Формирование системы банкротства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.

Содержание

Введение 3
Формирования системы банкротства в РФ 5
Понятие банкротства, основные критерии и признаки 7
Причины банкротства предприятий 11
Методика анализа финансового состояния предприятия, оценка вероятности банкротства с диагностикой финансового состояния 13
Пути выхода из банкротства 24
Оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа банкротство.docx

— 605.84 Кб (Скачать документ)

Объективная потребность в приведении структуры  производства к реальному платежеспособному  спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью  создания и приведения в действие механизмов системы банкротства  в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего  народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения  при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается  при соблюдении следующих основных принципов [Рис. 1.3]:

установлении  единой стабильной и надежной для  всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или  банкротства предприятий;

предоставлении  возможности честным должникам  возобновления своей деятельности;

введении  системы безопасных мер при банкротстве  и экономическом спаде;

создании  системы мер для возрождения  бизнеса;

создании  механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства  должников в целях возможности  оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

создании  коммерческой и правовой систем для  поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

ограждении  правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

сохранении  в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных  предприятий, имеющих финансовые трудности;

создании  таких механизмов, которые будут  представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия  и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот  краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет  говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Функционирование  системы банкротств в России сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить, или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций. В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти [Рис. 1.4]. Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Несмотря на существование различий в подходах к системе банкротства разных стран, они так или иначе призваны обеспечить выполнение целей, стоящих перед системой банкротства. Эффективная реализация целей и задач системы банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Разработка их в Российской Федерации ведется с 1992 года [Рис. 1.5]. Следует констатировать, что большая часть российских предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников. В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице. Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок.

    3.1. Причины банкротства предприятий.

Как уже отмечалось, причинная зависимость  кризисных ситуаций, скрытая в  самом рыночном хозяйстве, вызвана  постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. Однако эта общая экономическая  предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия и  тем более для экономики в  целом, хотя история знает подобные всеобщие кризисы, которые стали  причиной банкротства экономики  в целом (экономические кризисы). Не обращаясь к экономической  теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу  факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации. Успехи и неудачи деятельности предприятия  следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них  предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят  от организации работы самого предприятия) [Рис. 1.6]. Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания. В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

1) размер и структура потребностей населения;

2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;

4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах потребления, предпочтениях одних товаров и отрицательном отношении к другим;

6) к внешним факторам банкротства следует отнести международную конкуренцию. Зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других — более совершенных технологий.

На финансовом положении большинства предприятий  негативно сказываются и последствия  общеэкономического спада, инфляции. Им часто сопутствует полоса слияний  и неожиданного возникновения иных конкурентов. Предприятие может  подвергнуться тяжелым испытаниям при неожиданных переменах в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа. Трудности такого рода весьма характерны для нашей страны. Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада. Не менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде. До 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям. Представляется, что неудачи фирм и предприятий России также связаны с влиянием этих факторов. Другие внутренние факторы, усиливающие кризисную ситуацию предприятия, таковы:

  • возникновение убытков предприятия, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента товарной продукции;
  • резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано массой причин, начиная с нерациональной структуры управления, раздутого штата управления, применения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.;
  • утрата уровня культуры производства и культуры предприятия вообще, которая включает квалифицированный состав персонала, технический уровень производства, психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;
  • наличие стимулов труда у персонала предприятия.

Итак, сотни  факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного  механизма функционирования предприятия. 
 

4. Методика анализа финансового состояния предприятия, оценка вероятности банкротства с диагностикой финансового состояния.

Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими  экономистами, как деятельность, необходимая  для преодоления состояния, угрожающего  существованию предприятия, при  котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется  повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления  угрожающей существованию предприятия  ситуации. При этом по мнению некоторых  исследователей происходит перенос  всего внимания на сиюминутные, краткосрочные  проблемы, одновременно связанные с  проведением жестких и быстрых  решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный  и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о  приближающемся переломном пункте и  разработать новый курс развития. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что делать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ [10] (Strength - сила; Weakness - слабость; Opportunity - возможности; Threat - угрозы). Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы. Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от:

  • соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
  • числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
  • интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
  • соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;
  • значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменения в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятия.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

а) задержки с предоставлением отчетности и  ее качество, что может свидетельствовать  либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может  говорить специалисту о неэффективности  финансового управления;

б) резкие изменения в структуре баланса  и отчета о финансовых результатах.

Нежелательными  являются резкие изменения любых  статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызывать:

  • резкое уменьшение денег на счетах (кстати, и увеличение денег может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);
  • увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
  • старение дебиторских счетов;
  • разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности;
  • увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
  • увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности);
  • снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия);
  • уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Информация о работе Формирование системы банкротства РФ