Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа
На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы, освещенные денежно-кредитной политике.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка России.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава №1: Сущность и специфика денежно-кредитной политики…….......5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………….5
1.2 Цели и методы денежно-кредитной политики………………..6
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………11
Глава№2: Инструменты денежно-кредитной политики и способы их применения…………………………………………………………………….13
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики......……………………………………………………………………13
2.2 Процентная политика Центрального банка, операции на открытом рынке……………………………………………………………………………14
2.3 Рефинансирование кредитных организаций, политика обязательных резервов………………………………………………………………………….20
Глава №3: Денежно-кредитная политика центрального банка……………....25
3.1 Основные направления и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка……………………………………………………………..25
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики………………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32.
Существует две категории кредитов: в зависимости от порядка образования их стоимости, связанной в большей или меньшей степени с условиями рынка, и в зависимости от позиции администрации в рамках селективной политики. Обычно условия банковских кредитов определяются в основном изменениями на денежном рынке, а также учреждениями, которые накапливают свои ресурсы на облигационном рынке. В последнем случае механизм установления стоимости кредита относительно прост: путем добавления к базовой банковской ставке категоричных надбавок (учитывая объем делового оборота предприятий и их финансовое положение), а также различных комиссионных в зависимости от оговоренного типа кредита.
При определении стоимости кредита необходимо учитывать следующие моменты:
- комиссионные не меняются в тех же пропорциях, что и проценты; в случае понижения ставки банкир может попытаться компенсировать его за счет увеличения комиссионных;
- условия некоторых
кредитов определяются
- для некоторых краткосрочных кредитов, доля которых постоянно возрастает, исходная ставка непосредственно связана с условиями на денежном рынке.
В целом же процентная ставка, оплачиваемая клиентами банков, включает два ценообразующих элемента: стоимость ресурсов (банки трансформируют в исходный материал финансовые ресурсы, которые имеют свою стоимость) и стоимость функционирования банков, которая включает и издержки страхования от экономического риска. Для некоторых категорий заемщиков предусматриваются процентные льготы, которые могут принимать самые разные формы: скидки заемщикам или надбавки кредиторам, льготные займы, переучет векселей по льготным процентам и т.д.
Конъюнктурная гибкость и высокая дифференцированность ставок составляют основу активной процентной политики - действенного инструмента денежно-кредитного регулирования экономики.
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций, коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.
Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.
Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. И наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.
2.3 Рефинансирование кредитных организаций, политика обязательных резервов.
Рефинансирование кредитных организаций
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной
ставки центрального банка означает
переход к новой денежно-
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления
официальных ставок рефинансирования
и редисконтирования
Политика обязательных резервов
Рефинансирование центральным банком происходит только тогда, когда банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой обязательных резервов.
Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить, таким образом, контроль над их ликвидностью.
Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять на ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.
Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны. Многократные изменения норм минимальных резервов центральным банком бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могут привести к значительному нарушению денежного и финансового равновесия экономики. Следовательно, при неумелом использовании эта политика может стать своеобразным генератором нестабильности. Поэтому изменения норм обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или половину пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто об этих модификациях объявляют заранее. В конечном счете, политика обязательных резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.
Политика норм обязательных резервов влияет на финансовый результат функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на текущих счетах в центральном банке, образуют не вознаграждаемую часть активов коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам, вкладам клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в непроизводительной форме части потенциальных кредитных ресурсов ссудного капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает определенную финансовую нагрузку для коммерческих банков. Так, повышение резервов не только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность ( и наоборот, когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая прибыль (хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка, который ею располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает характер финансовой санкции.
Действенность политики обязательных резервов зависит, прежде всего, от их уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. С этой точки зрения попытка фиксировать такую норму инструктивным письмом, которое, как правило, рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент гибкости.
Глава №3: Денежно-кредитная политика Центрального Банка
3.1 Основные направления и особенности денежно-кредитной политики Центрального банка.
Денежно-кредитная
политика центрального банка — составная часть государственно-
Совокупный денежный оборот включает наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.
Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 73 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был меньше. В настоящее время доля денежного компонента не превышает 5—10%.
Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.
Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.
Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления — в виде контрольных цифр (во Франции), диапазона (в США), прогноза (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком.
Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.
Как свидетельствует опыт, использование ЦБ различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры (кредитная рестрикция).
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: