Денежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:12, доклад

Описание

Большой экономический словарь трактует денежную систему как форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закреплённую национальным законодательством; функционирование денег в государстве, включающее чеканку монет, эмиссию денег, монетарные средства, регулирование покупательной способности бумажных денег и монет.
Крах денежной системы России. Анализ отчёта Центрального банка Российской Федерации за 1996 г.

Работа состоит из  1 файл

ek_lb47.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

В этом смысле теоретическая несостоятельность  памфлета наиболее выпукло проявляется  в разделе "Денежная масса". В  основу денежной теории лидера ЛДПР положен  некий принцип дезактивации денег. В частности, утверждается следующее: "Известно, что существует целый ряд денежных агрегатов, используемых для контроля за денежным обращением. Однако денежный агрегат М2 вообще не пригоден для этой цели... Деньги на срочных вкладах не могут явиться "денежным предложением", так как они заморожены (дезактивированы) условиями своего хранения. "Денежным предложением" являются лишь наличные деньги и средства на расчетных счетах (до востребования) . Да и то с оговорками". Обвинив авторов отчета в мышлении на уровне XIX в., г-н Жириновский отождествляет деньги практически с наличностью, утверждая, что депозиты (и надо понимать вообще срочные обязательства коммерческого банка) не являются "денежным предложением". Может быть все депозиты сложены в виде наличности в банковский сейф. а ключ от него заброшен за море-океан на остров Буян? У автора памфлета отчетливо прослеживается непонимание взаимосвязи между банковскими пассивами и активами, природы безналичных расчетов. Это понимание денег не на уровне XX! в. (на что делаются претензии в статье) , а на уровне в лучшем случае добанковского периода развития денежной системы.

Любому банкиру-практику хорошо известен принцип "обезличивания" денег  при их размещении на рынке. У банка  в пассиве могут быть тысячи депозитов  с различными сроками хранения, десятки  тысяч срочных и текущих счетов юридических и физических лиц, но все эти средства становятся "денежным предложением" как определенные виды активов: кредиты, средства в расчетах, аккредитивы и т.д. И лишь отвлечение денежных средств в определенные виды активов, с невысокой степенью ликвидности, например, вложения в подвижимость, можно рассматривать как ограничение возможностей "денежного предложения" конкретного коммерческого банка, но не всей банковской системы, ибо тот, кто продал банку недвижимость, вряд ли получил все деньги наличными, а потом закопал их в лесу. Нет, деньги лишь переместились с одного счета на другой. Возможности по "денежному предложению" всей банковской системы не зависят от срочности счетов.

"Двойной  счет" агрегата М2, о котором  пишет В. В. Жириновский, есть  не что иное, как проявление  действия банковского мультипликатора. Между тем действие банковского мультипликатора было описано еще в конце XIX-начале XX вв. в работах авторов неоклассической экономической школы. Так, Маршалл 8 1926 г. четко сформулировал принцип действия банковского мультипликатора: "Таким образом, получается геометрическая прогрессия, если бы каждый банк мог ссудить две трети своих депозитов, общий размер кредитных возможностей этих банков был бы в три раза выше, чем в иной ситуации... Вопрос о том, сколь большую часть своих депозитов банк может ссудить, зависит в значительной мере от размера резервов, которые он создает прямо или косвенно". Из этих исследований логически вытекает необходимость обязательных резервных требований, используемых как инструмент денежно-кредитного регулирования центральными банками практических всех стран ОЭСР. Тенденции последних лет свидетельствуют о постоянном снижении норм резервирования и их дифференциации (это происходит на фоне местной монетарной политики, проводимой в подавляющем большинстве индустриально развитых стран) . К сожалению, следует отметить отсутствие в последние годы глубоких теоретических исследований по проблеме взаимовлияния фаз экономического цикла, стабильности и ликвидности банковской системы, мультипликатора и обязательных резервных требований. Однако выводы В. В. Жириновского представляются сомнительными. Он, в частности, пишет: "Представления о неустойчивости банковской системы при отсутствии обязательного резервирования — есть профанация банковской науки... Поэтому обязательное резервирование как институт должен быть вообще отменен. " Такие предложения, возможно, придутся по сердцу некоторым банкирам с Ломбард-стрит, чьи эгоистичные интересы прикрывает теоретической вуалью новоявленный Маклеод. Но хотелось бы напомнить, что необходимость обязательных резервных требований прежде всего как антиинфляционного инструмента признается не только Банком России, но и Ассоциацией российских банков, и многими авторитетными банкирами и учеными, В Отчете Центрального банка резервной политике посвящено всего несколько абзацев и отсутствует анализ влияния достаточно частных изменений норм резервирования на состояние банковской системы, в частности, на ликвидность коммерческих банков и стоимость пассивов. Центральный банк явно недостаточно обосновывает применение резервных требований научно-теоретическими и статистическими исследованиями, что дает большое поле игры для его критиков.

Таким образом, г-н Жириновский понимает денежное предложение, деньги только как  агрегат М1 и призывает Центральный  банк отказаться от важнейших инструментов денежно-кредитной политики. резервных требований, ломбардных кредитов Банка России (важнейший элемент учетной политики в стране с развитыми финансовым и денежным рынками) , операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. По нашему мнению, реализация этих предложений несомненно означала бы крах денежной системы России.

