Форфейтинг. Форфейтинговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание

Форфейтинг – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе – форфейтинге – от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 59.03 Кб (Скачать документ)

Введение

Форфейтинг – это покупка  долга, выраженного в оборотном  документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе – форфейтинге  – от обращения регрессивного  требования к кредитору при невозможности  получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства  происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

- в финансовых сделках  - в целях быстрой реализации  долгосрочных финансовых обязательств.

- в экспортных сделках  – для содействия поступлению  наличных денег экспортеру, предоставившему  кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать  и другие виды ценных бумаг. Важно  чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащие только абстрактное обязательство). 

Сегодня большие возможности  для казахстанских предприятий  открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая  не только продукт и сервис, соответствующий  принятым стандартам, но и условия  оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие  предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. В данной работе я  опишу наиболее часто используемый на Западе и развивающийся у нас  в стране финансовый инструмент - форфейтинг.

При согласовании экспортных поставок самым частым источником проблем  является дефицит денежных ресурсов у покупателя. Особенно это характерно для экспорта в развивающиеся  или нестабильные страны. Именно по этой причине разнообразные механизмы  средне- и долгосрочного торгового  финансирования пользуются столь активным спросом. Все это, а также сокращение издержек участников, влияние на денежное обращение и всеобщее распространение делают актуальной выбранную тему.

Казахстаннский рынок  обладает огромным потенциалом, но в  то же время сохраняет определенные трудности вследствие неразвитости банковской системы, существования  непонятных и сложных законов, так  же как и необычных бизнес-структур и этики. Компании-экспортеры, прорывающиеся  на казахстанский рынок, могут достигнуть больших продаж, но и столкнуться  со значительными трудностями.

Бизнес форфейтинговых отделов  коммерческих банков заключается в  отделении от любых торговых сделок всех рисков и позволяет экспортеру и импортеру сфокусироваться  на бизнесе, которые они ведут. Форфейтер  предоставляет услуги и советы для  того, чтобы исключить или материально  контролировать риски, таким образом, позволяя компаниям быть хозяевами  положения в их бизнесе в то время как они узнают новые  рынки в постоянно изменяющимся мире.

Все больше импортеров в  Казахстане стремятся выйти на международный  рынок для того, чтобы купить более  дешевое и качественное оборудование или продать собственную продукцию, пользующуюся спросом за рубежом, а  потому готовы платить за товар с  отсрочкой платежа большие деньги. Поскольку доступ к среднесрочному и долгосрочному финансированию в нашей стране ограничен и  дорогостоящ, импортер приводит выплаты  по контрактам в соответствии с получением доходов от проекта, заранее фиксируя процент за время пользования  кредитом.

В Казахстане пока форфейтинговые услуги оказываются в крайне ограниченных масштабах. Т.к. дефицит доверия к  казахстанским компаниям, даже тем, чье имя на слуху, является камнем преткновения для большинства импортеров, от которых зарубежные поставщики требуют  стопроцентную предоплату или надежные гарантии. По мнению экспертов, наилучшим  выходом из ситуации является так  называемое форфейтинговое финансирование, которое позволяет максимально эффективно структурировать внешнеэкономические операции.

Целью данной работы является понятие сущности форфейтинга, изучение технологии его осуществления, рассмотрение особенностей его использования  и выявление проблем и перспектив развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  и исторические аспекты форфейтинговых  операций

 

1.1 История возникновения  и развития форфейтинга

 

Форфейтинг возник после  второй мировой войны. Несколько  банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для  финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция  между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры  мировой торговли в пользу дорогостоящих  товаров с относительно большим  сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих  сделок.

По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а  также латиноамериканские страны стали  более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели  все труднее предоставляли кредиты  за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих  сделок. Основные европейские финансовые институты приняли на себя обязательства  по оплате за произведенные поставки и предоставили необходимое финансирование западным экспортерам. Первоначально  форфейтирование осуществлялось коммерческими  банками, но по мере увеличения объема операций “а-форфе” стали создаваться  также специализированные институты. В настоящее время значительная часть форфейтингового бизнеса  сконцентрирована в Великобритании, Швейцарии и Германии.

