Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики…
1.2 Инструменты Центрального банка при проведении денежно-кредитной политики
2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в РФ
2.1 Законодательная и нормативная база денежно-кредитной политики России
2.2 Проблемы регулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики России
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)

     - переучет векселей;

     - ломбардный механизм, состоящий  из кредита овернайт (однодневный  расчетный кредит) и ломбардного  кредита. Суть последнего —  предоставление кредита под залог  ценных бумаг, включенных в  Ломбардный список и принадлежащих  банку на праве собственности;

     - ломбардный кредитный аукцион; 

     - операции РЕПО и др.

     Переучет  эмиссионным банком векселей субъектов  хозяйствования, то есть покупка центральным  банком у владельца (дисконтанта) векселя  до наступления срока платежа  по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

     Операции  переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

     Во  всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение — замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

     С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

     Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

     Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке  должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

     Система обязательного резервирования выполняет  следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

     Коммерческий  банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном  банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

     Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

     Устанавливая  и пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

     Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

     На  открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

     Деятельность  центрального банка по регулированию  ликвидности банковской отрасли  и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

     Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания  и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты

     - постоянно доступные: усреднение  фонда обязательных резервов; однодневный  расчетный кредит; гарантированный  выкуп центральным банком государственных  ценных бумаг у банков —  первичных инвесторов на условиях РЕГЮ;

     - доступные с согласия или по  инициативе центрального банка:  операции по встречному размещению  депозитов; ломбардный аукцион;  ломбардный кредит по фиксированной  ставке; переучет векселей; покупка  у банков ценных бумаг на  условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

     - дополнительной поддержки (с согласия  либо по инициативе центрального  банка). В этих целях используются  отдельные из вышеперечисленных  операций, но по более высокой  процентной ставке.

     Из  числа инструментов денежно-кредитной  политики центрального банка следует  выделить группу операций, которые  широко применяются при неожиданных  негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах  финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Денежно-кредитная  политика Центрального  банка в РФ 

2.1 Законодательная  и нормативная  база денежно-кредитной политики России 

     Во  исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»4.

Статистика  денежно – кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации 

     Таблица 1 - Анализ денежно – кредитного регулирования 2008 – 2009 год 

Наименование  показателей 2008, руб. 2009, руб.
Чистые  требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932
Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786
 

     Из  таблицы 1 следует, что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.

     Рисунок 1 – Анализ денежно-кредитного регулирования 2008 год 

     Рисунок 2 – Анализ денежно-кредитного регулирования 2009 год 
 
 
 

     Таблица 2 – Объемы операций кредитования Банка  России

Месяц

/год

Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставлен-ных  кредитов овернайт Объем предоставлен-ных  ломбардных кредитов Объем предоставлен-ных  других кредитов
Тыс.р. % Тыс.р. % Тыс.р. % Тыс.р. %
Итого за 2008 год 17 324 352,8 95 23 0236,1 1,3 2 126 777 2,5 445 526 2,5
Итого за 2009 год 22 832 687,5 88 31 1423,6 1,2 308 848,5 1,1 2 419 964 9,4
Итого за год (с января по ноябрь) 17 509 291,4 97 149 667,1 0,8 52 845,4 0,3 317 751 1,8
Сумма 57 657 331,1 93 691 326,8 1,1 57 4371,5 0,9 3 182 642 5

Информация о работе Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