по исполнению основных функций Банка России между его основными организационно-управленческими уровнями на основе предоставления каждому из них полномочий по исполнению (и, соответственно, ответственности за требуемые результаты) законченной, целостной части того или иного вида функции.
Организация деятельности по такому принципу позволит оценить эффективность каждого звена системы Банка России с помощью формирования системы показателей, характеризующих результативность выполнения каждой функции.
С учетом этих двух принципов, возможно осуществить перераспределение полномочий между тремя основными организационно-управленческими уровнями Банка России.
Считаю целесообразным функции по оказанию услуг частного характера возложить на расчетно-кассовые центры (в том числе головные). Исполнение функций общественного характера, т. е. связанных с оказанием государственного воздействия, возможно, закрепить за центральным аппаратом и территориальными учреждениями. Центральный аппарат мог бы выполнять в основном регулятивные функции правоустанавливающего характера, а территориальные учреждения Банка России - исполнительно-распорядительные и контрольные функции правоприменительного характера.
Отдельно следует остановиться на полномочиях расчетно-кассовых центров и возможных направлениях оптимизации их структуры и сети. За расчетно-кассовыми центрами, расположенными в городах и районах на территории субъекта Российской Федерации, должны быть закреплены преимущественно функции по кассовому обслуживанию клиентов. Определение количества РКЦ, а также численности занятых и объемов выделяемых ресурсов должно, на наш взгляд, происходить также исходя из объемов функциональной нагрузки в рамках выполнения ими прежде всего функций по кассовому обслуживанию клиентов, хранению наличных денег, совершенствованию операций с ними и обеспечению их сохранности.
Целесообразность сохранения сети РКЦ диктуется еще одним обстоятельством. С нынешнего года в целях сокращения себестоимости банковского бизнеса введено Положение Банка России №199-П, предусматривающее снижение требований к укрепленности кассовых узлов подразделений кредитных организаций. С учетом этого возникает объективная необходимость наличия в банковской системе хорошо укрепленных и охраняемых помещений для хранения наличных денег и других ценностей, территориально расположенных в зоне достижимости основных клиентов. Специально оборудованные помещения РКЦ в наибольшей мере соответствуют этим требованиям.
Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние