Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 19:46, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.
Введение 3
Формирования системы банкротства в РФ 5
Понятие банкротства, основные критерии и признаки 7
Причины банкротства предприятий 11
Методика анализа финансового состояния предприятия, оценка вероятности банкротства с диагностикой финансового состояния 13
Пути выхода из банкротства 24
Оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Нормальное ограничение , распространенное в экономической литературе, означает, что каждый день подлежат погашению 20% краткосрочных обязательств предприятия или, другими словами, в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (преимущественно за счет обеспечения равномерного поступления платежей от контрагентов) краткосрочная задолженность, имеющая место на отчетную дату, может быть погашена за 5 дней (1 : 0,2). Платежеспособность предприятия с учетом предстоящих поступлений от дебиторов характеризует коэффициент уточненной (текущей) ликвидности. Он показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности:
Нормальное ограничение означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. Для повышения уровня уточненной ликвидности необходимо способствовать росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, для чего следует увеличивать собственные оборотные средства и обоснованно снижать уровень запасов. Прогнозируемые платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) отражает коэффициент покрытия:
Нормальное ограничение показателя: .
Вероятность
банкротства предприятия – это
одна из оценочных характеристик
текущего состояния и обстановки
на исследуемом предприятии. Проводя
анализ вероятности ежемесячно, руководство
предприятия или
Х1 – оборотный капитал/сумма активов;
Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 – операционная прибыль/сумма активов;
Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;
Х5 – выручка/сумма активов.
Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.
Для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться следующей формулой, адаптированной к российской терминологии:
где Х4 – отношение уставного капитала фирмы к общей сумме активов.
Шкала вероятности банкротства
Значение Z | Вероятность банкротства |
менее 1,8 | очень высокая |
от 1,81 до 2,7 | высокая |
от 2,71 до 2,99 | средняя |
от 3,0 | низкая |
На основе
комплексного анализа финансового
состояния можно сделать
5. Пути выхода из банкротства.
Оздоровление
финансового положения
Основным
сводным документом финансового
оздоровления предприятия является
бизнес-план, в котором анализируются
процессы изменения предприятия, показывается,
каким образом руководство
В случае невозможности продолжения производства бизнес-план, видимо, будет способствовать поиску нового собственника, который взял бы риск вывода предприятия из состояния несостоятельности.
5.1. Оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия.
Если в структуре источников средств значительную часть занимает кредиторская задолженность - это крайне негативная тенденция. Именно в следствие большого объема кредиторской задолженности показатели ликвидности имеют значения ниже допустимых, что и определяет неплатежеспособность предприятия. В структуре самой кредиторской задолженности наибольший вес занимает задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Среди различных способов восстановления нормальной структуры баланса следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. Данная процедура регулируется постановлением Правительства РФ «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» от 3 сентября 1999 г. № 1002. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет) проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. Решение о реструктуризации принимается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (в лице территориального налогового органа) при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет может быть принято в отношении организаций, осуществляющих в течение 2 месяцев до 1 числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию полное внесение текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и имеющих положительное заключение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности. В случае принятия решения о реструктуризации задолженности ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет. С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов. Таким образом, существует юридически закрепленная возможность улучшить структуру баланса.
Среди
прочих оперативных мероприятий
следует отметить также ценовую
политику фирмы[13]. Если в условиях планово-распределительной
системы предприятие занимало практически
монопольное положение на рынке и не испытывало
недостатка в платежеспособном спросе
на свою продукцию, то с переходом на рыночные
отношения, на рынке появились более технологичные
конкуренты, которые смогли предложить
продукцию приемлемого качества по более
низкой цене и завоевать своего потребителя.
Предприятие оказалось не в состоянии
мобильно отреагировать на изменение
во внешней среде, что вызвало падение
производства и соответствующую недогрузку
мощностей. Неэффективное использование
основных фондов влечет за собой дополнительные
издержки в виде налога на имущество, которое
не приносит доход; а также прочих затрат
по обслуживанию простаивающего оборудования
и неиспользуемых площадей. В этих условиях
значительный эффект может принести так
называемая демпинговая ценовая политика,
направленная на вытеснение конкурентов.
Безусловно, данную тактику предприятие
не может применять долго, т.к. это связано
со значительными издержками. Однако расширение
рынка сбыта за счет захвата освободившихся
ниш позволит увеличить программу выпуска
продукции, загрузить оборудование и выйти
на проектные мощности. Максимальное использование
имеющихся ресурсов позволит получить
необходимую экономию на масштабе производства
и в дальнейшем поддерживать издержки
производства на достаточно низком уровне,
что сгладит неизбежное обратное повышение
цен. Необходимо также изменение ассортимента
выпускаемой продукции, чтобы максимально
удовлетворить запросы потребителей.
6. Заключение.
В условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме. В законе содержится четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Поэтому то и дело встречающиеся утверждения специалистов типа: "как видно из баланса, предприятие является банкротом" - ни что иное, как расхожий литературный оборот. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд[12] (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов). Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическое состояние еще может быть стабилизировано). Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов. Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: