Центральный банк России: история развития и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального Банка. Основные направления Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1 История развития Центрального банка РФ……………………………..4
1.1 Государственный банк Российской империи…………………………………4
1.2 Народный банк РСФСР………………………………………………………..6
1.3 Банк СССР………………………………………………………………………7
1.4 Центральный банк РФ………………………………………………………..14
Глава 2 Анализ современного состояния Центрального банка РФ…..............17
2.1 Роль Центрально банка РФ……………………………………………………17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики……………………………………27
2.3 Валютная политика……………………………………………………………..36
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………..39
Глава 3 Основные направления совершенствования деятельности Центрального банка РФ в 2012 году и на период 2013 2014 годов…………………………....44
3.1 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………….44
3.2 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…..46
3.3 Мероприятия Центрального банка РФ по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов…….54
3.4 Политика валютного курса…………………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованных источников……………………………………………..59
Приложение 1……………………………………………………………………….61
Приложения 2………………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк России.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)

Исполнение  расчетно-кассовыми центрами функций  по расчетному обслуживанию в условиях перехода к централизованной обработке  внутрирегиональных электронных платежей будет снижаться. В целях сохранения и использования имеющейся инфраструктуры для предоставления расчетных услуг, на оснащение которой средствами связи и программными средствами были в свое время затрачены значительные средства Банка России, можно предусмотреть такую возможность в резервном варианте. В функции головных РКЦ при сохранении централизованных внутрирегиональных платежей может входить и предоставление расчетных услуг.

Таким образом, оптимизацию сети расчетно-кассовых центров следует проводить исходя из необходимости выполнения ими функций элемента эмиссионной системы, положив в основу принятия решения принцип сохранения минимального объема операций по этой функции. Количество РКЦ центров и объемы ресурсов на их содержание должны находиться в прямой зависимости от объемов налично-денежного оборота, осуществляемого на территории конкретного региона.

Повышение эффективности деятельности Банка  России требует внесения изменений  в существующую систему общего, ресурсного и финансового планирования и  обеспечения деятельности подразделений Банка России.

Во-первых, в соответствии с изложенными  выше принципами распределения полномочий по исполнению функций Банка России целесообразно было бы предусмотреть  дифференцированные подходы к определению  организационной структуры, численности персонала и объемов затрат на содержание подразделений Банка России на основе введения системы нормативного планирования затрат на осуществление различных типов функций.10

Необходимым условием для повышения эффективности  использования ресурсов в системе Банка России, обеспечения их экономии является, на наш взгляд, реализация аналога функционально-стоимостного анализа и нормирования затрат ресурсов. При этом эффект, получаемый при реализации каждой функции (и каждого законченного ее этапа), с точки зрения обеспечения конечной цели деятельности Банка России должен сопоставляться с затратами на ее осуществление.

Объемы  затрат на реализацию основных функций  общественного характера могут  определяться в зависимости от величины количественно измеримых факторов, определяющих объемы работы по выполнению этих функций на конкретной территории с учетом эффективности их выполнения.

Объемы  затрат на предоставление частных услуг  каждому конкретному получателю целесообразно планировать и  оценивать в разрезе каждого вида услуг, получателя, а также видов затрат на их производство и оказание, т. е. по аналогии с известными методиками планирования, используемыми в сфере производства товаров и услуг.

В качестве основного фактора, определяющего  масштабы деятельности обеспечивающих и обслуживающих подразделений Банка России и необходимые для этого объемы ресурсного обеспечения, целесообразно принять численность персонала подразделений, выполняющих основные функции.

При этом функциональная нагрузка, численность  и затраты на содержание обеспечивающих и обслуживающих подразделений должны быть, на наш взгляд, пропорциональны объемам деятельности основных подразделений с определенным нормативным коэффициентом.

Во-вторых, внесение отмеченных выше изменений  в характер выполнения функций Банка России позволяет организовать эффективную систему общего, ресурсного и финансового планирования.

Система общего планирования деятельности, включающая цели и задачи подразделений Банка  России на плановый период в разрезе  выполняемых функций, критерии оценки эффективности выполнения функций, количественные ориентиры, определяющие объемы выполняемых функций, может быть построена путем модификации годового отчета территориального учреждения, паспорта территориального учреждения и паспорта РКЦ. Структура этих документов должна соответствовать требованиям оценки деятельности двух нижних звеньев системы Банка России с точки зрения специфики закрепленных за ними функций.

В структуре  паспорта территориального учреждения целесообразно предусмотреть разделы, содержащие показатели, необходимые для оценки потребностей территории в услугах Банка России, потребности подразделений Банка России в ресурсном и финансовом обеспечении, а также для оценки эффективности использования затрат на их содержание.

Показатели  паспорта расчетно-кассового центра должны позволять осуществлять сопоставление  затрат на его содержание и полученных экономических результатов.

На  основе составления ресурсных планов может осуществляться финансовое планирование, предполагающее:

1)  введение системы финансовых  нормативов по укрупненным статьям  расходов деятельности территориальных  учреждений и расчетно-кассовых  центров, осуществление на их  основе планирования и контроля  финансовой деятельности подразделений  Банка России со стороны центрального аппарата;

2)  передачу полномочий по дальнейшей  детализации расходов в пределах  этих нормативов на уровень  территориальных учреждений.

