Денежная система и её элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 00:25, реферат

Описание

Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством. Она сформировалась в XVI - XVII веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованных государств и национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

Денежная система и ее элементы.docx

— 56.66 Кб (Скачать документ)

Внутренние   факторы  не  менее  разнообразны  и   включают  в себя некомпетентность    руководства   банка,    недостатки  внутрибанковской организации и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию  кредитов,  слабый   контроль  за  заемщиками, нарушение действующих нормативов,  личную зависимость от заемщика, обман органа банковского надзора, криминальные манипуляции и др.  

Роль  и значение этих факторов меняется в зависимости  от страны и состояния  экономики.  Так,  в   условиях кризисного развития экономики повышается  значимость  общеэкономических факторов. Существенный вес в отдельные   периоды  могут  иметь  колебания   конъюнктуры  на отдельных рынках.   Например,  кризис  рынка   недвижимости в  Японии в начале 90-х годов    привел  к  резкому  ухудшению   состояния  японской  банковской системы.  

Среди  внешних   причин  некоторые  зарубежные исследователи  особо выделяют  недостаточно   продуманные решения инстанций, предоставляющих лицензии  на банковскую деятельность. Так, при предоставлении лицензий на  осуществление  операций  в тех регионах, где рынок и  клиентура уже поделены   между  имеющимися  банками  и конкуренция  между ними высока, подобные   решения  могут  в  отдельных   случаях  создавать предпосылки  будущего    банкротства.   То   же    самое  происходит,  если  лицензии предоставляются  банкам,  ориентирующимся в своей  деятельности на одну или  несколько   фирм,  что с самого начала обусловливает  зависимость и неустойчивость такого рода "домашних банков". В то же время зарубежные исследователи   приходят   к    выводу,   что  подавляющее   большинство  банковских банкротств сводится в конечном счете к внутренним причинам. 

При  этом   особое  значение имеет ошибочная кредитная  политика банков, которая,  по   оценкам  ряда  исследователей, "ответственна" за 90 - 95 процентов случаев резкого  ухудшения финансового состояния  банков. Так, крупнейший   европейский  банк "Креди Лионнэ" понес в начале 90-х годов значительные  убытки,   предоставив миллиардные кредиты на сомнительные операции  итальянским   финансистам Паретти  и Фиорини.   Помощь банку обойдется французскому   государству,  по  некоторым оценкам, в сумму свыше 2  млрд.  долларов.   Широкий резонанс получило в Германии "дело Шнайдера",  который,  взяв  крупные   кредиты у ряда банков (например, Дойче   Банк), весной 1994 года скрылся. Неверная кредитная политика (в частности,     одностороннее   увлечение    кредитованием   операций   с недвижимостью)  привела в 1991  году почти все крупные скандинавские банки на   грань краха.  Ошибки  в кредитной   политике,  по  оценкам зарубежных   экспертов,  в основном  сводятся  к   слабому контролю за действиями  и финансовым состоянием заемщиков, к превышению допустимых размеров   кредитов,   а    также   к   недостаточной    их   отраслевой диверсификации.   При несостоятельности кредитных учреждений действие этих  факторов обычно прослеживается одновременно. Примерно в половине случаев эти факторы   дополняются общей спекулятивной направленностью кредитной политики,  а также обманом органов надзора. Одной из важных причин  банкротств  следует  считать одностороннюю ориентацию банка на одного или нескольких заемщиков. Так, банкротство германского концерна "Хуго   Стиннес    ОХГ"   неизбежно   повлекло    за  собой банкротство финансировавшего   этот   концерн    "Хуго-Стиннес-Банка".   По   данным Федеральной корпорации   страхования вкладов (ФКСВ) США, в этой стране среди причин  банкротства банков   отмечаются  криминальные  действия сотрудников банка и внешних лиц - такие действия "ответственны" за 25 - 30 процентов случаев краха кредитных учреждений.  

Как   подчеркивают зарубежные специалисты, банковская деятельность имеет   ряд    специфических   особенностей,    что  предъявляет  особые требования   как  к  надзору  за  банками,  так   и  к  вмешательству  в деятельность   банков  при угрозе их банкротства. Спецификой банковских операций  является   трансформация  сроков  кредита:  беря у вкладчиков деньги   на   относительно    короткие  сроки,  банк  превращает   их  в долгосрочные  кредиты.  Это   находит  свое  отражение в том, что банки  имеют  очень низкую долю собственного капитала при весьма значительном удельном   весе капитала привлеченного. Кроме  того, что особенно важно, банк почти  всегда является de jure в значительной степени неликвидным, то  есть   он,  как правило, не в состоянии в любой момент погасить все свои  обязательства   перед вкладчиками.  Так, анализ балансов ведущих швейцарских гроссбанков,   проведенный швейцарскими   исследователями, показал,  что ни   один  из  них не смог бы выплатить своим вкладчикам внесенные ими суммы, если бы все они одновременно обратились в банк с этим требованием. Следовательно, до тех пор, пока вкладчики сохраняют доверие к банку, они предоставляют ему кредит на неопределенный срок.   Если  же, однако, определенная часть депонентов одновременно потребует возврата   вкладов,  банк  неизбежно становится   неплатежеспособным de facto.   Начинается    "набег   вкладчиков",  который   делает  ситуацию катастрофической.  

Таким  образом,   доверие  образует тот базис, на котором  только и способен  функционировать  банк   (как  и  банковская система  в целом).   Банки   имеют  благоприятные   возможности  для  преодоления   временных  платежных затруднений (в первую очередь за счет межбанковского кредита  и   рефинансирования  через  центральный   банк).  Однако  именно данное обстоятельство может  усилить панику среди вкладчиков при возникновении первых признаков  платежных затруднений (а следовательно, отказе других банков от предоставления кредитов).  

Утрата   доверия  к  банку  резко  снижает его  рыночную стоимость, поскольку  он  в   значительной  мере утрачивает возможность проведения прибыльных  активных и пассивных операций. Привлечение средств требует повышенных  ставок  процента  в   качестве  компенсации  за риск. Отток вкладов,  кроме  того,  побуждает   ограничивать  активные  операции, в частности   приостанавливать    финансирование  долгосрочных   проектов, которые   вследствие    этого   быстро  падают  в   цене.  Потенциальные покупатели   ликвидируемых  активов  приобретают   их не по полной, а по существенно     заниженной   цене.    Американский   экономист    Джеймс, проанализировав  причины   банкротств банков в США за 1985 - 1988 годы, пришел   к  выводу,  что  "издержки   банкротств"  банков (разница между балансовой и рыночной стоимостью банка на момент ликвидации) составили в  среднем  30   процентов,  что  значительно выше, чем при банкротстве предприятий   других    отраслей.   Характерное  для   финансовой  сферы взаимопереплетение   капиталов в случае банкротства одного кредитного учреждения ставит под удар другие банки и предприятия, вызывая "цепную реакцию" банкротств. Вероятны и серьезные нарушения системы расчетов - при этом  сбой в одном из звеньев может легко распространиться на всю систему.  

Варианты вмешательства  в деятельность банков при угрозе их банкротства Исключительно важное значение банковского сектора для нормального функционирования рыночной экономики, а также его повышенная уязвимость и зависимость от   доверия публики издавна побуждали органы власти проявлять повышенное внимание к устойчивости банковской системы. 

Формы   обеспечения  этой устойчивости определялись большим  числом факторов,  в   том  числе  характером  и  остротой   возникших  проблем, особенностями законодательства, политической и экономической ситуацией  в стране и т.п. 

Однако  во   всех  случаях  власти  сталкивались с тремя основными вопросами:   как   избежать  спонтанной  "цепной   реакции"  рынка;  как обеспечить   оздоровление балансов и деятельности кредитных  учреждений; и  наконец,  как   избежать  повторения  кризисных  явлений в банковской сфере. 

Для   преодоления  спонтанной  реакции   рынка  исключительно важное значение    имеет   своевременное   распознание возникающих проблем и быстрые, решительные действия. 

Это,  в  свою   очередь,  требует  наличия соответствующей  системы информации и необходимых  финансовых средств. 

Ключевым   элементом  информационных  систем является получение  от банков  необходимой   статистики  и  ее  оценка.  В   некоторых  странах (например,  в  США)   важное  значение  придается публикации отчетности банков.   При этом   предполагается,  что на  основе   предоставленной информации рынок сам произведет оценку финансового состояния банков. В других   странах (Япония,   Скандинавские государства)  требования   к отчетности  сравнительно  ниже,  что   предполагает более активную роль органов надзора в оценке положения в банковской системе. 

Зарубежная      практика     знает      немало     случаев     чисто "административного"   вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства.  В  кризисных ситуациях применялись  такие, например, меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом "кризисного управляющего" и др. В то же время, как показала практика, вмешательство    в   деятельность    банков   требует,   как    правило, соответствующих    финансовых  средств,  одним  из   источников  которых являются  системы   депозитного  страхования  (СДС), создаваемые самими банками.  Такого  рода   системы  существуют сейчас практически во всех развитых   странах  мира,  однако   при  возникновении  острых  проблем  средства  таких  фондов  могут   оказаться  недостаточными. В последнее  время  в  США,  Норвегии,  Финляндии,   Швеции  возникла  потребность  в государственной финансовой поддержке  банковской системы. В начале 90-х  годов,   например, правительства  Швеции, Финляндии и Норвегии объявили, что   они    гарантируют   своевременное    выполнение   банками   своих обязательств  -  для  того,  в   частности,  чтобы  рассеять сомнения в международных  финансовых  кругах  и   облегчить  тем  самым  получение кредитов  за  рубежом.  Размеры предоставляемой  банкам поддержки могут быть   весьма  значительными.  Так,  в   Норвегии  в 1991 году эти суммы  составили   (за счет как частных фондов, так и государственных средств) около 2  процентов   ВВП,  в Финляндии в 1992 году - 5,7 процента, в Швеции в 1993 году - 2,4 процента. 

