Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа
Не секрет, что одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Введение…………………………………………………………………3
Денежно–кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………..5
1.1. Взаимоотношения Центрального банка России с органами государственной власти в проведении денежно– кредитной политики………………………………………………………….……..9
1.2. Типы денежно–кредитной политики и методы ее проведения…………………………………………………………. 14
2. Основные инструменты денежно–кредитной политики Центрального банка России…………………………………………………………………..16
3. Перспективы развития банковской системы России в 201 году……………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………..…..28
Список литературы……………………………………………….…...29
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Денежно–кредитная
политика Центрального банка Российской
Федерации……………………………………………..5
1.1. Взаимоотношения
Центрального банка России с
органами государственной
1.2. Типы денежно–кредитной
политики и методы ее
2. Основные инструменты
денежно–кредитной
политики Центрального
банка России………………………………………………
3. Перспективы развития
банковской системы
России в 201 году……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………..….
Введение
Не секрет, что одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Но нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии и др. Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Одной из важнейших задач
Без
верной денежно-кредитной политики,
проводимой Центральным банком, экономика
не может эффективно функционировать.
В периоды экономического спада
и роста безработицы, падения
производства необходимо увеличивать
денежное предложение, чтобы стимулировать
процесс инвестирования финансовых ресурсов
в производство, а также потребительских
расходов - необходимо увеличивать совокупный
спрос. В период экономического роста,
сопровождаемого инфляцией, следует
снижать предложение денег. Именно
этим и занимаются центральные эмиссионные
банки.
§1.Денежно
– кредитная политика
Центрального банка
Российской Федерации.
В
состав основных функций
Денежно-кредитная политика является составляющим элементом экономической политики государства (см. Рис. 1).
Усиление роли государства в регулировании российской экономики, новые приоритеты, определенные на предстоящий период, требуют переориентации денежно – кредитной политики ЦБ РФ. Перед ним стоит сложная задача создания эффективной системы регулирования денежного предложения, которая позволит направить ресурсы на рост производства, но в то же время не допустить возможность инфляционной накачки экономики, исключить возникновение самоусиливающихся механизмов денежной эмиссии, неопосредованных расширением производства товаров.
Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёмов кредитов, регулирования процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью воздействия на макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен.
Как видно из вышесказанного, субъектом денежно-кредитной политики является государство.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными задачами БР по реализации единой государственной денежно-кредитной политики являются:
§1.1Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики. Порядок и сроки разработки и утверждения.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется Президенту РФ и правительству РФ.
Основные направления денежно – кредитной политики включают следующие положения:
Государственная Дума рассматривает основные положения ДКП на предстоящий год и принимает решение.
§1.2. Взаимоотношения Центрального банка России с органами государственной власти в проведении денежно-кредитной политики.
В законе «О ЦБ РФ» говорится, что ЦБ независим в своей деятельности от «политиканов», однако это не так. Независимость такого института, как ЦБ играет большое значение в экономике. Ведь не секрет, что там где высокая степень независимости ЦБ, там и экономический рост и рост благосостояния страны. Ярким примером служат Германия (Бундесбанк) и США (Федеральная резервная система).
Центральный банк в большинстве стран стал выполнять роль «банка банков» и на него возложено проведение денежно – кредитной политики. К тому же многие государства передали право эмиссии наличных денег своим центральным банкам.
Являясь
банкиром правительства и всех коммерческих
банков, владея монопольным правом
эмиссии, центральные банки
Поскольку все денежные потоки, в конечном счете, проходят через правительственные счета и счета коммерческих банков, то и у центрального банка возникают проблемы построения разумных взаимоотношений с правительством и коммерческими банками. Хотя цели экономической политики правительства и центрального банка, заключающиеся в достижении роста производства и занятости при стабильности цен, совпадают, однако эти цели не могут быть достигнуты одновременно.
Стабильность денег является предпосылкой для обеспечения роста производства и занятости. Функция поддержания устойчивости цен обычно передается центральному банку страны, который наделяется правом принимать решения в области денежно – кредитной сферы независимо от мнения правительства. Хотя по поводу степени независимости центральных банков существует множество различных взглядов, о которых я упоминал выше.
Основной
проблемой, где сталкиваются интересы
правительства и центрального банка,
является проведение бюджетно – налоговой
политики. Часто правительство
Такой экономически необоснованный рост денежной массы в обращении вызывает инфляцию, что противоречит главной задаче центрального банка – поддерживать устойчивые цены в экономике.
Если
же правительство в покрытие своих
расходов стремится увеличить
Ответственное отношение обеих сторон, смена идеологии противостояния на сотрудничество – это основной способ разрешения данных проблем.
Активное инвестирование, проводимое правительством (при условии инвестирования по эффективным направлениям – в производство), может вызывать невысокую инфляцию до тех пор, пока не произошла отдача от вложений в виде накоплений. Но важно определить допустимый уровень инфляции и ее продолжительность.
Следует постоянно контролировать ситуацию: не происходит ли увеличение темпов инфляции, не нарушены ли грани предложения денег до такой степени, что они становятся своего рода наркотиком, необходимым для продолжения существования неэффективного производства.
Сложная
макроэкономическая ситуация в стране,
неразвитость рыночных механизмов требуют
особо вдумчивых и