И, наконец, для рациональной организации работы подразделений Банка России представляется целесообразным внести изменения в существующую систему управления деятельностью территориальных учреждений. В частности, предлагается разделить методическое и организационное курирование территориальных учреждений, оставив первое за функциональными департаментами Банка России, а второе (т. е. все вопросы организации и обеспечения деятельности территориальных учреждений) - передать Департаменту по работе с территориальными учреждениями Банка России. Речь идет о функциях, касающихся деятельности территориальных учреждений и относящихся в настоящее время к компетенции следующих департаментов: административного, финансового, персонала, информационных систем, внутреннего аудита и ревизий, главного управления недвижимости.

В этом случае стала бы возможной реализация единых принципов планирования и организация деятельности территориальных учреждений, что могло бы обеспечить, на наш взгляд, существенную экономию средств Банка России и повысить эффективность его деятельности.

 

 

2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009 - 2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики. Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.

Процентная  политика. Принимая во внимание сложившийся к началу текущего года высокий уровень инфляции, а также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе - мае текущего года осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям, а также увеличивал нормативы обязательных резервов.

Во II квартале текущего года начали формироваться тенденции к замедлению темпов роста цен на отдельные виды потребительских товаров и приостановлению повышательного тренда инфляции. Кроме того, появились предпосылки к постепенному ослаблению инфляционного давления со стороны денежного предложения. Анализ кратко- и среднесрочных рисков инфляции дал основания Банку России ожидать замедления роста цен во втором полугодии 2011 года. В связи с этим достигнутый к середине текущего года уровень рыночных процентных ставок рассматривался Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшие месяцы баланса между ограничением инфляционного давления и возможностью замедления экономического роста. Поэтому Банк России в июне - августе оставил без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям.

Существенное  снижение уровня банковской ликвидности  в январе - октябре 2011 года было связано  со значительным абсорбированием средств  по бюджетному каналу, а также со значительным оттоком капитала частного сектора, который обусловил уменьшение степени участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, а в сентябре - октябре - переход к нетто-продаже Банком России иностранной валюты. Указанные факторы привели к усилению волатильности процентных ставок денежного рынка. В этих условиях для повышения действенности процентной политики Банком России были приняты решения о сужении интервала процентных ставок по основным операциям по предоставлению и абсорбированию ликвидности.

В целом с  начала года ставка рефинансирования, ставки по кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп" были повышены на 0,5 процентного пункта, процентные ставки по другим операциям рефинансирования, за исключением фиксированных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардного кредитования, - на 0,25 процентного пункта, по депозитным операциям - на 0,75 - 1,0 процентного пункта. (Приложение 1)

Изменение процентных ставок по операциям Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов (МБК).

Если в первые месяцы года в условиях сохранения значительного профицита ликвидности  процентные ставки денежного рынка  находились вблизи нижней границы процентного коридора по операциям Банка России,

 

 

то по мере уменьшения объема ликвидных средств и активизации спроса кредитных организаций на рефинансирование произошел сдвиг рыночных процентных ставок к середине этого коридора. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2011 году повысилась с 2,7% годовых в январе до 4,5% годовых в сентябре, спред по отношению к фиксированным депозитным ставкам Банка России увеличился на 0,8 процентного пункта. Повышение ставок сопровождалось ростом активности участников рынка: средний оборот рынка рублевых МБК по выборке MIACR возрос с 89,8 млрд. рублей в день в январе до 194,7 млрд. рублей в день в сентябре.

Постепенное улучшение  ситуации в реальном секторе экономики  в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной  политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых. Это минимальное значение указанной ставки за всю историю наблюдений. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок свыше 1 года снизилась с 11,9% годовых в августе 2010 года до 10,3% годовых в августе 2011 года. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года за аналогичный период уменьшилась с 27,1 до 22,9% годовых, на срок свыше 1 года - с 17,9 до 17,1% годовых соответственно (рисунок 1).

Неценовые условия  банковского кредитования для нефинансовых организаций смягчались в меньшей  степени, чем в предшествующем году. Банки по-прежнему придерживались достаточно жестких требований к финансовому положению этой категории заемщиков. Для крупных заемщиков

Рисунок 1 - Номинальные процентные ставки по кредитам нефинансовым

организациям  в рублях (% годовых)

 

 

эти требования даже повышались. В сегменте кредитования населения банки продолжали смягчать требования к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту, увеличивать максимальный срок и объем кредита.

Денежное  предложение и его источники. Анализ динамики денежных агрегатов позволяет выявлять инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Увеличение совокупного денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов.

В 2010 году уровень  годовых темпов прироста денежного  агрегата М2 был достаточно высоким - более 30%. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы постепенно снижались и в 2011 году эта тенденция продолжилась. В результате на 1.09.2011 годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на 1.01.2011 - 31,1%).

В январе - августе 2011 года происходило снижение годовых  темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был существенно выше аналогичного показателя у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста депозитов населения в национальной валюте в среднем за январь - август был равен 33 - 34% (за январь - август 2010 года - 43 - 44%), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18% (за январь - август 2010 года - около 34%). По состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8%, а депозитов нефинансовых организаций - 15,1%.

Годовые темпы  прироста широкой денежной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с  декабря 2010 года также стали постепенно уменьшаться, и в январе - августе текущего года эта тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на 1.09.2010 - 24,1%) (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Денежные агрегаты (прирост в % к соответствующей дате

предыдущего года)

 

         

Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние