Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).
Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Он в полной мере стремится играть роль "кредитора последней инстанции".
Политику переучетных
операций как метод
При проведении государственной учетной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.
Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве случаев не должен превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.
К переучету, а также
в качестве залога при предоставлении
ломбардного кредита принимаютс
Одними из методов денежно-кредитной политики являются также определение квот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. В дальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным банком при кредитовании им коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменением учетной ставки). При этом под учетной ставкой будем понимать "универсальный" процент, по которому Центральный банк взыскивает процентные платежи по предоставляемым им ссудам.
Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, увеличивает тем самым совокупные резервы банковской системы и тем самым мультипликативно расширяет денежную массу.
Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение. Увеличение государственными денежными властями официальной процентной ставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второго уровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в случае проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредитно-денежной политики (так называемой политики дорогих денег).
Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.
В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.
При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.
Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регулирования?
Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством изменения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навязать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита.
Кроме того, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико. К активизации учетных операций приводят, как правило, лишь крупномасштабные действия на открытом рынке.
Помимо непосредственного воздействия на банковские резервы, учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она является важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетарной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не приоритетами денежно-кредитного регулирования.
В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрального банка выше рыночных кредитных ставок - Центральные банки в полной мере используют свой статус "кредитора в последней инстанции". Однако Федеральная Резервная Система придерживается несколько иной практики.
ФРС рассматривает предоставление помощи банкам как последнее средство их спасения от временных неудач. Поэтому американская сеть центральных банков не устанавливает штрафную ставку процента. Более того, обычно учетная ставка ниже средневзвешенного процента по федеральным фондам. Такая практика стимулирует заимствования коммерческих банков у ФРС. Однако, используя иные рычаги, ФРС не позволяет банкам злоупотреблять возможностью получения столь дешевых денег.
Ресурсы Федеральной
Резервной Системы
Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального Резерва банковской системе не превышает в любой момент времени двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной массы США. В этой связи изменения учетной ставки оказывают крайне незначительное воздействие на динамику денежного предложения. Поэтому Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы рассматривает этот инструмент скорее как индикатор денежно-кредитной политики, а не средство реального регулирования.
Однако учетная политика
является очень эффективным инструментом
регулирования банковских ресурсов
в сочетании с методом
Теперь можно немного проиллюстрировать на статистических данных в виде таблицы, как центральные банки разных стран используют учетную политику для сглаживания колебаний экономической конъюнктуры. Заметно как отреагировали центробанки на кризис 1991-1993 годов резким повышением процентной ставки, причем все банки отреагировали одинаково. Такое наблюдается из растущей интернационализации экономик разных стран.
Таблица №1
Официальные процентные ставки по краткосрочным кредитам
(на конец периода)
Год |
США |
Япония |
Герма-ния |
Фран-ция |
Велико-брита-ния |
Италия |
Канада |
1989 |
7,0 |
4,25 |
6,0 |
10,0 |
15,0 |
13,5 |
12,47 |
1990 |
6,5 |
6,0 |
6,.0 |
9,25 |
14,0 |
12,5 |
11,78 |
1991 |
3,5 |
4,5 |
8,0 |
9,6 |
10,5 |
12,0 |
7,67 |
1992 1993 |
3,0 |
3,25 |
8,25 |
9,1 |
7,0 |
12,0 |
7,36 |
Сентябрь |
3,0 |
1,75 |
6,25 |
6,75 |
6,0 |
8,5 |
4,9 |
Декабрь 1994 |
3,0 |
1,75 |
5,75 |
6,2 |
5,5 |
8,0 |
4,11 |
Сентябрь |
4,0 |
1,75 |
4,5 |
5,0 |
5,75 |
7,5 |
5,54 |
Источник: Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
Резервные требования
Политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулирования деятельности коммерческих банков в России. Необходимость и эффективность минимальных резервов с точки зрения банковского регулирования подтверждается и мировым опытом.
«Режим обязательных
резервов впервые введен в
США, а позже в других странах,
Прибегнув к процедуре обязательных резервов, финансовые органы пытались сделать более тесной связь между эмиссией денег, осуществляемой банками, и их потребностью в кредитах центрального банка.
Иногда высказывалось мнение, основанное на несколько поверхностном анализе, что система обязательных резервов ведет к иммобилизации части депозитов в той мере, в какой они являются эквивалентом не кредитов, предоставленных экономике, а средств, замороженных в центральном банке.
Более глубокий анализ позволяет сделать иные выводы. В той мере, в какой депозиты являются результатом банковского кредитования предприятий и частных лиц, можно допустить, что система обязательных резервов позволяет привлекать центральный банк к эмиссии платежных средств. Каждый раз, как тот или иной коммерческий банк создает дополнительную денежную массу, он вынужден переводить часть средств на свой счет в центральном банке в установленном порядке. Он может выполнить это обязательство при условии, если центральный банк предоставит ему для этого средства, полученные в результате проведения собственных кредитных операций
Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.- 144с.
(переучет векселей
или операции на денежном
Система обязательных резервов имеет три важных преимущества. Прежде всего, она представляет собой метод регулирования, одинаково принудительный для всех; поскольку она охватывает всю совокупность ликвидных средств, которыми располагают банки, результаты ее действия оказывают влияние на работу всех кредитных учреждений без дискриминации и не препятствует нормальной конкуренции; если некоторые банки оказываются более стесненными в своей деятельности, чем другие, то это объясняются особенностями управления каждым банком. Далее, режим обязательных резервов легко допускает применение гибких методов регулирования; суммы, которые должны храниться на счетах, могут в действительности определяться путем вычисления средней величины за тот или иной период времени, который выбирается в соответствии с динамикой изменения объема ликвидных средств (например, месяц); таким образом, обязательные резервы не представляют собой замороженные средства, они могут быть использованы в случае необходимости, например, когда потребность в ликвидных средствах увеличилась в результате снятия денег со счетов, хотя они должны быть возвращены в течении нескольких дней. Наконец, эта система дает центральному банку возможность проводить чисто денежную политику; она даже может быть несколько изменена в зависимости от характера резервируемых сумм (например, платежные средства или инструменты полуликвидных сбережений, счета резидентов и нерезидентов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков