Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики…
1.2 Инструменты Центрального банка при проведении денежно-кредитной политики
2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в РФ
2.1 Законодательная и нормативная база денежно-кредитной политики России
2.2 Проблемы регулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики России
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики…………………………4

    1.1 Понятие,  сущность и цели денежно-кредитной  политики……………..4

    1.2 Инструменты  Центрального банка при проведении  денежно-кредитной политики…………………………………………………………..6

2 Денежно-кредитная  политика Центрального банка  в РФ……………………..14

    2.1 Законодательная  и нормативная база денежно-кредитной  политики России………………………………………………………………………...14

    2.2 Проблемы регулирования в Российской Федерации………………….18

    2.3 Пути  оптимизации денежно-кредитной политики  России……………21

Заключение………………………………………………………………………….25

Список  использованных источников……………………………………………...27

Приложения…………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Курсовая  работа посвящена теме денежно-кредитной политике Центрального банка. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

     Денежно-кредитная политика - мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется следующим.

     В настоящее время в России экономическая  ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать  в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса.

     Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

     Исходя  из выше сказанного, задачами курсовой работы являются:

    • раскрытие понятия денежно-кредитной политики;
    • анализ принципов денежно-кредитной политики;
    • рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики;
    • ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики»;
    • выявление проблем денежно – кредитной политики;
    • отражение путей решения проблем денежно – кредитной политики.

1 Теоретические аспекты  денежно-кредитной  политики 

1.1 Понятие, сущность  и цели денежно-кредитной  политики 

     Денежно-кредитной  политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов1.

     Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики.

     Ее  главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

     Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной  политики государства. Этим законодательным  документом определяются важнейшие  параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

     Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

     В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

     Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. (Приложение 1,2 – Цели и методы денежно-кредитной политики).

     На  первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

     На  втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей.

     На  третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).

     На  четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

1.2 Инструменты Центрального  банка при проведении  денежно-кредитной  политики 

     Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков2:

     - в зависимости от объекта воздействия  (предложение либо спрос на деньги);

     - по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;

     - по характеру параметров регулирования:  количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

     - по форме воздействия — прямые и косвенные;

     - по числу объектов воздействия  - общие и селективные. 

     Инструменты денежно-кредитной политики можно  посмотреть в приложении 3.

     Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

     С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

     Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

     В зависимости от субъекта, инициирующего  конкретный инструмент реализации денежно-кредитной  политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых  служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).

     Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

     Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.

     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле —  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

     - рефинансирование банков;

     - процентные ставки по операциям  центрального банка; 

     - обязательное резервирование;

     - валютные операции;

     - операции на открытом рынке;

     - прямые количественные ограничения; 

     - установление ориентиров роста  денежной массы. Механизм рефинансирования  представляет собой совокупность  каналов снабжения банков дополнительной  ликвидностью, посредством которых  денежные средства поступают  от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

     Центральным банком используются следующие инструменты  рефинансирования3:

Информация о работе Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