Денежно-кредитная политика центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

KDPCB.DOC

— 203.50 Кб (Скачать документ)

А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными в законе о Банке  России:

  1. «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  2. монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Степанов Ю. Опыт организации  работы центральных банков в зарубежных странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.

9) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных  задач Банка России;

10) осуществляет валютное  регулирование, включая операции  по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11)организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  РФ;

12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

13)в целях осуществления  указанных функций проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики РФ в целом и по  регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14)осуществляет иные  функции в соответствии с федеральными  законами»(1).(ст. 4)

 После такого сравнения  можно сделать вывод, что функции,  возложенные на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением некоторых аспектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Закон «О Центральном  банке РСФСР (Банке России)»// Экономика  и жизнь- 1995- 19 мая.

 

 

Типы денежно-кредитной  политики

В зависимости  от состояния  хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами  монетарной политики,  для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических  и  административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная)  денежно-кредитная  политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на  ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок.  Ее  проведение обычно также  предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,  а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная  политика сопровождается расширением  масштабов  кредитования,  ослаблением  контроля  над приростом количества  денег в обращении,  понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

 Денежно-кредитная  политика как  экспансионистского,  так  и рестрикционного   типа может иметь тотальный  либо селективный характер.  При  тотальной монетарной политике  мероприятия Центрального  банка распространяются на все учреждения банковской системы,  при селективной - на отдельные кредитные институты либо  их группы или же на определенные виды банковской деятельности.  Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку  оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование  следующих  инструментов  или их разнообразных сочетаний:  лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп,  например по регионам), установление  размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных  финансово-кредитных  операций,  регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов  регулирования деятельности  коммерческих банков  осуществляется  Центральным банком  в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры.  Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.  При  этом необходимо  учитывать  временной  лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструментарий денежно-кредитной  политики.

Механизм регулирования  банковских операций зависит от форм организации  банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроэкономическом уровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом  в едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые  центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1).

Административные методы,  как правило, используются в странах  с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно  часто административное регулирование  преимущественно применялось в  странах с рыночной организацией хозяйственной жизни,  но  лишь на период глобального кризиса.  Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. 


Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и  др.; Под редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.

 

Банк России чаще использует такие административные меры как  регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.

«Банк России устанавливает  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1).

К экономическим методам  управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие  и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.

К нормативным методам  воздействия относится использование  таких инструментов воздействия, как  отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются  путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения  контрольных цифр в виде  соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется

 


Закон «О Центральном  банке РСФСР (Банке России)»// Экономика  и жизнь- 1995- 19 мая.

через относительно длительный промежуток времени. Основным     нормативным инструментом является изменение нормы обязательных  резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6)

Корректирующее воздействие  осуществляется путем проведения кредитных  операций Центральным банком (когда  Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается  гибкостью  и оперативностью,  возможностью оказывать стимулирующее либо  ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

«Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики, которые использует Банк России являются:

1)процентные ставки  по операциям Банка России;

2)нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

3)операции на открытом  рынке;

4)рефинансирование банков;

5)валютное регулирование;

6)установление ориентиров  роста денежной массы;

7)прямые количественные  ограничения»(1).

Можно увидеть, методы денежно-кредитной  политики Центробанка РФ уже не ограничиваются преимущественно административными  мерами. Такой инструментарий оглашен  в законе о Банке России.


Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995- 19 мая.

 

Экономические методы в  наибольшей степени присущи экономике  рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных  рынков. В частности, Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками,  в настоящее время  меньше  использует административных методов.

В большинстве стран  в целях управления и регулирования  банковских операций Центральный банк ориентируется  в  основном  на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы  управления и инструменты воздействия на деятельность банков.  Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными стратегическими планами,  не нарушая сложившейся системы приоритетов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков