Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы, освещенные денежно-кредитной политике.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава №1: Сущность и специфика денежно-кредитной политики…….......5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………….5
1.2 Цели и методы денежно-кредитной политики………………..6
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………11
Глава№2: Инструменты денежно-кредитной политики и способы их применения…………………………………………………………………….13
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики......……………………………………………………………………13
2.2 Процентная политика Центрального банка, операции на открытом рынке……………………………………………………………………………14
2.3 Рефинансирование кредитных организаций, политика обязательных резервов………………………………………………………………………….20
Глава №3: Денежно-кредитная политика центрального банка……………....25
3.1 Основные направления и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка……………………………………………………………..25
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики………………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эконом теор Денежно-кредитная политика..doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Однако, хотя кредитная  политика играет важную роль в осуществлении  такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции имитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

Классификация методов

После того, как уточнена стратегия денежно-кредитной политики, установлены её цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов денежно-кредитного регулирования.

Инструменты денежно-кредитной  политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика).

Различают инструменты  для достижения внутренних и для  достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки зрения, не соответствует реалиям денежно-кредитной политики, которая гораздо сложнее.

В основе выбора инструментария находится принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.

В том случае, когда  излишние расходы толкают экономику  к инфляционной спирали, используют "политику дорогих денег". Её цель - ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной  политики.

Субъектом кредитной  политики является центральный банк. Согласно закону он выполняет целевые  установки правительства, но в то же время не является правительственным  институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Реализация  совокупности задач, стоящих перед  центральным банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое — обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых банков в интересах макроэкономической политики.

В сфере кредитно-денежного  обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — центральный банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо  отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный  вариант регулирующего влияния  на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения  в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства.»4.  Все это возможно лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

 

 

Глава №2:  Инструменты денежно-кредитной  политики и способы их применения

2.1 Инструменты денежно-  кредитной политики

Как мы уже выяснили, одна из важнейших функций современного центрального банка состоит в проведении общенациональной денежно-кредитной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства.

Основополагающей задачей  денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Денежно-кредитная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

процентные  ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  1. операции на открытом рынке;
  2. рефинансирование банков;
  3. валютное регулирование;
  4. установление ориентиров роста денежной массы;
  5. прямые количественные ограничения;
  6. выпуск от своего имени облигаций.

Все инструменты  можно охарактеризовать с помощью  следующих критериев:

    • традиционные или нетрадиционные;
    • административные или рыночные;
    • общего действия или селективной направленности;
    • прямого или косвенного воздействия;
    • краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей.

2.2 Процентная политика  центрального банка, операции  на открытом рынке,

Политика процентных ставок

Ссудный процент - основной атрибут кредита. Как выразитель кредитных отношений, он является объектом и одновременно рычагом государственного регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Поэтому он обязательно присутствует в системах регулирования экономики всех цивилизованных государств. В системе рычагов регулирования экономики вряд ли можно назвать иной инструмент, который превосходил бы банковский процент по степени доступности, дешевизне и простоте. Вместе с тем наличие процента не означает автоматическое возникновение процентной политики, отражающей конъюнктурное состояние экономики и сообщающей в то же время экономике определенные макроэкономические импульсы.

В системе денежно-кредитной  политики процентные ставки выполняют  тройную роль:

1. являются индикатором  монетарной стратегии; 

2. выступают каналами  трансмиссии импульса этой политики;

3. служат гибкими инструментами  образования ссудного фонда и  перелива кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.

Трояко проявляются  и регулирующие функции политики процентных ставок:

1) регулирование уровня сбережений  и инвестиций;

2) регулирование уровня деловой активности;

3) воздействие на уровень инфляции.

Политика процентных ставок предусматривает  главным образом три цели: благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок на кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Реализация этих целей вызывает иногда обратное движение процентных ставок на денежном рынке, при этом первая оправдывает понижение этих ставок, вторая и третья - их повышение. Противоречия, возникающие между этими целями, приводят к различным нарушениям, неблагоприятного воздействия которых не удается избежать.

Допустимый "разгул" инфляции, чрезмерные её темпы значительно деформируют  процентные ставки, ослабляя их регулирующие функции. Для наиболее полного использования этого важнейшего инструмента денежно-кредитной политики требуются в совокупности пять условий:

1. Прежде всего, оптимизация  уровня задолженности предприятии,  чтобы снизить их чувствительность к возможным резким колебаниям процентных ставок.

2. Сокращение доли займов для  последующего расширения базы  воздействия монетарных властей.

3. Развитие кредитов по колеблющимся  ставкам и снижение уровня  трансформации краткосрочных ресурсов  в долгосрочные, чтобы избежать повышения процентных ставок, слишком неблагоприятного для кредитных институтов.

4. Умеренные темпы "ползучей" инфляции или полное её отсутствие.

5. Существование развитого денежного  рынка, рынка ценных бумаг,  через которые банки могут  иметь необходимую ликвидность, уровень которой обеспечивается и регулируется интервенцией центрального банка.

Регулирующие функции  процентных ставок осуществляются через  их уровень и динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная политика.

Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов, если экономика является открытой. Величина и динамика процента отражаются в движении нормы процента. Норма ссудного процента, как правило, характеризуется изменчивостью, амплитуда которой иногда не поддается обычному представлению.

Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой  прибыли. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.

В настоящее время существует множество  видов процентных ставок в зависимости  от характера и длительности ссуды, объекта кредитования, платежеспособности заемщика и т.д. Различают официальную дисконтную ставку, ставку денежного и финансового рынка, процент на банковский кредит и на ценные, дебиторские и кредиторские ставки и т.д.

В ряде стран учетная ставка является официальной ставкой центрального банка и выступает основой для проведения дисконтной политики. Под дисконтной политикой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента, по которой происходит переучет векселей при необходимости обращения их в банковские кредиты. Так происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет контролировать предложение денег банками в полной мере, так как основное его предназначение в настоящее время значительно изменилось. Кроме того, изменение учетных (дисконтных) ставок не отражает того влияния, в котором могут быть уверены монетарные власти.

Стабильность учетных ставок расценивается  как стабильность экономики небанковскими агентами (промышленные, сельскохозяйственные и т.д.) и как стабильность денежно-кредитной политики - банками. Изменения их соответственно интерпретируются как развитие одновременно экономической активности и денежно-кредитной политики. В этом смысле дисконтная ставка служит индикатором осуществляемой денежно-кредитной политики.

Относительный уровень дисконтного  процента определяет также величину свободных резервов, к которым стремятся банки. Действительно, если дисконтный процент, например, выше нормы рыночного процента, учреждения, вынуждены в меньшей степени занимать у центрального банка, следовательно, увеличивать свои свободные резервы и меньше предоставлять кредиты.

Регулирование с "помощью" процентных ставок не следует смешивать с  регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой банковской ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщиков.

Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной  политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.

Определенная зависимость  между ставками на краткосрочные  и долгосрочные кредиты имеет наибольшее значение для крупных и средних предприятии, поскольку обусловливает инвестиционную политику.

В многообразии видов  процентных ставок объективно существует разграничение на ставку дебитора, процент, устанавливаемый банками в качестве платы за предоставляемые кредиты, и ставку кредитора, процент, выплачиваемый банками в качестве вознаграждения за привлекаемые ресурсы. В целом процентные ставки как бы отражают два основных аспекта монетарной политики: контроль за центральной ставкой - ставкой денежного рынка, определяющей стоимость кредита и являющейся элементом, образующим поведение клиентов, и прямое фиксирование дебиторских и кредиторских ставок.

Спрос на банковский кредит не всегда эластичен относительно колебаний процентных ставок. Все зависит от соотношения номинальной и реальной процентных ставок и особенно от уровня последней. Чтобы быть эффективной, денежно-кредитная политика должна поддерживать "реальный" процент положительным, что означает установление номинального процента в зависимости от ожидаемый темпов инфляции. Монетарные власти своей интервенцией на денежном рынке и политикой обязательных резервов регулируют процентные ставки на банковские кредиты.

Информация о работе Денежно-кредитная политика