Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 00:25, реферат
Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством. Она сформировалась в XVI - XVII веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованных государств и национальных рынков.
В Словении
был применен иной способ финансового
оздоровления банковской системы
и предприятий с участием государства.
В 1991-1992 годах был принят ряд
законов о пререабилитации,
реабилитации и ликвидации банков.
В соответствии с этими законами
было создано Агентство по реабилитации
банков (АРБ), к числу основных задач которого
относится управление и
надзор за "проблемными"
банками.
Председатель
центрального банка страны имеет
право инициировать пререабилитационные
процедуры по отношению к тем банкам, потенциальные
убытки которых превышают 30 процентов
собственного капитала, и меры полной
реабилитации, если соответствующий
показатель превосходит 50 процентов. В
ходе реабилитационных процедур АРБ имеет
право взять банк под свое управление,
заменить руководство, приостановить
действие прав собственников и учредителей,
организовать слияние или приватизацию
банка.
Финансовая
реабилитация банков
осуществляется посредством
списания части долгов, передачи
недействующих активов АРБ, а
также предоставления необходимого
минимума финансовых средств. В последних
двух случаях активную роль
играет государство через механизм
выпуска долгосрочных казначейских
обязательств.
АРБ были предоставлены
широкие права и в плане
воздействия на предприятия-заемщики.
В случае, если предприятие
не погашает долги банку, взятому
под управление АРБ, предприятие
автоматически становится должником
Агентства. Оно имеет право устанавливать
свой контроль над таким предприятием
и инициировать необходимые изменения,
включая меры по повышению эффективности
производства. Кроме того, АРБ вправе
продавать требования к такому
предприятию заинтересованным инвесторам,
что создает предпосылки для реальной
приватизации.
С целью
поддержания "здоровья"
банковской системы и после
завершения процесса реабилитации
Банк Словении ужесточил банковский
надзор, а также повысил
минимальный размер уставного
капитала с эквивалента 7
млн. западно-германских марок
в настоящее время до эквивалента
60 млн. марок к концу 1995 года. Предполагается,
что эти меры приведут к тому,
что в скором времени
около 80 процентов банковских
активов Словении будут сосредоточены
в четырех-шести крупных кредитных
учреждениях (против 32 в настоящее время).
В зарубежной
практике накоплен значительный опыт
воздействия на заемщиков, испытывающих
платежные затруднения. К числу
мер воздействия относятся внесудебное
и судебное предостережения, реструктуризация
и санация, урегулирование
задолженности, добровольная
ликвидация, принудительное банкротство
и др. Все эти
процедуры четко регламентируются
законодательством.
Общее правило
при решении проблем
Повышенная
уязвимость банковского
сектора, а также его
исключительно важное значение
для нормального функционирования рыночной
экономики обусловливают особое
внимание властей к устойчивости
банковской системы.
Действия властей
при этом направляются в
первую очередь на недопущение
"цепной реакции" рынка
при возникновении проблем
в банковском секторе; на оздоровление
балансов и повышение эффективности
работы кредитных учреждений,
а также на предотвращение
кризисных явлений в банковской
сфере. Эти цели достигаются
созданием и совершенствованием
систем информации и надзора,
предоставлением при
Значительную
роль в повышении устойчивости
банковской сферы играют системы
депозитного страхования, создаваемые
самой банковской системой и имеющиеся
сейчас практически во всех развитых
странах мира.
Им обычно отводится
основная роль в организации и
проведении процедуры санации
и банкротства кредитных
учреждений. Так, ФКСВ в США
осуществляет меры по слиянию
"проблемных" банков с другими,
более устойчивыми кредитными
институтами; создает структуры, обеспечивающие
в случае банкротства
банка продолжение надлежащего
обслуживания населения или управление
сомнительными активами санируемых
банков; выступает как доверительный
собственник в отношении
затронутого банкротством кредитного
учреждения имущества; производит
возврат вкладов и т.д.
В странах
Восточной Европы, для которых
характерен глубокий кризис финансовой
системы, принимаются дополнительные
меры по "реабилитации"
кредитных учреждений.
Наиболее острые проблемы банковской
сферы в Восточной Европе непосредственно
связаны с кризисом неплатежей.
Поэтому ее оздоровление
возможно лишь при условии
одновременной реструктуризации
небанковского сектора. Интересен,
в частности, опыт Польши,
где банкам, участвующим в реструктуризации
предприятий, предоставляется финансовая
помощь в форме государственных
долгосрочных "реструктуризационных
облигаций".
Вышеизложенное
позволяет, на мой взгляд,
сделать вывод, что необходимой
предпосылкой оздоровления банковской
системы является разработка
нормативной базы, регулирующей все
стороны взаимоотношений