Центральный банк России: история развития и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального Банка. Основные направления Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1 История развития Центрального банка РФ……………………………..4
1.1 Государственный банк Российской империи…………………………………4
1.2 Народный банк РСФСР………………………………………………………..6
1.3 Банк СССР………………………………………………………………………7
1.4 Центральный банк РФ………………………………………………………..14
Глава 2 Анализ современного состояния Центрального банка РФ…..............17
2.1 Роль Центрально банка РФ……………………………………………………17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики……………………………………27
2.3 Валютная политика……………………………………………………………..36
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………..39
Глава 3 Основные направления совершенствования деятельности Центрального банка РФ в 2012 году и на период 2013 2014 годов…………………………....44
3.1 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………….44
3.2 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…..46
3.3 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…….54
3.4 Политика валютного курса…………………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованных источников……………………………………………..59
Приложение 1……………………………………………………………………….61
Приложения 2………………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк России.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)

- осуществление  надзорных мероприятий по снижению  концентрации рисков, в том числе  рисков на бизнес аффилированных  с банками лиц;

- развитие надзора  на консолидированной основе;

- развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны  центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.

Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения  в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и  банковского надзора, установленных  Базельским комитетом по банковскому  надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

В рамках реализации положений Базеля II в 2012 - 2014 годах  будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения  новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств "Группы 20" на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:

- по внесению  изменений в нормативную базу  в части пересмотра структуры  регулятивного капитала и введения  требований к достаточности компонентов капитала;

- по установлению  требований к формированию буферов  капитала, введению показателя "леверидж", определяемого как отношение  величины капитала к совокупной  величине активов и внебалансовых  позиций без учета уровня риска по ним;

- по введению  двух нормативов ликвидности:  показателя краткосрочной ликвидности,  определяемого как отношение  ликвидных активов к чистому  оттоку денежных средств в  ближайшие 30 дней в условиях  рыночного стресса, и показателя  чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

В 2013 - 2014 годах  будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2012 - 2014 годах  предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

В связи с  международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в  сфере вознаграждений (материального  стимулирования сотрудников кредитных  организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

В целях снижения административной нагрузки на банки  предполагается унифицировать через  внесение соответствующих изменений  в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.

Для повышения  транспарентности деятельности российских кредитных организаций предусматривается  установление обязанности кредитных  организаций раскрывать неограниченному  кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей.

Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые  органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе, в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.

Предполагается  дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций. В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования.

Продолжится работа по законодательному совершенствованию  процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены  изменения, предусматривающие возможность  участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации.

Реализация  курса на интеграцию в мировой  финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.

Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности.

Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций  в результате применения ими Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности  банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию системной устойчивости банковского сектора. Продолжится совершенствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.

В целях повышения  уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений  со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.

В 2012 - 2014 годах  в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна.

В ходе проверок основное внимание будет уделяться  оценке рисков банков (кредитного и  рыночного рисков, риска потери ликвидности  и риска концентрации, в том  числе на бизнес собственников) и  систем управления ими, а также выявлению  сомнительных операций.

В целях достижения наилучших результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации  и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Дополнительное внимание будет уделено формированию риск-фокусированных заданий на проведение проверок кредитных организаций.

Повышению результативности проверок послужит совершенствование  организационной структуры инспектирования, предусматривающей завершение к 2014 году централизации инспекционной деятельности Банка России.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности будет  проводиться с учетом международно признанных подходов, а также мероприятий  Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего  контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.

 

3.3 МЕРОПРИЯТИЯ  ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ В 2012 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2012 И 2014 ГОДОВ

 

В рамках выполнения задачи по повышению эффективности  функционирования российского финансового  рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012 - 2014 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

- участие в  выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;

- участие совместно  с ФСФР России в работе по  совершенствованию подходов к  регулированию деятельности клиринговых  организаций и лиц, выполняющих  функции центральных контрагентов;

- участие в  совершенствовании нормативной  базы, регламентирующей депозитарную  деятельность, и признание концепции  иностранного номинального держателя;

- участие в  совершенствовании нормативной  базы, регламентирующей осуществление  деятельности по организации биржевой торговли;

- организация  мероприятий по обеспечению включения  российского рубля в число  расчетных валют системы CLS (Continuous Linked Settlement);

- участие совместно  с Минфином России в работе  по дальнейшей либерализации  рынка государственных ценных бумаг, предполагающей внесение изменений в нормативные и иные акты Банка России, которые разрешат размещение и обращение государственных ценных бумаг на торгах фондовых бирж в соответствии с их правилами;

- участие в  работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах;

- участие в  совершенствовании нормативной  базы, регламентирующей условия  выпуска и обращения депозитных  и сберегательных сертификатов;

- совершенствование  нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке.

В 2012 - 2014 годах  Банк России будет осуществлять деятельность по развитию и совершенствованию  национальной платежной системы, направленную на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны.

Банком России будут проводиться мероприятия  по реализации Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной  системе". Будет разработана Стратегия  развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов.

В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут разработаны нормативные  акты по следующим направлениям:

- регулирование  платежной системы Банка России;

- регулирование  платежных систем, надзор и наблюдение  в национальной платежной системе;

Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние