Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования - определение основного круга проблем, имеющих непосредственное отношение к стабилизации национальной валюты Республики Казахстан - тенге. В первой главе затронуты теоретические основы возникновения денег, во второй главе рассмотрена современная денежная система Казахстана
Введение 3
1. Понятие денежной системы и денежных агрегатов 5
1.1Денежные агрегаты 6
1.2 Управление денежным обращением 9
1.3 Коммерческие банки. 10
2. Характеристика современной денежной системы Республики Казахстан 12
2.1. Возникновение и развитие национальной валюты- тенге 12
2.2. Анализ современного состояния денежной системы РК 15
2.3. Методы укрепления национальной валюты 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Расчеты должны быть планомерными и устойчивыми. В их основу положены следующие принципы: организации обязаны хранить свои денежные средства в банке: расчеты между ними осуществляются, как правило, без использования наличных денег; все документы, на основании которых совершаются безналичные расчеты используются для платежей через банк, органы связи и учреждения Народного банка; во в небанковском обороте могут циркулировать лишь общегосударственные кредитные орудия обращения (чеки, векселя, банковские билеты и другие).
В республике действует единая система платежей, осуществляемая через учреждения банков (безналичным путем) и наличным расчетом (через кассы субъектов). Сравнительно мелкие платежи организации имеют право оплачивать наличными из кассы, посредством почтовых переводов, либо наложенным платежом через организацию связи. Расчеты, проводимые организациями через банки, можно подразделить на:
Банк хранит денежные средства организаций на их банковских счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжение организаций по перечислению и выдаче со счетов и о проведении других операций, предусмотренными банковскими правилами.
Средства со счетов организаций списываются по распоряжению их владельцев. Без распоряжения организации списание средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, государственной налоговой службы и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Платежи со счетов организаций осуществляются в очередности, определяемой руководителем организации, если иное не предусмотрено законодательством.
Применяются следующие способы осуществления платежей и переводов денег:
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
По согласованию между
организациями могут
Эмиссия – выпуск государством банкнот, монет, ценных бумаг. Она может быть как в наличной, так и в безналичной формах.
Эмиссия, осуществляемая в наличной форме, представляет собой дополнительный выпуск в обращение банкнот и монет.
Одной из главных причин значительных объемов эмиссии наличных тенге в Казахстане является частичное замещение традиционных безналичных расчетов между предприятиями наличными, что, безусловно, можно считать отрицательным явлением. Однако уже 1995 г. ситуация начала улучшаться, в результате опережающего роста кассовых поступлений по сравнению с кассовыми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах касс банков.3
Эмиссия депозитных банков осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций. Сумма депозитов в банках составляет их потенциал для создания кредитных денег. Последние создаются, когда банк мобилизует вклады путем эмиссии чеков или предоставления займов.
Регулирование эмиссии депозитных банков осуществляется Нацбанком посредством контроля над таким денежным агрегатом, как денежная, и над мультипликацией денег.
Денежная база- это деньги, которые создает Национальный банк. Она включает в себя наличные деньги в обращении, обязательные резервы, в свою очередь, представляют собой часть депозитов банков, которые они должны в соответствии с установленным нормативом хранить на специальном счете в Национальном банке.
Национальный банк- единственный государственный орган, обладающий эмиссионным правом выпуска банкнот в стране, единственного законного платежного средства, обязательного к приему в оплату в долг. Они выпускаются в эмиссии Нацбанком в форме продажи банкам с получением безналичного эквивалента. Официальной денежной единицей Республики Казахстан является тенге.
Нацбанк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок их хранения, уничтожения и инкассации наличных денежных средств.
Банкноты и монеты, выпущенные в Республике Казахстан, должны иметь номинальный состав, форму и орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот и монет публикуются в печати.
Права на замену валюты имеет Верховный Совет Республики Казахстан. Право определения порядка, сроков и условий функционирования национальной валюты принадлежит Президенту Республики Казахстан.
Нацбанк устанавливает порядок определения обменного курса валюты Республики Казахстан к денежным единицам иностранных государств.
Оборот наличных денег происходит путем их постоянного возврата в кассы банков. На Нацбанк возложена организация налично-денежного обращения.В связи с вводом Республикой Казахстан собственных мощностей по производству денежных банкнот и выдачей лицензии на инкассацию коммерческим банкам ситуация с денежной наличностью кардинально изменилась по сравнению с периодом до 1996 г. Банки второго уровня получают подкрепление денежной наличностью в пределах остатка средств на корреспонтских счетах, при этом не устанавливается лимит остатка наличных денег в операционной кассе. 4
Величина денежного мультипликатора зависит от нормы обязательного резервирования, так как обязательные резервы не используются банками как источник кредитных ресурсов, а также от удельного веса от наличных денег в обращении. Это связано с тем, что наличные деньги в обращении, находясь вне банков, не мультиплизируется. Чем выше коэффициент мультипликации, тем больше денежная масса и меньше скорость ее обращения.
По идее, принцип работы коммерческих банков очень прост и доступен для понимания любого человека. Банк получает прибыль от того, что платит по вкладам по более низкой процентной ставке, чем та, которая устанавливается для кредитов и займов. Беря деньги в долг у населения (вклады), банк платит по этому долгу проценты, например 3% в год. Давая деньги в долг в виде кредитов и займов тем, кому они нужны, банк устанавливает на возврат сумм большую процентную ставку, например 4 или 5%. Разница и составляет прибыль банка, идущая на содержание персонала и помещений, а также на постепенное увеличение объема банковского капитала.
Термин «комерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «комерческий банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать другие сферы экономики и постепенно термин «комерческий» в названии банка утратил первоначальный смысл.Он обозначает «деловой» характер банка, его орентированность на обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.
Кредит (от латинского –ссуда,долг) представляет собой движение ссудного капитала, то есть временно свободных денежных средств, предоставляемых кредиторами на время друг-другу за определенное вознагрождение. Из этого можно заключить, что кредит – это своеобразный товар. Природа кредита сообразуется с природой денег, с их функциями – средства платежа и обращения. Другими словами, чтобы понять природу кредита,необходимо знать природу денег. Но, если природа денег и их использование в обществе связано с обменом товаров, то кредит как категория, связан непосредственно с самим производством товаров, с движением самих капиталов.
10 декабря 1991 г. открывается VII сессия Верховного Совета. 16 декабря на ней Верховный Совет принимает конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В нем провозглашается: «Статья 1. Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей территории и проводит внутреннюю и внешнюю политику. Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми, государствами на принципах международного права статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами. Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы РК, а также признанные ею нормы международного права»
Однако до конца 1993 г. Казахстан находился в рублевой зоне. Развитие денежной системы Казахстана можно выделить в три этапа:5
Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.
В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.
В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.
Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.
В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);
в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2
УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.
Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:
1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге.
3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения.
Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей»6.
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.