Денежные агрегаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования - определение основного круга проблем, имеющих непосредственное отношение к стабилизации национальной валюты Республики Казахстан - тенге. В первой главе затронуты теоретические основы возникновения денег, во второй главе рассмотрена современная денежная система Казахстана

Содержание

Введение 3
1. Понятие денежной системы и денежных агрегатов 5
1.1Денежные агрегаты 6
1.2 Управление денежным обращением 9
1.3 Коммерческие банки. 10
2. Характеристика современной денежной системы Республики Казахстан 12
2.1. Возникновение и развитие национальной валюты- тенге 12
2.2. Анализ современного состояния денежной системы РК 15
2.3. Методы укрепления национальной валюты 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Денежные агрегаты.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

В 2009 году деятельность Национального  Банка Казахстана в области платежных  систем была направлена на дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов в сфере осуществления платежей и переводов денег и механизмов надзора за платежными системами.

В целях повышения  операционной надежности и производственной эффективности платежных систем Национальный Банк в течение 2009 года проводил масштабную работу по переводу платежных систем на новую программно-техническую платформу. Новый программно-технический комплекс платежных систем состоит из следующих систем:

Межбанковской системы  переводов денег-2 (МСПД-2), Межбанковского клиринга-2 (МК-2) и Системы обмена банковскими сообщениями-4 (СОБС-4). Все компоненты новых платежных систем разработаны с учетом требований экономии и максимального использования ресурсов, обеспечения требуемого уровня защиты и доступности, а также совместимости со стандартами, применяемыми в финансовой сфере.

Для контроля безопасности рабочего места пользователя платежной  системы РГП «КЦМР» в 2009 году осуществлены проверки 11 пользователей платежных систем: АО «БТА Банк»; АО «Альянс Банк»; АО «Банк «Астана Финанс»; АО «Шинхан Банк Казахстан»; АО «АТФ Банк»; АО Казахстанская Ипотечная Компания»; АО «Евразийский Банк»; ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»; ДО АО «ВТБ Банк (Казахстан)»; ДБ АО «Сбербанк России»; АО«Хоум Кредит Банк».

В целом, по итогам 2009 года объем платежей через национальные платежные системы (Межбанковскую систему переводов денег и Систему межбанковского клиринга) составил 159 745,6 млрд. тенге, при этом количество безналичных платежей сложилось на уровне 25 924,4 тыс. транзакций. За последние десять лет объем платежей в платежных системах вырос по сравнению с 2001 годом по количеству в 2,4 раза и по сумме платежей в 15,6 раз (рисунок 1).11

Следует отметить, что  влияние мирового кризиса сказалось  на изменении объемов платежей через платежные системы Казахстана. Вместе с тем, принимаемые в 2009 году государством меры по поддержке банков второго уровня позволили снизить проблемы ликвидности в банковском секторе и способствовали росту объемов платежей в платежных системах Казахстана. Так, по сравнению с 2008 годом количество платежей в платежных системах увеличилось на 6,1% (на 1 481,4 тыс. транзакций), сумма платежей увеличилась на 12,6% (на 17 892,3 млрд. тенге) (рисунок 2).12

 

Наибольшая активность субъектов финансового сектора  при осуществлении платежей и переводов денег через национальные платежные системы в 2009 году наблюдалась при проведении операций с ценными бумагами резидентов Казахстана (41,4% от общего объема платежей), а также межбанковскими депозитами и переводами собственных средств банков и их клиентов (29,3% соответственно). Рост объемов платежей в основном был обусловлен увеличением объемов платежей по операциям с межбанковскими депозитами и переводами собственных средств банков и их клиентов на 82,9%.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось отметить стабильное развитие действующих платежных систем Казахстана, что характеризуется постоянным ростом объемов платежей и переводов денег. Вместе с тем, Национальным Банком постоянно ведется работа по совершенствованию платежных систем, повышению их эффективности и надежности, а также по минимизации рисков, возникающих при осуществлении платежей и переводов денег.

 

2.3. Методы укрепления национальной валюты

 

Наиболее полное исследование экономических  систем обеспечивается с помощью метода математического моделирования. Эффективность метода определяется зрелостью научных представлений об экономических процессах и уровнем развития математического аппарата. В экономической науке в самостоятельное направление было оформлено глобальное моделирование, изучающее проблемы глобального масштаба и позволяющее охватывать более длительный период времени и объем информации. Глобальное моделирование используется для оценки будущих последствий современных экономических процессов, раннего выявления проблем мирового развития, возможности их разрешения, обеспечение согласованности краткосрочного и долгосрочного анализа.

