Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
1.1 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.2 НАПРАВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
2.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
2.3 РЕФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКОВ
2.4 ВАЛЮТНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА 2006 Г.
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

Работа состоит из  1 файл

цб.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

     Процентная  политика по операциям Банка России является важным инструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 2008 году, в связи с кризисом и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков, а В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.

         Для быстрого и масштабного  пополнения рублевой ликвидности  банковской системы был разработан  механизм предоставления Банком  России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).

         Одним из способов увеличения  капитала банков стало предоставление  им за счет государственных  средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан  механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

         Совместно с Агентством по  страхованию вкладов Банк России  провел большую работу по санации  проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

         Банк России предоставлял кредиты  на льготных условиях крупным  финансово устойчивым банкам  в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.

         В течение 2010 г. по мере улучшения  ситуации в банковском секторе  Банк России постепенно сворачивал  специальные антикризисные механизмы.  К концу 2010 г. было полностью  прекращено предоставление Банком  России кредитов без обеспечения.

         В первой половине 2010 года в  условиях быстро снижающейся  инфляции, низкого совокупного спроса  на товары и услуги, вялого  роста банковского кредитования  Банк России четыре раза принимал  решения о снижении своих процентных  ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

         С середины 2010 г. макроэкономическая  ситуация начала изменяться. Начиная  с августа инфляция стала расти.  В конце декабря на фоне  растущей инфляции было принято  решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

         В начале 2011 года Банк России  продолжил ужесточение денежно-кредитной  политики. В целях снижения инфляции  в январе было принято решение  о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В сентябре 2011 года продолжает действовать ставка рефинансирования, установленная еще 3 мая 2011 года в размере 8,25 %

 

2.4 Валютные интервенции

     Валютная  интервенция Банка  России – это его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты и по воздействию на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, в настоящее время применение Банком России валютных интервенций является одной из используемых в Российской Федерации форм осуществления денежной эмиссии. [11]  
ЦБ РФ начал ежедневные валютные интервенции, начиная с 14 мая 2008 года. Объем торгов долларами на ММВБ в первый день введения новых правил составил $6,4 млрд. По итогам дня на ММВБ доллар вырос на 7,5 копейки, достигнув максимальной отметки за период с 6 марта 23,9275 руб./$1.  
ЦБ РФ осуществляет регулярные интервенции в рамках курсового коридора бивалютной корзины. За счет этого будет обеспечиваться большая волатильность (непостоянство) внутри валютного коридора, произойдет постепенный переход к режиму плавающего курса. Будут использоваться два способа интервенции: механизм определенного курса и механизм контролируемого объема. Частота регулярных интервенций будет определяться бюджетной политикой. Если в бюджет будут изыматься большие объемы через налоговые назначения, то приобретений будет больше для сохранения баланса. Ограничения по объему будут зависеть только от макроэкономических обстоятельств, инфляции и денежно-кредитной политики.  
Кроме того, ЦБ РФ ожидает, что дополнительным эффектом от проведения регулярных интервенций будет снижение стимулов для проведения спекулятивных операций с краткосрочными капиталами: «большая волатильность курса будет означать меньший приток-отток капитала».  
Банк России продолжает выбранный курс по переходу к системе плавающего курса национальной валюты, применяемой в большинстве развитых стран мира и предполагающей минимальное вмешательство со стороны Центрального банка (ЦБ) в ход торгов, а также преимущественно рыночную систему определения курса на основе спроса и предложения.  
Ранее ЦБ скупал значительную часть валютной выручки в золотовалютные резервы, выбрасывая новую ликвидность в экономике и раскручивая маховик инфляции. Сохранение такой политики, безусловно, противоречило бы цели ограничения инфляции, которая сейчас имеет все возможности превысить прошлогодниецифры.  
Эффективность новой политики вызывает вопросы. С одной стороны, неизбежное укрепление курса рубля, вряд ли серьезно навредит экономике страны, поскольку импорт в Россию является комплементарным, а экспорт – в основном сырьевым. В определенной зоне риска оказываются только машиностроение и металлургия – отрасли экономики с наиболее высоким уровнем конкуренции за экспортные рынки сбыта. С другой стороны, предстоящее укрепление рубля привлечет в страну спекулятивные капиталы, поскольку инвесторы будут зарабатывать не только на более высоких внутренних процентных ставках, но и на росте курса национальной валюты. Стерилизовать данный приток будет достаточно сложно.  
Банк России перешел к использованию стоимости бивалютной корзины в качестве операционного ориентира курсовой политики с 1 февраля 2005 года. Первоначально доля евро в корзине составляла 0,1, доллара – 0,9. С 8 февраля 2007 года ЦБ установил следующую структуру бивалютной корзины: 0,45 евро и 0,55 доллара. Как пояснял ЦБ, постепенное увеличение доли евро в составе бивалютной корзины направлено на выравнивание внутридневной волатильности курса рубля к доллару и другим значимым иностранным валютам. Эксперты пока не дают числовых прогнозов относительно возможного поведения курса рубля к доллару и евро, однако сходятся во мнении, что он может стать более волатильным по отношению к этим валютам.

     На  сегодняшний день(17.10.2011), на валютных торгах укрепление рубля продолжилось. Центробанк продолжает вкладывать скупленные ещё не так давно дешёвые доллары и евро в национальную валюту. Между тем, в выходные "двадцатка" приняла решение помочь долговым странам Европы, что неизбежно приведёт к росту курса евро по отношению к доллару. Это выразилось в очень близком приближении соотношения евро/доллар к 1,39 (1,3899). При этом в пятницу пара некоторое время стояла в районе 1,372.

     На  валютных торгах на ММВБ курс доллара  с расчетами "завтра" к снизился по отношению к средневзвешенному  курсу пятницы ещё на 25,35 коп  до отметки 30,7370 рубля за доллар. Рублевый курс евро упал на 13,22 коп к отметке 42,5980 рубля. 
 
 

 

3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России

3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г.

 

     Банк  России представлял три варианта денежно-кредитной политики на 2006 год. Как сообщали "Ведомости", об этом говорилось в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год, представленных Центробанком в Правительство РФ.

     В соответствии с первым сценарием, предполагается уменьшение доходов экспортеров. Темпы прироста инвестиций в основной капитал будут ниже, чем в 2005 году, и составят 5,7%. Реально располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 7,3%. В условиях менее благоприятной, чем годом ранее, внешней экономической конъюнктуры темпы экономического роста замедлятся до 4%.

     В рамках второго варианта активное сальдо баланса торговли товарами и услугами снизится относительно 2005 года меньше, чем в первом варианте. Положительное сальдо счета текущих операций снизится более чем на четверть. Чистый отток капитала из частного сектора может сохраниться на уровне предыдущего года. Реально располагаемые денежные доходы населения возрастут на 8,9%. Темпы прироста инвестиций в основной капитал могут составить 11,1%, а увеличение ВВП - 5,8%.

     Согласно  третьему сценарию, объем инвестиций в основной капитал может возрасти на 11,5%, реально располагаемые доходы населения - на 9,1%. В этом случае темпы прироста ВВП могут составить 6,2%.

     Первый  и второй варианты рассчитаны, исходя из цены на российскую нефть в $28 и $40 за баррель, третий - $50 за баррель нефти.

     В целом, Центробанк прогнозирует инфляцию по итогам 2005 года на уровне 10-11% при ориентире 7,5-8,5%. Как отмечается в материалах, сложившийся уровень базовой инфляции за прошедший период 2005 года позволяет предположить, что ее значение за год будет выше ожидавшегося ранее уровня в 7-8%. В июне 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года базовая инфляция составила 4,4% против 4,3% за соответствующий период 2004 года.

     Негативное  влияние на базовую инфляцию в текущем году оказывает ускорение по сравнению с 2004 годом роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции. Темп прироста цен на эту группу товаров в июне 2005 года по сравнению с декабрем составил 5,5% против 5,2% за аналогичный период 2004 года. Позитивный вклад в динамику базовой инфляции внесло замедление темпов роста цен на непродовольственные товары. За первые 6 месяцев 2005 года они возросли на 2,4% против 3,3% в соответствующий период 2004 года.

     Как отмечается в материалах Банка России, в текущем году динамика инфляции на потребительском рынке складывается во многом под влиянием факторов, не связанных в краткосрочном аспекте с денежно-кредитной политикой. К ним относится высокий рост цен на платные услуги населению, а также дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители6.

     В июне 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 15,4% (в июне 2004 года - на 11%), в том числе тарифы, регулируемые на федеральном и региональном уровнях, за первые 6 месяцев 2005 года возросли, по оценке, на 19,2% по сравнению с 13,3% за январь-июнь 2004 года. Вклад прироста регулируемых цен в инфляцию составил 2,9-процентного пункта против 1,9-процентного пункта за аналогичный период 2004 года.

     Вместе  с тем, как говорится в материалах, "ожидаемое по итогам 2005 года превышение целевого ориентира по инфляции обусловлено в основном краткосрочными и локальными факторами, что не является препятствием для последующего замедления темпов роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития".

3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации

 

     В 2006 году усилия Банка России будут направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежно кредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведении рыночных операций.

     Вместе  с тем Банк России намерен совместно  с Правительством Российской Федерации  активно воздействовать на улучшение  экономических условий, в которых  осуществляется денежно кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских, иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств7.

     Обязательные резервы Банк России в 2006 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ” “Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”, куда, в частности, внесены следующие изменения.

     Для всех кредитных организаций унифицированы  сроки представления расчета  регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства.

     В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

     В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений  Банка России “Об обязательных резервах". В отношении купли продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золото валютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

     Рефинансирование  банков Банком России будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и нормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению  процедуры предоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского региона г. Санкт Петербурга) по мере технической готовности соответствующих региональных подразделений Банка России.

     По  мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России планируется совершенствование процедуры предоставления банкам кредитов путем постепенной автоматизации этого процесса через создание программных комплексов по кредитным операциям перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени решению проблемы неплатежей8.

Информация о работе Центральный банк России