Практика    выработала   несколько  путей   воздействия  на  банки, находящиеся  в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три  основные  стратегии  такого   воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса. 

Стратегия   выжидания  действует в том случае, если есть основания полагать,  что  затруднения   банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть  их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда   крупных банков  США непосредственно после обострения долгового кризиса   развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась  предоставлением   надзорными  органами  некоторых льгот банкам (например, изменение в их пользу предписаний по учету убытков). 

Подобные   действия,  как  отмечают зарубежные исследователи, ведут при определенных    условиях  к  положительным   результатам,  однако  успех зависит    от  внешних  обстоятельств,   находящихся  обычно  вне  сферы  контроля  государства  и  надзорных   органов.  Кроме  того, ослабление правил   надзора  может спровоцировать проведение чрезмерно рискованных  операций. 

Ликвидация  (продажа  кредитного учреждения по частям) применяется  сравнительно  редко,  так  как   разделение банка приводит к разрушению сложившихся  отношений  с клиентурой и потому связано со значительными  потерями.    Поскольку  значение  этого   фактора  возрастает  с  ростом размеров  банка,  данная мера обычно применяется в отношении  небольших кредитных    институтов.   В   Японии   и    Скандинавских  странах  она использовалась   почти   исключительно   по  отношению  к  небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация   баланса   (санация)   предполагает  прямое  или косвенное   увеличение  капитала.  В  Германии   и  Швейцарии существует практика,  когда   надзорный  орган путем  ужесточения контроля, а также  мер  "морального   воздействия"  побуждает акционеров и собственников  к предоставлению   дополнительного  капитала.  Тем самым акционеры  подают публике   сигнал,    что  они  уверены  в   жизнеспособности  и  будущей рентабельности  банка.  Отказ  акционеров   от соответствующих  действий может рассматриваться  в качестве аргумента для инициирования  процедуры банкротства. 

Президент    Банка  Франции  может  предложить   акционерам  банка, попавшего  в   затруднительное  положение,  продолжать выполнение своих обязанностей  (что  также   обычно  предполагает  увеличение   капитала, замену  руководства и т. п.) или прибегнуть к поддержке других банков, что  может в конечном счете означать слияние и поглощение. 

В    Скандинавских   странах  в   увеличении  капитала  традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых "инъекций", либо в форме предоставления гарантий. 

Важнейшую    роль   в   организации    процедуры   воздействия   на "проблемные"   банки  за рубежом  играют системы депозитного страхования (СДС).   Основными    функциями   этих   систем   являются:  обеспечение стабильности  и   укрепление доверия к банковской и финансовой системе, защита  интересов  мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования.  Выполнение этих функций  предполагает активное участие СДС  в "спасении" испытывающих  платежные   затруднения  кредитных  учреждений,   если это обходится дешевле, чем  открытое банкротство и возврат  вкладов. 

Так,  к   числу  основных  задач Фонда страхования  вкладов частных банков  в   Германии  относится оказание необходимой  помощи в интересах вкладчиков   и    недопущение  снижения  доверия  к   частным  кредитным  учреждениям   в    случае   возможных   или    действительных  платежных затруднений   и  в особенности при угрозе приостановки платежей. Для решения этой задачи используются все необходимые для поддержки меры, в частности,   платежи   отдельным   кредиторам..,  финансовая  поддержка банков,    предоставление   гарантий    или   принятие   на   себя    их обязательств...  Наряду с этим в качестве срочных можно использовать и такие   меры,  как  временное  закрытие   банка, запрет на осуществление финансовых   операций,  которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т.д. 

В  Германии,   кроме  того, в 1974 году по инициативе Федерального банка  был создан Консорциальный банк ликвидности (Лико-банк), который предоставляет в целом устойчивым   кредитным учреждениям ликвидные средства,   если   они испытывают   временные платежные затруднения.   Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Федерального банка (30 процентов), а также взносов всех банковских групп Германии. 

В   США  в   соответствии  с  федеральным  законом   о  страховании депозитов     Федеральная   корпорация    страхования   вкладов   (ФКСВ) уполномочена   оказывать   финансовую    помощь   при  угрозе  закрытия застрахованного    банка.   Здесь    возможны   три   способа:    помощь непосредственно   кредитному    учреждению,   испытывающему    платежные  затруднения; содействие в слиянии  этого учреждения с другим устойчивым банком;  оказание  помощи компании, которая уже контролирует или  будет контролировать неплатежеспособный банк. 

Информация о работе Денежная система и её элементы