Производители, расположенные  на Западе, особенно в Западной Германии, с нетерпением ждали расширения своих рынков на так называемый коммунистический блок. Они были готовы предоставлять  финансирование на период до пяти лет  под импорт средств производства в эти страны..

Форфейтинг обладает существенными  достоинствами, что делает его привлекательной  формой среднесрочного финансирования. Основным достоинтсвом этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность  возрастает в связи с отказом  в некоторых странах от фиксированных  процентных ставок, хроническим недостатком  во многих развивающихся странах  валюты для оплаты импортируемых  товаров, ростом политических рисков некоторыми иными обязательсьвами.

 

1.2 Понятие форфейтинга,  его участники, объекты и инструменты

 

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Выкупаемое долговое обязательство  импортера обычно оформляется в  тех видах обязательств, которые  регулируются международными нормативными документами, и которые несут  в себе полное, безусловное, безотзывное  и полностью переводимое обязательство  с подтверждением банка или государственной структуры в стране импортера. Обязательство является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.

Форфейтинг интересен  всем, но ориентирован в основном на импортера. Экспортер заинтересован  сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с  поставщиком, предлагающим более простую  и удобную для импортера схему  финансирования. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее  вознаграждение, в чем и состоит  его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

Форфейтинг интересен  тем предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства  покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию  сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется  практически эксклюзивно для  финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее привлекательные  в плане торгового финансирования отрасли – это медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера  информационных технологий. То есть в  первую очередь те отрасли, которые  требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные  предпосылки для практической реализации. Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный  срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет).

К числу инструментов форфейтирования  принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий.

Наиболее удобным и  эффективным инструментом форфейтирования  за рубежом считается вексель: для  банка импортера нет необходимости  выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток  импортера найти ничтожные расхождения  в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать  цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

Сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный  или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств  оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

С  точки  зрения  форфейтера  принципиальное  неудобство   операций   с аккредитивом  заключается  в  следующем.  Дело  в  том,  что  этот  участник операции предполагает, что возмещение будет  осуществляться  периодически  и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и  остальным  участникам  - должнику и гаранту. Однако если частичные погашения  по векселям  могут  быть оформлены  отдельными документами, каждый из  которых  легко  обращается  при  желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в  единый документ в пользу бенефициара,  и  этот  документ  зачастую  не  может  быть продан без специального разрешения должника, что значительно  усложняет  всю операцию.

Также при использовании  векселей у экспортеров могут  возникнуть проблемы с налоговым  законодательством, ведь если следовать  ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной  формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку  нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив — нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства.

 

 

 

 

 

 

2. Техника совершения  форфейтинговой сделки

 

2.1 Технология  и этапы осуществления форфейтинговой  сделки

 

В сделке участвуют экспортер, импортер, а также два банка - банк-продавца и банк-покупателя.

Этапы осуществления форфейтинговой сделки:

1 этап - Инициация сделки.

Существует 2 возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер  и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его  банк. И это естественно, поскольку  для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров  инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще  до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может  определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать  размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно  определить цену контракта. Обращаясь  к форфейтору с просьбой о финансировании, экспортер информирует его: об импортере; типе и стоимости товара; предполагаемой дате его поставки; условиях выплаты  кредита, приемлемых для импортера; наличии гарантии исполнения обязательств импортером со стороны банка и  целом ряде других составляющих сделки. Экспортеру, прежде всего, интересна  стоимость услуг форфейтора, так  как эта стоимость напрямую влияет на цену экспортируемого товара. Форфейтор, как правило, имеет дело с банковским или суверенным риском, поэтому возможность  оценить риск есть всегда, ибо если такой возможности нет, то риск считается  неприемлемым. При первичном обращении к форфейтору экспортер обычно просит указать наименования приемлемых для форфейтора банков — эмитентов векселей и далее проводит работу с покупателем, исходя из полученной от форфейтора информации. Поскольку экспортер является «первичным кредитором» для своего покупателя, но также намерен продать этот долг после его возникновения, экспортер заинтересован в том, чтобы структурировать свой контракт с покупателем так, чтобы впоследствии без проблем и затруднений продать долг форфейтору.

Информация о работе Форфейтинг. Форфейтинговые операции