Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы, освещенные денежно-кредитной политике.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава №1: Сущность и специфика денежно-кредитной политики…….......5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………….5
1.2 Цели и методы денежно-кредитной политики………………..6
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………11
Глава№2: Инструменты денежно-кредитной политики и способы их применения…………………………………………………………………….13
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики......……………………………………………………………………13
2.2 Процентная политика Центрального банка, операции на открытом рынке……………………………………………………………………………14
2.3 Рефинансирование кредитных организаций, политика обязательных резервов………………………………………………………………………….20
Глава №3: Денежно-кредитная политика центрального банка……………....25
3.1 Основные направления и особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка……………………………………………………………..25
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики………………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эконом теор Денежно-кредитная политика..doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Все эти методы используются в единой системе.

 

Основные  инструменты денежно-кредитной политики ЦБ:

  • установление минимальных резервных требований;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

 Определение приоритетности  инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Необходимость поддержания объема денежной массы  в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции заставляет ЦБ использовать такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Политика  минимальных резервов впервые была опробована в США в 1930-е гг., и сразу после. Второй мировой войны ее внедрили в практику ЦБ всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в производство. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса наоборот. Повышение нормы резерва на один—два процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

3.2 Эффективность денежно-кредитной политики

Сильные стороны кредитно-денежной политики:

  • Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
  • Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося  значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической среды. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
  • Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Недостатки и проблемы.

  • Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
  • Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
  • Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших  министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

С точки зрения экономики и денежного обращения  контроль над кредитом призван ориентировать  эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

В рыночной системе  государство — не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный  для того, чтобы одни граждане (с  более высоким доходом) платили  — через налоги — другим (имеющим  меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Абалкин Л.И. Центральный Банк России – М. 2003 
  2. Вдовиченко А.Г. Правило денежно-кредитной политики России – М. 2004
  3. Вьюгин В. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной

системе//Российский экономический журнал. №7 2005

  1. Галко В.И. Банки в экономическом саморегулирование  – С-Питер. 2005
  2. Голубев С.А. Роль ЦБРФ в регулирование банковской системы страны –    М. 2002  
  3. Зулин Л.В. Традиционные инструменты денежной политики//

Банковское дело №10 2003  

  1. Козлов А.А. Основные направления единой государственной

денежно-кредитной политики на 2004 год//Российский экономический журнал № 24 2003

  1. Козлова Е.А, Маникевич В.Е. О денежно-кредитной политике// Бизнес и банки №12 2004
  2. Козлова Е.А. Эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ// Бизнес и банки № 10 2006
  3. Крылов В., Топунова И. Проблемы денежно-кредитной политики// Маркетинг №4 2004
  4. Лунтовский Г.И., Проблемы денежно-кредитной системы (интервью с председателем подкомитета по денежно-кредитной политики РФ)//  Деньги и кредит № 12 2005
  5. Моисеев С. Р. Трансмиссионный механизм денежно - кредитной политики // Финансы и кредит, 2002, № 18.
  6. Маникевич В.Е. Эффективность денежно-кредитной политики // Бизнес и банки №16 2004
  7. Мироненко В.Г. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год// Экономика и жизнь №17 2004
  8. Рогова О. Где экономик а в государственной денежно-кредитной

     политике? // Экономист, 2004, №5.

  1. Рогова О. Денежно-кредитная система и экономический рост// Экономист №3 2006
  2. Топунова И. Инструменты денежно-кредитной политики// Маркетинг № 7 2005
  3. Улюкаев А.В Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты// Деньги и кредит №7 2006
  4. Фетисов Г. Вопросы экономики // Российский экономический журнал №2 2004
  5. Фетисов Г. Региональные особенности развития денежно-кредитной политики// Российский экономический журнал №11 2006
  6. Шустров А,А О выборе целей и инструментов монетарной политики // Деньги и кредит №3 2004
  7. Шустров А.А. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г.// Деньги и кредит №12 2001
  8. Шустров А.А.Европейский центральный банк: Основные направления развития банковского сектора России// Деньги и кредит № 4 2006
  9. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики/Деньги и кредит №11 2005
  10. Ямпольский М.М. Основные направления денежно-кредитной политики на 2005 год// Деньги и кредит №11 2004

  

 

 

 

 

        

1 Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2002 с.65

2 Соколинский В.М. Государство и экономика – М. : Финансы и статистика 2002 с.68

3 Берже П. Денежный механизм. – М. – Прогресс, 2004, с.88

4 Соколинский В.М. Государство и экономика, 2002 с.66


Информация о работе Денежно-кредитная политика