Экономические модели имеют сходную структуру, используют в основном общее информационное и математическое обеспечение, различия между ними, как правило, в формулировке начальных условий. Модели используются международными организациями Трансформация экономическом системы советского типа по существу является эволюционной сменой модели общественного развития и происходящие у нас процессы намного шире, чем просто экономические реформы, направленные на вывод из кризисного состояния национальной экономики.

Решение же такой сложной и многоплановой проблемы реформирования постсоциалистических стран основывается на пакете стабилизационных мер, рекомендуемых МВФ для развивающихся стран без учета специфических особенностей и закономерностей переходного периода. На наш взгляд, многие трудности реформирования экономики, в том числе и длительная рецессия производства, вызваны как непродуманностью логики и последовательности реализации отдельных мероприятий реформы, так и системными ошибками самой политики трансформации, которая опирается на неолиберально-монетаристскую концепцию.

Явное предостережение против прямого  заимствования международного опыта реформирования развивающихся стран и необходимости разработки теоретических основ переходной экономики содержится в работах ряда зарубежных экономистов. В них отмечается, что даже при наличии благоприятных условий успех экономической трансформации развивающихся стран был ограниченным. Так, Л. Тэйлор подчеркивает, что стандартный пакет антикризисных мер, который в целом оказался несостоятельным в развивающихся странах, в настоящее время широко используется в постсоциалистических.

Странам с переходной экономикой нельзя безоговорочно ориентироваться на абстрактные представления об экономических институтах развитых рыночных экономик, игнорировать глубокие исторические и институциональные различия между бывшими социалистическими и капиталистическими странами. Кроме того, как показывает международный опыт Экономического реформирования, экономический рост практически во всех странах, которые добились ощутимых успехов, явился результатом прежде всего усилий государства, результатом проводимой экономической политики, во многом принципиально отличающейся от рекомендаций МВФ. Поэтому оппоненты неолиберальной концепции считают, что решение проблем переходной экономики возможно только путем выработки таких программ преобразований, которые .учитывают специфические особенности конкретной страны, конкретного общества.

Для этого необходимо пересмотреть превалирующее в общественном мнении представление о роли государства в создании условий для экономического роста и преодоления экономического кризиса, достижения макроэкономической стабилизации и макроэкономического равновесия путем проведения рациональной денежно-кредитной, налоговой и бюджетной политики. Здесь уместен опыт ряда стран, которые реализовали в процессе своего реформирования стратегию опережающего развития - ФРГ, Японии, Южной Кореи и ряда других. Многие экономисты отмечают, что в этих странах в реформировании экономики активную роль играло государство.

При этом "...ни в коем случае не допускалось, чтобы достижение абстрактных монетаристских целей приводило к разрушению производственного аппарата".

В соответствии с этим макроэкономическая политика стран с переходной экономикой должна быть направлена не столько на безусловное подавление инфляции и достижение бездефицитного бюджета, что представляется нам задачей более отдаленного периода, сколько на правильное сочетание целей социально-экономического  развития  страны,   выделение   обеспечения экономического роста как главной цели экономической политики переходного периода. В этой связи Я. Корнай подчеркивает, что "... различие касается последовательности целей экономической политики .

Из монетарных методов регулирования  экономики в основном используется ограничение денежной массы. Результаты известмы: дефицит денежной массы, использование в экономическом обороте бартерных, клиринговых сделок, иностранной валюты, повсеместные неплатежи, высокие процентные ставки и т. д. Для того чтобы решить платежный кризис и обеспечить переход к экономическому росту без возобновления инфляции, необходимо использовать всё методы регулирования денежно-кредитной сферы - как монетарные, так и немонетарные.

Немонетарные методы регулирования  денежно-кредитной политики хорошо известны. Это:

    • налоговое стимулирование роста экономической активности, инвестиций и эффективности производства;
    • судебная административная защита прав акционеров, кредиторов и вкладчиков, обеспечивающая возвратность кредитов;
    • защита внутреннего, рынка от монополий;
    • стимулирование экспорта в целях укрепления платежного баланса и обменного курса, повышения масштаба и эффективности отечественного производства;
    • развитие инфраструктуры, образования, науки и техники.

