Денежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:12, доклад

Описание

Большой экономический словарь трактует денежную систему как форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закреплённую национальным законодательством; функционирование денег в государстве, включающее чеканку монет, эмиссию денег, монетарные средства, регулирование покупательной способности бумажных денег и монет.
Крах денежной системы России. Анализ отчёта Центрального банка Российской Федерации за 1996 г.

Работа состоит из  1 файл

ek_lb47.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

К созданию систем безналичного электронного денежного обращения Банк России проявляет полное равнодушие. Важнейшему элементу современной денежной системы  в отчете посвящено буквально несколько строк: "Банк России изучал (! — прим. в. ж.) характер рынка платежных карт, действующие на нем системы, порядок эмиссии банками платежных карт и их функции, степень и характер рисков, возникающих при расчетах с применением платежных карт".

Изучать можно еще много-много  лет, но если нет ни стимулов, ни интереса к созданию современной денежной системы, то это простые отговорки. Более того, в российской банковской литературе ("Банковское дело", "Банкир" и др.) в последнее время были предложены более адекватные российским условиям системы электронно-денежного обращения, к которым Банк России не проявил ни малейшего интереса.

Все более активную роль в России начинают играть западные платежные  системы ("ВИЗА" и другие) , которые  становятся важнейшими каналами неконтролируемого перемещения денег через таможенную границу России. По этому вопросу в отчете вообще ничего не говорится. А это чрезвычайно опасные тенденции. Банк России и государство начинают терять контроль за движением денег за счет внедрения в России и беспрепятственного использования как нерезидентами, так и резидентами западных платежных систем. С помощью пластиковых карт можно легально ввозить в Россию и вывозить из нее любые суммы денег. Вот почему всем платежным балансам сейчас грош цена. Ведь важнейший канал движения денег не находится вообще под контролем государства.

Необходимо в кратчайшие сроки  начать создание собственной российской электронной платежной системы, связанной с мировыми платежными системами через контролируемый канал Банка России, и все западные платежные системы внутри России должны использовать исключительно этот канал. Наконец, в настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются системы электронных наличных денег, которые лоббируются чуть ли не к первоочередному их запуску на территории России. Но об этом Банк России хранит полное молчание, хотя запуск такой системы мог бы стать полной катастрофой для денежной и банковской системы России и привести к тому. что Россия станет главным центром легализации мировых криминальных капиталов.

Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности  за тяжелое криминальное положение  в стране и за бюджетный кризис в ней.

Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.

Наиболее эффективным средством  явилось бы снятие с наличных средств  статуса государственных денег  с приданием им статуса неименных  ценных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депозитных чеков и т.д.) Казначейства России с ограничением использования этих денежных инструментов исключительно в сфере мелкой или даже средней розничной торговли с одновременным приданием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках, Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и общественную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.

Денежные коммуникации

Банки выполняют две главные  функции. Первая — это коммуникация денег, то есть их перемещение. Вторая — кредитная функция. Все остальное  есть наслоение или идет к отмиранию, например, хранение и выдача наличности.

Центробанк кредитованием не занимается серьезным образом. Главная задача Банка России есть коммуникация денег.

Как же выполняет эту задачу Банк России?

Пути коммуникации денег по Российской Федерации (в процентах к общему объему платежей) Способ коммуникации 1995 1996 Через Банк России 69,8 56,3 Внутрибанковские (через филиальную сеть комбанков) 14,9 28,1 Корреспондентские отношения между банками 15,1 15,5 Через клиринговые палаты 0,2 0,1 Видно, что происходит неуклонное сокращение коммуникационных функций Банка России. В 1996 г. доля платежей, проходящих через Банк России, уменьшилась на 14,5%. Идет рост платежей через филиальную сеть коммерческих банков. Этим самым наглядно отражается процесс монополизации банковской системы России. Клиенты все более стремятся обслуживаться в крупных коммерческих банках, в которых деньги перемещаются гораздо быстрее, чем через сеть Центробанка. И это особенно касается Сбербанка России, который все больше и больше отходит от своей главной функции — обслуживание населения и переключается на обслуживание юридических лиц. Если такой процесс будет продолжаться, то через три года расчетная сеть Центробанка просто отомрет, а ее функции примут на себя три-четыре сверхкрупных банка — Сбербанк, СБС-Агробанк и еще несколько.

Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы  по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке обслуживается  Газпром и старушка-пенсионерка, владелец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфилиальной. В современном мире банк становится партнером и другом коммерсанта и простого человека. Вот почему к процессу монополизации банковской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается населением, и совсем ни к чему ему привлекать предприятия. И если этот процесс идет в противоположном направлении, то это происходит не в последнюю очередь благодаря сознательной политике Банка России.

В настоящее время чуть ли не в  любом городе России человек может  за цену пары килограммов колбасы  подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Америкой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удельный вес электронных платежей не только не возрос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фельдъегерями'?) на 14,3% (стр. 107) . Как можно оценить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значительной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли можно принять. Ведь при тех средствах, которые получает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуникационные каналы, вместо того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России Длительность платежной операции % от общего объема платежей 1-3 дня 20,1 4-7 дней 72,5 8-11 дней 7,4 Даже в тридцатые годы сроки прохождения платежей по стране были гораздо короче. А сейчас имеем 11 дней прохождения платежей через сеть Банка России, а если прибавим еще задержку в банках отправителя и получателя, то получим все пятнадцать. И это не единичные случаи, а 7% от всего объема перемещаемых средств, то есть триллионы рублей.

Деятельность Банка России в  области коммуникации денег осуществляется совершенно неудовлетворительно. И  не удивительно, что все большее  и большее число финансовых субъектов отказывается от использования его коммуникационных услуг.

"Банк России в 1996 г. приступил  к разработке концепции — Прим. в. ж.) по реализации системы  расчетов в реальном времени" (стр. 105) . Не запоздал ли Банк  России лет на десять?

Идеология и коммерческие результаты деятельности Банка России Идеология  деятельности Банка России выражена в поразительных по цинизму словах отчета (СТР. 124) : "Следует отметить, что осуществление такого рода деятельности противоречит специфике кредитных организаций как особого вида коммерческих организаций, целью деятельности которых является получение прибыли" (стр. 124) .

Банки, важнейшие институты по управлению и работе с деньгами — наиболее ценным и важным инструментом современного технотронного общества — названы всего лишь коммерческими организациями, целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Хотелось бы тогда знать, что  в лицензии на открытие банка пишет  Банк России — целью деятельности является извлечение прибыли или, может  быть, все-таки общественно полезная, ответственная и важная работа в области денежного обслуживания?

Банк России и сам себя рассматривает  в качестве всего лишь особой коммерческой организации по извлечению прибыли.

Общество не может признать такую  философию ввиду ее разрушительности.

Банк не предприятие по извлечению прибыли. Банк есть предприятие по определенному  виду обслуживания населения, предприятий  и государства. Для этого он создается, а вовсе не для извлечения прибыли. И в ходе осуществления своей  уставной деятельности он вправе получать прибыль, но никак не ставить на первое место извлечение прибыли. Ни один банкир в мире не согласится с такой постановкой. Этикой банкиров во всем мире является служение обществу, и именно за это служение они получают моральное и юридическое право на получение прибыли и доходов. Современное банковское сообщество понимает высокое назначение банковской деятельности и роли банков как инструмента организации всей общественной жизни в современном государстве. Продемонстрированная в данном отрывке этика есть этика скорее бандитов и антиобщественных групп и организаций, но не такого высокоответственного общества, каковым является банковское сообщество. Мы уверены, что даже в России мало банкиров и банковских работников присоединятся к этому утверждению.

То, что Банк России считает и  себя коммерческим учреждением, определяющим своей целью прежде всего получение  доходов для себя и своих сотрудников, видно из счета доходов и расходов Банка России (стр. 140) .

Центробанк получил "доходов" на сумму почти 40 трлн руб. Хотя можно ли считать "доходами" поступление средств у организации, которая просто печатает деньги? Думается, сомнительно эти поступления считать "доходами".

Как же эти "доходы" расходовались? Более 7 трлн пошло на содержание аппарата. А аппарат Банка России достиг невероятного размера — 83 тыс. человек, что значительно превышает штаты Государственного банка СССР.

Расходы на содержание аппарата и  операционные расходы составили  за год 30 трлн руб. Это гигантские средства, более 5 млрд долл. Интересно сопоставить эти затраты со всеми расходами на оборону страны, запланированными в бюджете 1996 г. в размере 80 трлн руб., но дошедшими до армии в размере двух третей, то есть 54 трлн руб. Расходы Банка России составляют более половины затрат страны на оборону.

Вряд ли Россия может позволить  себе иметь такой Центральный  банк, затраты на содержание которого составляют от трети до половины затрат на оборону страны.

Вот почему Банк России должен быть переведен  на бюджетное финансирование, а все так называемые доходы должны включаться в бюджет. Примерно так делается в США. В этой стране банки Федеральной резервной системы, хотя и являются формально акционерными, но все их доходы автоматически поступают в распоряжение Правительства США. Ибо главный денежный орган государства, которому по закону предоставлено право эмиссии денег, не может быть на хозрасчете и, тем более, контролироваться какими-то частными аудиторами, подбираемыми самим Банком России.

В рамках президентского Указа о декларировании доходов и собственности руководство Банка России должно предоставить данные о служебных окладах и реально полученных доходах в среднем по Банку России и по всем его подразделениям, а также реальные выплаты руководителям Банка и его подразделений за 1996 г.

Заключение

Анализ отчета Центрального банка  Российской Федерации показывает всю  глубину кризиса денежной системы  России.

Кризис денежной системы является важнейшей составляющей общего кризиса  экономической, социальной и государственной  сфер в России.

В этих кризисах роль Центрального банка  является определяющей. Поэтому вся  деятельность Центрального банка и  его руководства должна быть признанной как крайне неудовлетворительная В  частности, отчет показывает исчезновение из внешнего торгово-платежного баланса страны 49,7 млрд долл.

Анализ валютной политики свидетельствует, что осуществляемое Банком России укрепление российского рубля с помощью "валютного  коридора" ведет к потере конкурентоспособности  по отношению "цена—качество" российских товаров как на внешних, так и внутреннем рынках. Крепкий российский рубль исключает возможности для экономического роста.

Политика ограничения денежного  предложения Банком России привела  к тому, что реальное денежное предложение  на 1.01.97 г. составило 126,3 трлн руб., а это всего одна восемнадцатая от годового объема валового национального продукта или примерно сотая часть от потребности экономики в денежных ресурсах. Это привело к тотальной суррогатизация денежной сферы. Объем неплатежей равен 895 трлн руб., что составляет 40% or ВВП. Это свидетельствует о полной катастрофе денежного обращения в России.

Отчет свидетельствует об ошибочных  теоретических представлениях в  области денежного обращения, которыми пользуется в своей практической деятельности Банк России.

Из отчета следует, что подавляющая  часть денежного предложения  в размере 126,3 трлн руб. состоит из наличных денег, общая масса которых  на 1.01.97 г. достигла 500 тыс. тонн или 108.6 трлн руб. Перенасыщенность денежной системы  России наличными деньгами, составляющими почти 85% от общего денежного предложения (это почти полностью соответствует утверждению Председателя ЛДПР на майском пленуме партии) , ведет к криминализации страны, к массовому уклонению от уплаты налогов, бюджетному кризису и, как следствие, к политической неустойчивости.

Использование эмиссионного механизма  через кредиты МВФ ведет к  утрате независимости и суверенитета России и одновременно является способом кредитования военного комплекса США  через финансовый механизм МВФ.

На основании данных отчета показаны отрицательная роль института обязательного резервирования денежных средств банков на счетах Банка России для стабильности всей банковской системы и его роль в массовом банкротстве банков.

Продолжает снижаться кредитная  активность банков. Объем кредитов соответствует не более 5-10% от потребности.

Банк России в нарушение своего уставного назначения является банком первичного обслуживания для более  чем 300 тыс. клиентов.

Функцию коммуникации денег Банк России выполняет совершенно неудовлетворительно. Сроки перемещения денег недопустимы. Электронизацией денежной сферы не занимается.

Банк России превратился, де-факто, в коммерческую организацию, заинтересованную в собственном благополучии и  в некоторой степени в благополучии наиболее крупных банков. Численность работников Банка России составила 83 тыс. человек, что значительно превышает численность всего Госбанка СССР, когда он обслуживал всю денежную сферу страны. Затраты Банка России на собственные нужды составили в 1996 г. почти 30 трлн руб., что составляет более половины произведенных в 1996 г. затрат страны на оборону (80 трлн руб. выделено на оборону бюджетом 1996 г., реальное финансирование было произведено на две трети) . Содержать такой банк Россия просто не может себе позволить, необходимо перевести Банк России с хозрасчета на бюджетное финансирование.

Информация о работе Денежная система России