Деятельность Центрального банка Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении деятельности Центрального Банка России, его функций и инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Задачи работы включают:
изучение основ деятельности ЦБ и сущности денежно-кредитной политики и роли ЦБ в ее реализации;
исследование денежно-кредитной политики на современном этапе;
анализ реализации денежно-кредитной политики ЦБ в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Центральный банк: функции, цели и инструменты деятельности
1.1 Центральный банк как субъект денежно-кредитной политики
.2 Основные методы реализации денежно-кредитной политики РФ центральным банком
.3 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка
Глава 2. Тенденции развития Денежно-кредитной политики
2.1 Современное состояние и анализ развития денежно-кредитной сферы и политики в Росийской Федерации
2.2 Направления и основные ориентиры денежно-кредитной политики в 2012 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список Использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая цб.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

 

Рис.8 Прирост  депозитов и вкладов, %

Несмотря на изменение ставок по вкладам, темпы  роста объемов депозитов (в годовом выражении) продолжают снижаться. Эта тенденция, в первую очередь, затронула рублевые депозиты. Если в начале прошлого года темпы роста вкладов в рублях составляли порядка 30% в год, то в начале текущего года они снизились до 19-20%. Отметим, что банки в большей степени заинтересованы в привлечении долгосрочных депозитов и именно по ним предлагают высокие ставки, в то время как население отдает предпочтение краткосрочным вкладам. По данным за февраль 2012г., прирост рублевых депозитов до востребования и сроком до 30 дней составил 4,5%, а вкладов сроком от 31 дня до 1 года - 2,8%. Объем долгосрочных депозитов увеличился всего на 0,5% (рис.8).

В последние  месяцы в условиях высокой нестабильности курса национальной валюты, население вновь обратило внимание на сбережения в иностранной валюте. При этом динамика объемов валютных депозитов сильно зависит от колебаний валютных курсов. С поправкой на изменение обменного курса (бивалютной корзины) объем вкладов увеличился в феврале на 2,6%, а за год прирост валютных депозитов в единицах бивалютной корзины составил 10,8%. В феврале 2012 года на денежной рынке сохранялся дефицит ликвидности, однако ситуация немного стабилизировалась (в том числе, за счет нехарактерного для этого периода активного расходования бюджетных средств). В марте, на фоне высоких налоговых обязательств, объем свободных денежных средств сократился, и процентные ставки на межбанковском рынке вновь начали расти. На протяжении большей части марта суммарный объем средств кредитных организаций на корр. счетах и на депозитных счетах в Банке России не превышал 900 млрд. рублей (в отдельные дни снижался до 700 млрд. руб.), а ставки денежного рынки в период налоговых выплат достигали 5,6-5,7%. Во избежание обострения ситуации на денежном рынке Банк России значительно расширил лимиты по операциям РЕПО (как недельного, так и однодневного). В целом в марте объем операций прямого РЕПО с ЦБ РФ составил 3,1 трлн. руб. (против 366 млрд. в феврале). Данные статистические данные представлены на рис.9.

Банк России продолжает совершенствовать инструменты  предоставления и абсорбирования ликвидности. Начиная с 10 апреля, система инструментов денежно-кредитной политики Банка  России дополнилась депозитными  аукционами на срок 1 неделя, максимальная процентная ставка по которым установлена в размере 4,75 %.

 

Рис.9 Тенденции  показателей банковской ликвидности, млрд.рублей

 

Также регулятор  заявил о своем намерении "отказаться от безусловного проведения аукционов  прямого РЕПО сроком 1 неделя и, начиная с 17 апреля 2012 года, еженедельно по вторникам будет проводить операции на аукционной основе на срок 1 неделя только в одном направлении: либо по предоставлению денежных средств (аукцион прямого РЕПО и ломбардный кредитный аукцион), либо по абсорбированию ликвидности (депозитный аукцион)". Указанное решение, по мнению регулятора, будет "способствовать ограничению волатильности процентных ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики Банка России".

 

2.2 Направления  и основные ориентиры денежно-кредитной политики в 2012 году

 

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В предстоящий  трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной  стратегии ставится задача снизить  инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной  политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие  на валютном рынке исключительно  с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное  сокращение прямого вмешательства  Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного  ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области  процентной политики Банк России будет  принимать, как правило, на ежемесячной  основе. Поскольку воздействие мер  денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Учитывая уроки  финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное  внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В целях поддержания  финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной  идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

Результативность  денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России будет придерживаться практики регулярного  разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями, и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Таким образом, в результате проведенного во второй главе курсовой работы анализа, можно  выделить следующие основные проблемы в денежно-кредитной сфере:

сокращение объемов  интервенции в последнее время;

высокий уровень  инфляции;

высокие уровни рисков банковского сектора;

колебания финансовой стабильности денежно-кредитной сферы  страны;

нестабильность  курса национальной валюты;

значительное  снижение темпов роста вкладов в рублях;

снижение темпов прироста объемов кредитования реального  сектора;

снижение показателя скорости обращения денег, рассчитанному  по денежному агрегату М2.

Для решения  данных проблем предлагаются следующие  рекомендации:

проведение валютных интервенций с целью поддержания национального курса;

поддержание стабильно  низких темпов роста цен путем  разработки новых направлений денежно-кредитной  политики и гибкого курсообразования;

строгое выполнение всех поставленных задач в разработанных на 2012-2014гг. направлениях денежно-кредитной политики;

своевременное регулирование размера ставки рефинансирования с целью регулирования денежной массы в обращении, а также  скорости обращения денег;

обеспечение прозрачности деятельности кредитных организаций;

выявление проблем  на ранних стадиях с целью оперативного вмешательства для их скорейшего разрешения;

налаживание бесперебойной  работы российской национальной платежной  системы;

своевременная идентификация и оценка принятых банками рисков;

разработка и внедрение новых законов и нормативных актов по совершенствованию банковской деятельности.

Рекомендации  являются социально и экономически обоснованными, так как результатами внедрения мероприятий будут  следующие:

снижение уровня инфляции;

рост объемов  интервенций;

увеличение темпов роста вкладов в рублях, а также  объемов кредитования реального  сектора;

увеличение стабильности курса национальной валюты (рубль);

слаженная и  бесперебойная работа участников денежно-кредитной  сферы.

 

Заключение

 

Ключевым документом в реализации денежно-кредитной политики в России выступают "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов".

В документе  Банк России явно обозначил свою главную  задачу на 2011-2013 гг. - удержание инфляции в границах 5-7% в год. При этом ЦБ РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса.

На мой взгляд, такая формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику (ДКП), не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей. В то же время, очевидно, что в среднесрочном периоде Банк России не сможет полностью отказаться от вмешательства в процесс курсообразования (помимо сглаживания волатильности) в силу высокой зависимости экономики РФ от внешнеэкономической конъюнктуры. Причем вмешательство Центробанка, по всей видимости, будет расширяться в периоды резких изменений спроса и предложения на валютном рынке. Мы считаем, что именно в такие периоды готовность ЦБ РФ к свободному курсообразованию будет проверена на практике.

Среди других ориентиров ДКП в среднесрочном периоде  можно выделить следующие:

повышение роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных ожиданиях (сужение коридора процентных ставок);

сворачивание  антикризисных мер;

консолидация  и капитализация в банковском секторе;

учет ситуации на финансовых рынках при проведении ДКП;

повышение прозрачности ДКП и совершенствование аналитической  работы.

Что касается прогнозов  макроэкономических показателей, содержащихся в Основных направлениях, то прирост  денежной базы в узком определении  в 2011 г. составит 7,7?19,4%. Международные резервы на конец 2011 г. могут достичь от 478 до 576 млрд долл. США. Прогноз строится в трех вариантах, при этом промежуточный вариант, основанный на цене на нефть в 2011 г. на уровне 75 долл./барр., соответствует макроэкономическому прогнозу Правительства РФ. В целом, прогноз Банка России является достаточно реалистичным. Выполнение плана по росту денежных агрегатов во многом будет зависеть от динамики потоков капитала. Во внесенном в ГД РФ варианте Основных направлений показатель оттока частного капитала из РФ за 2010 г. уже был увеличен с 9 до 22 млрд долл., что еще раз свидетельствует о плохой прогнозируемости данного показателя.

Кризис так  больно ударил по России, по ее фондовому  рынку, по ликвидности банков, предприятий  и организаций, по всему реальному сектору, по российским инвестициям потому, что в России нет рыночных фондов "длинных" денег, - везде преобладают "короткие" деньги, в том числе и на фондовом рынке. У нас нет "длинных" накопительных пенсионных денег. Нет современной страховой системы и главного вида страхования - страхования жизни, а потому страховые компании бедны и у них тоже нет "длинных" денег для инвестиционных вложений.

Информация о работе Деятельность Центрального банка Росии