Монетарные методы можно условно  разделить на методы, связанные с регулированием, во-первых, количества денег в обращении, во-вторых, ссудных рынков.

Что касается первого аспекта, то необходимо вспомнить уравнение количественной теории денег, согласно которому спрос на деньги равен их предложению. В компонентах спроса сидят неплатежи, бартер, клиринг. В компонентах предложения находятся различные денежные суррогаты. И те и другие замещают "законные" деньги. Поэтому замещение суррогатов национальной валютой -тенге - не приведет к избытку денежной массы. Вопрос состоит в том, как будет использоваться прирост денежной массы.

В первую очередь, государством должны быть погашены обязательства по выполненным, но неоплаченным государственным заказам, по зарплате в бюджетной сфере  и пенсиям. Во-вторых, необходимо установить контроль за прохождением бюджетных средств.

Что касается регулирований ссудных  рынков, то здесь следует исходить из того, что необходимо усилить  надзор со стороны НБК по осуществлению  процентной политики банками второго  уровня -и таким образом ликвидировать существующий разрыв между финансовым и реальным секторами экономики.

Предприятиям нужно  дать возможность привлекать кредиты  коммерческих банков для пополнения оборотных средств и финансирования инвестиционных программ на приемлемых для них условиях. Необходимо усилить надзор со стороны НБК по осуществлению процентной политики банками второго уровня - и таким образом снизить реальные процентные ставки, причем величина процентной ставки должна быть меньше уровня нормальной рентабельности предприятий.

Нужны меры по повышению ликвидности  коммерческих банков, для того, чтобы  они имели возможность направлять средства в реальную экономику. Сегодня коммерческие банки в значительной степени связаны с фиктивным капиталом, с государственными ценными бумагами. Национальный банк должен снизить реальную ставку рефинансирования и проводить операции на рынке ценных бумаг с целью увеличения ликвидных ресурсов банков, а не для перетягивания средств из кредитной системы в пользу государственного бюджета.

Вместе с тем государство должно регулировать не только предложение кредитных ресурсов, но и спрос на них, иначе невозможно будет добиться снижения процентных ставок. До настоящего времени государство регулировало в основном предложение кредитных ресурсов, проводя рестриктивную денежно-кредитную политику. Что касается регулирования спроса, на кредитные ресурсы, то оно фактически не осуществлялось, что не позволяло обеспечить их эффективное использование. Между тем в развитых рыночных экономиках широко используются системы монетарных и немонетарных рычагов ограничения спроса на" кредитные ресурсы. К немонетарным   относятся  процедуры   банкротства,   принудительного исполнения обязательств и уголовного преследования за растрату чужих Средств, умышленное банкротство и иные финансовые преступления с заемными средствами. Монетарные же включают дифференцирование нормативов страховых отчислений при предоставлении кредитов заемщикам разной категории платежеспособности.

Очевидно, в наших условиях необходимо использовать эти инструменты, иначе нельзя будет добиться снижения реальных процентных ставок без усиления инфляции.

 

Заключение

 

В заключении этой работы я хочу сказать что процессе возникновения  и развития денег имеется как  положительные так и отрицательные  моменты.

Миллионы людей ради денег шли на страшные преступления, погибали, кончали жизнь самоубийством, предавали и продавали. Казалось, что большая часть человечества живет ради денег, из-за денег и благодаря наличию денег.

Негативное влияние денег в  обществе было столь велико, что коммунисты, опираясь на учение К.Маркса, обещали после прихода к власти, избавить общество от этого понятия вообще.

Однако приход большевиков к  власти в России в 1917 году показал  утопичность подобной идеи - экономика не смогла обходится без денег.

Вместе с тем, приходится признать, что за 2,5 тысячи лет люди так и не разобрались в сущности денег, в тех причинах, которые одновременно определяют их необходимость и ведут к появлению зла и несправедливости.

Проанализировав все  вышесказанное в данной работе можно прийти к следующим выводам:

1.  Деньги представляют  из себя вторичную информацию, циркулирующую в системе денежного обращения -

2. Денежное обращение  в системе управления осуществляется  в форме кругооборота, состоящего  из товарного оборота денег, в котором используется деньги, выполняющие функцию платежа, и ряда оборотов оборотных денежных средств, информационно отличных от платежных денег, которые регулируют распределение ресурсов между производителями - потребителями второго уровня на основе общественной прибавочной стоимости.

Информация о работе Денежные агрегаты