Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание

Не секрет, что одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Денежно–кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………..5
1.1. Взаимоотношения Центрального банка России с органами государственной власти в проведении денежно– кредитной политики………………………………………………………….……..9

1.2. Типы денежно–кредитной политики и методы ее проведения…………………………………………………………. 14
2. Основные инструменты денежно–кредитной политики Центрального банка России…………………………………………………………………..16
3. Перспективы развития банковской системы России в 201 году……………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………..…..28
Список литературы……………………………………………….…...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Рослякова.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)
 

ПЛАН:

Введение…………………………………………………………………3 

Денежно–кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………..5 

1.1. Взаимоотношения  Центрального банка России с  органами государственной власти  в проведении денежно– кредитной  политики………………………………………………………….……..9 
 

1.2. Типы денежно–кредитной  политики и методы ее проведения………………………………………………………….   14 

         2. Основные инструменты  денежно–кредитной         политики Центрального  банка России…………………………………………………………………..16 

        3. Перспективы развития банковской системы России в 201 году……………………………………………………………………...26 

Заключение…………………………………………..…..28

      Список  литературы……………………………………………….…...29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

        

    Не  секрет, что одним из необходимых  условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень  демократичный инструмент воздействия  на экономику,  не нарушающий  суверенитета  большинства субъектов системы  бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок  их  экономической  свободы  (без  этого  вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами,  государство влияет лишь косвенным образом. В идеале  денежно-кредитная  политика  должна  обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.  Однако на практике с ее помощью приходится  решать  более  узкие,  отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Но нельзя забывать о том,  что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный,  а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе  негативных тенденций.  Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа  ситуации, рассмотрения  альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

    В качестве проводника денежно-кредитной политики  выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации  (Банк  России), Банк Англии, Банк Японии и др. Центральный банк реализует политику  стабилизации  экономики,  достижения  товарно-денежной сбалансированности.

         Одной из важнейших задач Центрального  банка в условиях двухуровневой  банковской системы является  организация процессов управления  операциями банков на макроэкономическом  уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.

    Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика  не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада  и роста безработицы,  падения  производства необходимо увеличивать денежное предложение,  чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов  в  производство,  а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос.  В период экономического роста, сопровождаемого  инфляцией,  следует снижать предложение денег.  Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки. 
 
 
 
 
 
 

    §1.Денежно  – кредитная политика Центрального банка  Российской Федерации. 

 В  состав основных функций Центрального  банка любой страны включается  разработка и проведение денежно- кредитной политики. У каждой страны своя модель ее развития. Это связано с тем, что денежно – кредитная политика не может быть абсолютно независимой, она является составной частью общей экономической стратегии.

    Денежно-кредитная  политика является составляющим элементом экономической политики государства (см. Рис. 1).

    

    Усиление  роли государства в регулировании  российской экономики, новые приоритеты, определенные на предстоящий период, требуют переориентации денежно  – кредитной политики ЦБ РФ. Перед ним стоит сложная задача создания эффективной системы регулирования денежного предложения, которая позволит направить ресурсы на рост производства, но в то же время не допустить  возможность инфляционной накачки экономики, исключить возникновение самоусиливающихся механизмов денежной эмиссии, неопосредованных расширением производства товаров.

    Денежно-кредитная  (монетарная) политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёмов кредитов, регулирования процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью воздействия на макроэкономические процессы.

    Денежно-кредитная  политика  состоит  в изменении  денежного   предложения   с   целью   стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен.

    Как видно из вышесказанного, субъектом денежно-кредитной политики является государство.

    Основным  объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.

    В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными  задачами БР по реализации единой государственной  денежно-кредитной политики являются:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §1.1Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики. Порядок и сроки разработки и утверждения.

      Банк России  ежегодно  не позднее  1 октября предоставляет в Государственную Думу  проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год  и не позднее 1 декабря  основные направления денежно – кредитной политики на предстоящий год.

    Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется  Президенту РФ и правительству РФ.

    Основные  направления  денежно – кредитной  политики включают следующие положения:

    • анализ состояния и прогноз развития экономики РФ;
    • основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно – кредитной политики.

    Государственная Дума рассматривает основные положения ДКП на предстоящий год и принимает решение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §1.2. Взаимоотношения  Центрального банка  России с органами государственной  власти в проведении денежно-кредитной  политики.

 

    В законе «О ЦБ РФ» говорится, что ЦБ независим в своей деятельности от «политиканов», однако это не так. Независимость такого института, как ЦБ играет большое значение в экономике. Ведь не секрет, что там где высокая степень независимости ЦБ, там и экономический рост и рост благосостояния страны. Ярким примером служат Германия (Бундесбанк) и США (Федеральная резервная система).  

    Центральный банк в большинстве стран стал выполнять роль  «банка банков» и на него возложено проведение денежно – кредитной политики. К тому же многие государства передали право эмиссии наличных денег своим центральным банкам.

    Являясь банкиром правительства и всех коммерческих банков, владея монопольным правом эмиссии, центральные банки концентрируют  в своих руках и основную массу  золотовалютных резервов страны.

    Поскольку все денежные потоки, в конечном счете, проходят через правительственные счета и счета коммерческих банков, то и у центрального банка возникают проблемы построения разумных взаимоотношений с правительством и коммерческими банками. Хотя цели экономической политики правительства и центрального банка, заключающиеся в достижении роста производства и занятости при стабильности цен, совпадают, однако эти цели не могут быть достигнуты одновременно.

    Стабильность  денег является предпосылкой для  обеспечения роста производства и занятости. Функция поддержания устойчивости цен обычно передается центральному банку страны, который наделяется правом принимать решения в области денежно – кредитной сферы независимо от мнения правительства. Хотя по поводу степени независимости центральных банков существует множество различных взглядов, о которых я упоминал выше.

    Основной  проблемой,  где сталкиваются интересы правительства и центрального банка, является проведение бюджетно – налоговой  политики. Часто правительство увеличивает государственные расходы, не согласуя их с возможностью получения доходов, и тогда оно обращается в центральный банк с просьбой о дополнительной эмиссии банкнот.

    Такой экономически необоснованный рост денежной массы в обращении вызывает инфляцию, что противоречит главной задаче центрального банка – поддерживать устойчивые цены в экономике.

    Если  же правительство в покрытие своих  расходов стремится увеличить заимствования  путем роста выпуска государственных  ценных бумаг, то это может повлечь  изменение процентных ставок в направлении, противоположном намерениям центрального банка удешевлять кредит и , тем самым стимулировать экономический рост и инвестиции в реальный сектор экономики.

    Ответственное отношение обеих сторон, смена  идеологии противостояния на сотрудничество – это основной способ разрешения данных проблем.

    Активное  инвестирование,  проводимое правительством (при условии инвестирования по эффективным  направлениям – в производство), может вызывать невысокую инфляцию до тех пор, пока не произошла отдача от вложений в виде накоплений. Но важно определить допустимый уровень инфляции и ее продолжительность.

    Следует постоянно контролировать ситуацию: не происходит ли увеличение темпов инфляции, не нарушены ли грани предложения  денег до такой степени, что они становятся своего рода наркотиком, необходимым для продолжения существования неэффективного производства.

    Сложная макроэкономическая ситуация в стране, неразвитость рыночных механизмов требуют  особо вдумчивых и согласованных  действий Банка России и Правительства Российской Федерации, с тем чтобы не допустить шагов, ведущих к нарушению предельно - допустимых граней инфляции, чреватых глубокими потрясениями.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