Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики…
1.2 Инструменты Центрального банка при проведении денежно-кредитной политики
2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в РФ
2.1 Законодательная и нормативная база денежно-кредитной политики России
2.2 Проблемы регулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики России
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)
 

     Из  таблицы 2 следует, что объем предоставленных внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годы уменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%, объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объем предоставленных других кредитов увеличилась на 12%5.

     С начала 2010 г. в российской экономике  наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году.

     В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы регулирования  в Российской Федерации 

     Проведение  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

     Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным  Банком наиболее рациональных мер).

     Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

     Нестабильность  российской экономики приводит к  нестабильности спроса и предложения  на кредитном рынке, выявляя положительные  и отрицательные стороны методов  кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

     Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых  доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

     Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника  кредитования реального сектора  экономики, развивающегося в последнее  время наиболее высокими темпами.

     Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства  приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

     Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны.

     К ним можно отнести6:

    • экономический кризис;
    • кризис неплатежей;
    • кризис наличности;
    • плохая организация системы межбанковских расчетов;
    • замедление расчетов.

     Сознательное  сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

     Резкий  рост налично-денежного оборота  приводит к увеличению издержек государства  на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

     Выполняя  расчетно-кассовые операции, банки  Российской Федерации регулируют объем  наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут  в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

     Денежный  рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем  кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

     Другой  негативный фактор заключается в  том, что скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

     На  современном этапе развития денежно-кредитной  сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем7. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Пути оптимизации  денежно-кредитной  политики России 

     Наибольшая  эффективность реализации денежно-кредитной  политики Центрального Банка проявляется  тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

     Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики  России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит  в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

     Рисунок 3 - Инструмены для проведения монетарной политики резервной системы РФ

     Рисунок 4 - Оптимизация условий развития денежного рынка в России8 

     Для повышения скорости и эффективности  оборачиваемости денежных средств  в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

     Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

     В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

     В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует  переоценивать роль реального обменного  курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса  национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

     Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить  возможности его участников и  в целом поддержать функционирование экономической системы государства  на мировом уровне.

     В заключение необходимо отметить, что  обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности»9.

     Рисунок 5 - Основные направления в денежно – кредитной политике10 

Заключение 

     Государственное регулирование кредитно – финансовых институтов – один из важнейших  элементов развития и формирования денежно – кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно – финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешенных (полугосударственных) или государственных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

     Центральный Банк РФ при осуществлении денежно  – кредитной политики оперирует  следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения. Исходя из анализа денежно – кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно – кредитный рынок всё более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим были разработаны основные направления денежно – кредитной политики ЦБ РФ:

    1. Создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
    2. Последовательное снижение уровня инфляции (до 2,0% в 2010 г.).
    3. Повышение темпов экономического роста.
    4. Укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах.
    5. Ослабление зависимости экономики и денежно – кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть.
    6. Использование для стабилизации денежно – кредитной сферы средства стабилизационного фонда.
    7. Стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность.
    8. Стимулирование кредитных операций.
    9. Совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

     При реализации данных направлений денежно  – кредитной политики ЦБ РФ в условиях не устойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рискованность денежно – кредитной сферы, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие. Поэтому целесообразно оптимизировать денежно – кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

    1. Совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики.
    2. Снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен.
    3. Уменьшение долларизации российского денежного обращения.
    4. Усиление стимулов инвестиционной активности.
    5. Усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса.
    6. Изменение уровня резервных требований и процентных ставок. Которые должны платить банки.
    7. Предоставление государственных гарантий.
    8. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно – кредитной сферы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