Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
1.1 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.2 НАПРАВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
2.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
2.3 РЕФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКОВ
2.4 ВАЛЮТНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА 2006 Г.
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

Работа состоит из  1 файл

цб.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)
 

       

     С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

     Требования  минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу "кредитора последней инстанции". В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

     Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Однако  в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

     Как инструмент денежной политики минимальные  резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

     Уменьшение  резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

     В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия.

     Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

     Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет.

     Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

     Во  многих странах минимальные резервы  практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США ФРС уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов.

     Несколько слов об операциях на открытом рынке. Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

              В практике Банка России операции  по покупке/продаже ценных бумаг  на открытом рынке используются  в относительно небольших масштабах  как дополнительный инструмент  регулирования банковской ликвидности.  Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

              Согласно законодательству Банк  России может осуществлять на  рынке покупку/продажу как государственных,  так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

             В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.  Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

     Объемы  данных операций в 2010 году, как и  в предыдущие годы, оставались небольшими относительно общего масштаба операций Банка России по предоставлению/изъятию банковской ликвидности. В 2010 году в условиях формирования устойчивого профицита банковской ликвидности Банк России использовал только операции по продаже на открытом рынке ценных бумаг из собственного портфеля (увеличившегося в кризисный период в результате проведения Банком России покупок ценных бумаг, выступавшего одним из каналов предоставления банковской ликвидности). Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги, попавшие в его портфель в результате недобросовестного выполнения обязательств кредитных организаций по сделкам прямого РЕПО (1,6 млрд. рублей). Доля собственного портфеля государственных ценных бумаг Банка России в общем объеме рынка в 2010 году заметно снизилась, что в большой мере определялось ростом данного сегмента.   

       Информация об использовании  данного инструмента раскрывается  в Годовом отчете Банка России. 

 

2.3 Рефинансирование банков

 

     Ставка  рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

     Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.

     Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой "удорожание" кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

     В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов.

     Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).

     Внутредневные кредиты предоставляются Банком России банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в  течение операционного дня, путем проведения списания средств с корреспондентского счета банка по платежным документам при отсутствии либо недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

           Основанием для предоставления  Банком России банку внутридневного кредита является наличие неисполненных платежных поручений банка и других платежных документов (предъявленных к корреспондентскому счету банка в соответствии с законодательством или договором) в течение операционного дня. При этом представления в Банк России заявления банка на получение внутридневного кредита не требуется. Предоставление внутридневных кредитов банкам допускается в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых Кредитным комитетом Банка России по каждому банку в отдельности. Сумма установленного банку лимита рефинансирования по внутридневному кредиту указывается в генеральном кредитном договоре.

За право  пользования внутридневными кредитами  с банка взимается плата в  пользу Банка России в фиксированном  размере.

              При несвоевременном погашении кредитов Банка России они выставляются на счета просроченных ссуд, так же как и несвоевременно уплаченные проценты, а заложенные ценные бумаги на следующий рабочий день выставляются на продажу на ОРЦБ в течение четырех торговых сессий. Если они останутся не проданными, то их приобретает Банк России.

            Кредиты овернайт предоставляются  Банком России банкам, расположенным  в регионах, расчетная система  которых позволяет осуществлять  расчеты с учетом поступлений  текущего операционного дня, путем проведения списания средств с корреспондентского счета банка по платежным документам при отсутствии либо недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

             Предоставление кредитов овернайт банкам допускается в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых Кредитным комитетом Банка России по каждому банку в отдельности. Сумма установленного лимита рефинансирования по кредиту овернайт указывается в генеральном кредитном договоре.

             Кредиты овернайт предоставляются Банком России для завершения коммерческим банком расчетов в конце операционного дня путем зачисления на его корреспондентский счет суммы кредита и проведения списания средств сего корреспондентского счета по исполненным платежным документам, находящимся в расчетном подразделении Банка России. При этом предоставления в Банк России заявления банка на получение кредита овернайт не требуется, погашаются кредиты овернайт за счет текущих поступлений на корреспондентский счет коммерческого банка на следующий день.

              Ломбардный кредит - это форма  рефинансирования, при которой ЦБ  РФ предоставляет ссуды под  залог. В отличие от ссуд, обеспеченных  недвижимостью (ипотека), ломбардные  операции являются ссудами под  залог движимого имущества. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса.       Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.Список ценных бумаг, принимаемых к залогу, определяется ЦБ РФ. Это, как правило, государственные ценные бумаги, но в отдельных случаях могут быть и корпоративные ценные бумаги.ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (Национального банка) лимит ломбардного кредита.

Информация о работе Центральный банк России