Денежно-кредитная политика государства: цели, инструменты, методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:56, контрольная работа

Описание

Современное хозяйство и человеческая жизнь немыслимы без денег. Они нужны нам ежедневно и повсеместно. Каждый день мы покупаем за деньги разнообразные товары и услуги, помещаем их в банки для накопления, оплачиваем с их помощью поездки в транспорте, берем взаймы, платим налоги. Очевидно, что деньги нужны и важны не только для обычного человека, который использует их с целью удовлетворения личных потребностей.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Современное хозяйство и человеческая жизнь немыслимы без денег. Они нужны нам ежедневно и повсеместно. Каждый день мы покупаем за деньги разнообразные товары и услуги, помещаем их в банки для накопления, оплачиваем с их помощью поездки в транспорте, берем взаймы, платим налоги. Очевидно, что деньги нужны и важны не только для обычного человека, который использует их с целью удовлетворения личных потребностей. Они необходимы и другим экономическим субъектам - предприятиям и государству. Первые будут использовать деньги для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, а вторые - в основном в целях регулирования экономики страны. Широкие возможности применения денег делают их особо значимыми и ценными для всех субъектов.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Теории спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

В настоящее время  большинство российских предприятий  испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса за счет собственных средств и вынуждены брать кредиты. Рынок кредитования на данный момент достиг довольно высокого уровня, и предлагает довольно много видов кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако в кредитовании имеются свои минусы: высокие проценты, строгие комиссии. Финансовый лизинг представляет собой альтернативный источник финансирования приобретения основных средств.

Целью данной контрольной  работы является исследование денежно-кредитной политики государства, изучение операций коммерческого банка, банковских услуг, исследование финансового лизинга.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- рассмотреть цели, инструменты,  методы проведения денежно-кредитной    

политики государства;

- рассмотреть операции  коммерческого банка;

- рассмотреть финансового лизинга как вид кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

    1. Денежно - кредитная политика государства: цели, инструменты, методы

       проведения

 

 

Денежно-кредитная политика - это «проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики».

Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса».

Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

Стратегические – это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п.

Стратегические цели являются долгосрочными целями, они не измеряются непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка.

Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики осуществляется по таким критериям:

- тесная взаимосвязь со стратегическими целями;

- возможность четкого количественного выражения;

- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Так, если целью общегосударственной экономической политики определен экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.

Особенностью промежуточных целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказано их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно, также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.

Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость. Эти особенности значительно усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.

При выборе тактических целей важно принимать во внимание такие характеристики последних:

- возможность измерения достигнутых результатов;

- возможность осуществления оперативного контроля;

- возможность оперативного влияния на соответствующие экономические процессы.

Если изменение денежной массы влияет на смену совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, а и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить существенные структурные изменения в экономике.

В связи с этим выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении.

Главной чертой избранных целей должна быть их непосредственная связь с начерченными стратегическими целями.

В XIX столетии в условиях золотого стандарта корректирования внутренних товарных цен и валютных курсов происходило автоматически, путем перемещения золота и краткосрочных капиталов между отдельными странами, а внутри страны эмиссия денег регулировалась золотым запасом центрального банка.

Поэтому среди методов денежно-кредитного регулирования преобладала учетная политика, направленная на сдерживание оттока золота за границы страны. В 20-30-х годах XX столетия денежно-кредитная политика была сосредоточена на внутренних хозяйственных проблемах отдельных стран. В связи с переходом от золотого монометаллизма к системе неразменных кредитных денег значительно выросла возможность центральных банков влиять на эмиссию денег и экспансию банковского кредита, что и дало толчок развитию монетарных теорий экономических циклов.

Денежно-кредитная политика может проводиться с помощью административных и рыночных инструментов регулирования.

Административными называются инструменты, которые имеют форму директив, инструкций центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Такие методы управления денежно-кредитным рынком были присущи социалистической экономике, когда органы государственного управления непосредственно вмешивались в экономические процессы.

Рыночные методы денежно-кредитной политики – это способы влияния центрального банка на денежно-кредитную сферу путем формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.

К рыночным методам, используемым в денежно-кредитной политике относят:

- изменение учетной ставки или ставки рефинансирования;

- изменение норм обязательных резервов банков;

- операции на открытом рынке;

Операции на открытом рынке –  покупка и продажа центральным  банком государственных ценных бумаг (долговые обязательства правительства) или первоклассных коммерческих векселей. Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования. Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в экономике страны. Государственные ценные бумаги покупают коммерческие банки, домашние хозяйства и фирмы, поскольку это приносит стабильный доход.

Учетная политика (политика учетной  ставки) является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Изменение норм обязательных резервов - один из старейших методов денежно-кредитной политики. Она выполняет две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный банк оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной и темпами изменения денежной массы.

Обязательные банковские резервы представляют собой часть вкладов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Эти суммы дают вкладчикам какую-то гарантию сохранности вложенных средств.

Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины вкладов. Как правило, нормы резервирования дифференцируются в зависимости от характера компонентов денежной массы: на вклады до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.

Помимо рассмотренных выше основных методов могут использоваться и другие методы денежно-кредитного регулирования. Эти методы денежно-кредитной политики по сравнению с рыночными имеют более жесткий, административный характер и направлены на регламентацию различных форм кредита. К административным методам относятся: эмиссия наличных денег, лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование операций для различных кредитных учреждений и отдельных банков; установление допустимых размеров при кредитовании операций с ценными бумагами, регламентация условий выдачи потребительских ссуд на покупку товаров длительного пользования и ипотечных ссуд на приобретение жилых строений, а также моральное воздействие, разумный банковский надзор, контроль за рынком капиталов, допуск к рынкам и другие.

 

 

    1. Операции коммерческого банка. Банковские услуги

 

 

Операции коммерческого  банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому законодательству к  основным банковским операциям относят следующие:

- привлечение денежных  средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

- предоставление кредитов  от своего имени за счет  собственных и привлеченных средств; 

- открытие и ведение  счетов физических и юридических  лиц; 

- осуществление расчетов  по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

- инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание клиентов;

- покупка у юридических  и физических лиц и продажа  им иностранной валюты в наличной  и безналичной формах;

- осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

- выдача банковских  гарантий;

- осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством  коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе производить следующие сделки:

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства: цели, инструменты, методы проведения