Важным  вопросом является определение роли Центрального банка Российской Федерации  в социально-экономической жизни  страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст. 75) и в Федеральном Законе "О Центральном банке Российской Федерации" (ст. З и 4) . По мнению В. В. Жириновского, акцент Банка России на монетарных вопросах (стабильность национальной валюты, устойчивость денежного обращения, надежность работы банковской системы) — "ошибочная парадигма", которая "определяет буквально всю глубоко ошибочную и разрушительную политику Центрального банка".

Спаситель капитализма Дж. М. Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: "Самый  легкий способ разрушить экономику и политический строй государства — это подорвать стабильность его национальной валюты". Нестабильная денежная система, крайние формы проявления которой — гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению. История показывает, что там. где государство "портит" монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни, там хаос и смута, там зарождаются диктатуры и войны. "Медные" бунты при царе Алексее Михайловиче: триумф и падение изобретателя печатного станка Дж. Ло: Великая Французская революция, особенно режим Директории, так напоминающий современную российскую реальность-, первая мировая война И "коллективное самоубийство" старой Европы, революции в России и Германии; Веймарская республика, стагфляция в западных странах в 70-е гг., сопровождавшаяся кризисом финансовой, банковской политической систем (особенно яркий пример - Италия) - все эти разрушительные процессы проходили на фоне непрерывного обесценивания национальных валют. Деградация денежной системы (второй после армии опоры государства) была одной из основных причин этих явлении.

Г-н  Жириновский выступает со следующим  утверждением: "Можно иметь стабильную денежную систему при полностью  разрушенной экономике, причем разрушенной  именно с целью ее стабилизации". В связи с этим хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, при стабильной денежной системе (если абстрагироваться от некоторых других важных элементов: эффективная судебно-правовая система, гибкое налоговое законодательство, государственная поддержка образования и здравоохранения) страна обречена на экономический рост, ибо при стабильной денежной системе не обесцениваются сбережения, активы и капиталы, а самый выгодный вид вложения средств — долгосрочные инвестиции. Именно после стабилизации денежного обращения и государственных финансов всегда наблюдается экономический подъем: так было во Франции, когда в 1800 г. Наполеон учредил Банк Франции: так было после реформы 1895-1897 гг Витте в России и в более поздние времена — экономическое чудо Л. Эрхарда в Германии, А. Пиночета — в Чили, экономический подъем в Великобритании при М. Тэтчер, в США — при Р. Рейгане и т.д. С бывшими социалистическими странами дело обстоит сложнее. Однако практика показала, что чем быстрее страна нормализует денежное обращение, тем успешнее идет процесс экономического выздоровления.

Во-вторых, стабильность денежной системы немыслима без стабильности государственной власти, государственных финансов, эффективной правовой системы. Те положения Отчета Центрального банка, которые г-н Жириновский называет очевидно бессмысленными, не соответствующими "никаким представлениям современной экономической мысли", по нашему мнению, бьют не в бровь, а в глаз. Имеются в виду следующие положения: "... ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прилагали достаточных усилий в данном направлении... существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое качество бюджетного планирования". В силу вышесказанного победные реляции Банка России о значительном снижении инфляции и стабилизации денежного обращения — это, во многом, "потемкинские деревни", где за фасадом лукавых статистических цифр грозно маячат проблемы неплатежей (в некоторых регионах неплатежи буквально парализовали хозяйственную жизнь) , бюджетного кризиса, активного платежного баланса без адекватного увеличения золотовалютных резервов, стремительного роста государственного внутреннего и внешнего долга, архаичная система расчетов и платежей, господство “черного нала” Лидер ЛДПР справедливо указывает на эти социально-экономические проблемы, угрожающие национальной безопасности страны. Г-н Жириновский винит во всех бедах Банк России: "И орган, призванный соблюдать интересы страны, ее Центральный банк, стал ее злейшим врагом и уничтожителем".

Да, формально статус Центрального банка  Российской Федерации достаточно четко  определен законодательством, и степень независимости Банка России де-юре одна из самых высоких в мире (может поспорить за пальму первенства даже с Дойче Бундесбанком) , что вроде бы дает ему большие возможности. Но де-факто независимость Банка России — это и есть мираж (в отличие от банковского мультипликатора, как думает г-н Жириновский) . Действительно, когда летом 1996 г. власти срочно понадобились деньги, она, не долго думая, попросту изъяла их у Центрального банка (в этом были едины и законодатели, и исполнительная власть) . Бундесбанк же сумел предотвратить огромную переоценку золотых резервов Германии (по существу скрытая эмиссия) . Вот два примера независимости. Очевидно, российские политики, в частности г-н Жириновский, понимают независимость Банка России как ответственность за все дела и за все бездействие всех российских институтов.

Лидер ЛДПР ставит перед обществом назревшие  проблемы, но рецепты его категоричны, если не сказать разрушительны. В  цивилизованном же обществе должен действовать  принцип, сформулированный Бенджамином Дизраэли: "Категоричность — не язык политики".


Информация о работе Денежная система России