Денежно-кредитная политика государства: цели, инструменты, методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:56, контрольная работа

Описание

Современное хозяйство и человеческая жизнь немыслимы без денег. Они нужны нам ежедневно и повсеместно. Каждый день мы покупаем за деньги разнообразные товары и услуги, помещаем их в банки для накопления, оплачиваем с их помощью поездки в транспорте, берем взаймы, платим налоги. Очевидно, что деньги нужны и важны не только для обычного человека, который использует их с целью удовлетворения личных потребностей.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

1) выдачу поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права  требования от третьих лиц  исполнения обязательств в денежной  форме;

3) доверительное управление  денежными средствами и иным  имуществом по договору с физическими  и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в  аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных  и информационных услуг.

В условиях рыночной экономики  все операции коммерческого банка  можно условно разделить на три  основные группы (см. Приложение):

- пассивные операции (привлечение средств);

- активные операции (размещение средств);

- активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции.

1. Пассивные операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка велико.

2. Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

Активные операции банка  по экономическому содержанию делят  на:

- ссудные (учетно-ссудные);

- расчетные; 

- кассовые;

- инвестиционные и  фондовые;

- гарантийные. 

Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости от:

- степени рискованности  - на рисковые и риск - нейтральные;

 - характера (направлений) размещения средств - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондентском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);

- уровня доходности - на операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный или нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

3. Активно-пассивные операции  банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

- операции по инкассированию  дебиторской задолженности (получение  денег по поручению клиентов  на основании различных денежных  документов);

- переводные операции;

- торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

- доверительные (трастовые)  операции;

- операции по предоставлению  клиентам юридических и иных  услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах.

Наконец, все операции банка делят на:

- ликвидные и неликвидные; 

- операции в рублевом  и валютном выражении; 

- регулярные (совершаемые  банком периодически, постоянно  воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

- балансовые и забалансовые.

Банковской услугой является одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента  в пользу последнего за определенную плату. К основным характеристикам банковской услуги относятся:

- нематериальная сущность услуг;

- продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

- проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;

- автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

- система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора  предоставления все большего числа  услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под  влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др.

Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. Постепенно, однако, новейшие технологии и новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Основной для предложения  выхода с банковской услугой на рынок, должна быть стратегия и политика банка, разработанная на основе информационных и аналитических материалов подготовленных маркетинговым подразделением. Стратегия и политика банка формализуется в планы по разработке, предоставлению, и продаже конкретных банковских услуг. Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает планирование увеличения объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятия решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг. Для его осуществления имеются следующие возможности:

- использовать слабые  стороны банковских услуг, предоставляемых  конкурентами;

- убедить потенциальных  потребителей воспользоваться предлагаемой  услугой именно данного банка  и привлечь новых клиентов;

- предложить дополнительные  услуги, связанные с приобретением, предоставлением и сервисом собственных услуг.

Стратегия развития услуги основана на научной и практической работе по совершенствованию уже  предоставляемых услуг, расширении их модификаций и способов предоставления, что улучшает их потребительские свойства, для этого:

1. Производится позиционирование  банковской услуги. Это означает  определение особенностей, характерных черт вновь разрабатываемых услуг в отличие от действующих, от услуг-аналогов или услуг-заменителей. Позиционирование позволяет выявить сильные и слабые стороны конкретной услуги на определенном рыночном сегменте.

2. Определяется ассортиментная  политика банка, то есть оптимальный  набор предоставляемых услуг,  обеспечивающих эффективную деятельность  банка на основе:

- товарной дифференциации, то есть выделения собственных услуг, отличных от услуг конкурентов, обеспечивая для них отдельные ниши спроса. Товарной диверсификации, в основном, придерживаются универсальные банки.

- узкая товарная специализация  (концентрация деятельности банка на предоставлении определенных банковских услуг).

Иными словами, банк должен быть ориентирован на определенные цели своей деятельности, такие как расширение ассортимента, номенклатуры и вида предоставляемых услуг, продавая их на уже завоеванных рыночных сегментах; расширение своих внутренних и внешних рынков; извлечение максимально возможной прибыли от предоставления традиционных

 

 

    1. Финансовый лизинг как вид кредита

 

 

В случае финансового  лизинга между производителем имущества  и его пользователем возникает финансовый посредник, который и берется финансировать сделку.

Но любое определение  лизинга является ограниченным и  не учитывает всех форм проявления этого гибкого кредитного инструмента. Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Лизинговые операции приравниваются к кредитным и  регулируются теми же правами о нормами, что и кредитные. 

Многие экономисты отмечают, что, несмотря на имеющееся сходство между лизингом и кредитованием, разработка условий лизинга и  документальное оформление его являются более сложным делом и требуют специальной подготовки и опыта.

В состав любого лизингового  платежа входят следующие основные элементы:

- амортизация;

- плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;

- лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги (1-3%);

- рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.

Для расчета суммы  арендных платежей по финансовому лизингу  используется формула аннуитентов (ежегодных платежей по конкретному  займу), которая выражает взаимосвязанное действие всех условий лизингового соглашения на величину арендных платежей.

Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

Основные признаки, характеризующие  финансовый лизинг, состоят в следующем:

- право выбора имущества  и его продавца принадлежит  пользователю;

- продавец имущества  знает, что имущество специально  приобретается для сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию;

- претензии по качеству  имущества, его комплектности,  исправлению дефектов в гарантийный  срок лизингополучатель направляет  непосредственно продавцу имущества;

- риск случайной гибели  и порчи имущества переходит  к лизингополучателю после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Финансовый лизинг имеет  несколько различных видов, которые  получили самостоятельное название.

Отличительной чертой классического лизинга является трехсторонний характер взаимоотношений и возмещение полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

В чем же преимущество финансового лизинга перед другими  путями приобретения имущества? В принципе, приобретатель имущества мог  бы самостоятельно обратиться в банк за кредитом, минуя лизинговую компанию, и в случае положительного решения банка самостоятельно приобрести необходимый ему актив. Соответственно, это привело бы к уменьшению абсолютной цены сделки, так как у приобретателя будут отсутствовать расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения лизингодателю (при прочих равных условиях - одинаковых сроках кредитования и ставках по кредиту - цена лизинговой сделки выше, поскольку в ней присутствует комиссионное вознаграждение лизингодателя). Тем не менее, приобретением имущества через лизинг достаточно активно пользуются многие компании, в том числе и отечественные.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства: цели, инструменты, методы проведения