Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание

Не секрет, что одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Денежно–кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………..5
1.1. Взаимоотношения Центрального банка России с органами государственной власти в проведении денежно– кредитной политики………………………………………………………….……..9

1.2. Типы денежно–кредитной политики и методы ее проведения…………………………………………………………. 14
2. Основные инструменты денежно–кредитной политики Центрального банка России…………………………………………………………………..16
3. Перспективы развития банковской системы России в 201 году……………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………..…..28
Список литературы……………………………………………….…...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Рослякова.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

    В основе денежно – кредитной политики центральных банков лежит теория денег. Исторически сложились два различных подхода:

    • кейнсианская теория
    • монетаризм – современная количественная теория денег.

    С переходом к рыночным механизмам в экономике, Россия пробовала внедрить обе модели, каждая из которых доводилась до крайности.

    В период с 1993 – 1995 гг. страна балансировала на грани гиперинфляции, пытаясь решить бюджетные проблемы, проблемы активизации инвестиций, прорыва в сельском хозяйстве за счет неограниченного предложения денег.

    Поняв разрушительность инфляции, невозможность  инвестирования и развития производства, Банк России перешел к жесткой монетаристской политике, предполагающей строгий контроль за размерами денежной массы.

    Основным  приоритетом в экономической  политике стало обеспечение стабильности национальной валюты, которое не увязывалось  с производственным потенциалом, а достигалось за счет сжатия денежного предложения, отсрочек по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам, а также непомерного наращивания государственного долга.

    Либерально  – монетаристская модель, дающая положительные результаты в зрелой рыночной экономике, а также в странах, не имеющих мощного собственного производства, для России оказалось непродуктивной.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

    §2. Типы денежно – кредитной политики и методы ее проведения.

 

В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики из которых характерен свой набор инструментов, о которых речь пойдет ниже.

    Рестрикционная  денежно-кредитная  политика (политика «дорогих денег»).

    Направлена на ужесточение условий и ограничение объёма кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев - оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и направлена на сглаживание циклических колебаний деловой активности.

    Предположим, что излишние расходы бюджета  и другие факторы толкают экономику  к инфляционной спирали. Ключ к решению  этой проблемы – понижение резервов коммерческих банков. Какие основные мероприятия должен осуществить  центральный банк:

 
    
  • Центральный банк должен продать государственные ценные бумаги на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков;
  • Необходимо увеличение резервной нормы, которое автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер банковского мультипликатора;
  • Подъём учётной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центрального банка.
 

    Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешёвых денег»).

    Сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

    Предположим, что экономика столкнулась с  безработицей. Центральный банк принимает решение о необходимости увеличения предложения денег для стимулирования совокупных расходов, с тем чтобы способствовать поглощению свободных ресурсов. Для этого центральный банк должен принять меры к увеличению избыточных резервов коммерческих банков:

 
    
  • Необходима  покупка центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Эта покупка  будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков;
  • Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора;
  • Учётная ставка должна быть понижена, с тем чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов путём заимствования у центрального банка.
 

    Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может иметь следующий характер:

 
        
  • Тотальная денежно-кредитная политика - мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы;
  • Селективная — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
 

    Следует отметить, что существуют и различные  стратегии денежно-кредитной политики, а именно:

 
    
  • Прямая – контроль достижения конечных целей осуществляется не через систему промежуточных целей, а через систему некоторых индикаторов (например, инфляционные ожидания, реальный объём производства, рост объёма кредитования, расходы на зарплату и т.д.);
  • Косвенная (непрямая) – использует промежуточные целевые ориентиры, при этом учитывается, что между промежуточной целью и показателем в области инфляции существует предсказуемая связь.
 

    Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры.

 
 

    §3. Основные инструменты  денежно – кредитной  политики.

 

    Инструменты денежно-кредитной  политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые центральным банком для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.

    Согласно  ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.90 г.  ( в редакции 08.07.99 г.)  ст. 35 основными инструментами и методами денежно – кредитной политики БР являются:

  1. процентные ставки по операциям БР;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемые в ЦБ РФ (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. выпуск от своего имени облигаций (п.8 введен ФЗ от 08.07.99 № 139 – ФЗ)

    Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида:

    

    

 
 

    

 
 

      1. Административные  (прямые) инструменты.

        К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными  ставками, объемами кредитов и депозитов  в финансовых институтах.

    Прямые  количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице центрального банка возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного) и, особенно, в состоянии кризиса экономики.

    В этих условиях прямые инструменты позволяют  центральному банку более эффективно контролировать максимальное количество денег и кредита в экономике.

    Переходным  инструментом от прямых форм регулирования  денежно-кредитной сферы к косвенным  являются резервные требования.

    Резервные требования представляют собой процентную долю от привлеченных коммерческими банками средств, которую они обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

    Минимальный размер обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке определяется банковским законодательством в процентном отношении к соответствующим статьям пассивов (обязательств перед вкладчиками) коммерческих банков.

    Нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от видов депозитов, сроков привлечения средств, по субъектам экономики, валютам, в зависимости от размера банка и т.д.

    Изменение нормативов обязательных резервов в 2000 г. осуществлялось БР в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на валютный рынок и обменный курс рубля.

    Банк  России в 1999 году активно использовал  этот инструмент для регулирования  ликвидности банковской системы  из-за ограниченной возможности использования  рыночных инструментов.

    В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России вынужден был периодически принимать решения о повышении нормативов обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам.

    В 2000 году была продолжена работа по совершенствованию механизма обязательного резервирования и его нормативной базы.

    Структура обязательных резервов за первые девять месяцев текущего года изменилась незначительно. По состоянию на первое октября 2000 г. в общей сумме обязательных резервов доля резервов от привлеченных средств в валюте РФ составила 55 % , доля резервов от привлеченных средств в иностранной валюте – 41 %.

 

    2. Рыночные (косвенные)  инструменты.

    К рыночным инструментам относятся:

    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование коммерческих  банков;
    • депозитные операции.

    Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации.

    Под операциями на открытом рынке по российскому законодательству понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

    Операции  на открытом рынке в отличие от создания обязательных резервов являются гибким инструментом и проводятся с коммерческими банками на добровольной основе. Эти операции можно вести постоянно и в любых масштабах и они не представляют собой «налог на банки». Операции на открытом рынке могут различаться по следующим признакам:

                  1.  В зависимости от условий сделок:

            а) прямая купля-продажа;

         б) купля-продажа на какой-либо  срок с обязательством обратного  выкупа по заранее установленному  курсу (операции РЕПО).

        2. По срочности сделок:

        а) краткосрочные (до года);

        б) долгосрочные (от года и более).

 

        3. В зависимости от сферы проведения операций:

        а) охватывается только банковский сектор;

        б) охватываются банковский и небанковский секторы.

 

        4. По способу установления  процентных ставок:

        а) ставки устанавливаются центральным  банком;

        б) ставки определяются на рынке в зависимости  от спроса и предложения.

    Механизм  операций на открытом рынке несложен, что делает его доступным для  значительного числа участников. В случае приобретения центральным  банком ценных бумаг на открытом рынке  объем кредитных ресурсов банков и банковской системы увеличивается, а в случае продажи соответственно уменьшается, что находит отражение в изменении объема денежной массы и стоимости кредита.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