Характерные черты деятельности банка в дореволюционный период(1914-1917г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения истории банковской системы нашей страны, а именно период становления банка Российской империи, обусловлена тем, что на современном этапе развития рынка банковских услуг в России существует необходимость изучения ее зарождения, истории становления и особенностей развития на прошлом этапе.

Содержание

Введение


1.Банковская система России до 1860г.


2.Становление и развитие Государственного банка Российской Империи:

А)1этап с 1860 г. по 1894 г.

Б)2этап с 1894 г. по 1914г.


3.Характерные черты деятельности банка в дореволюционный период(1914-1917г.г.)


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

дкб).docx

— 52.92 Кб (Скачать документ)

     10 июля 1859 г. по высочайшему повелению  в Петербурге были учреждены  комиссии по пересмотру банковской  и налоговой системы. Всего  их было четыре: Комиссия по  преобразованию Государственного  коммерческого банка, Комиссия  по земским банкам, Комиссия по  улучшению системы податей и  пошлин и Комиссия по составлению  правил для фабрик и заводов.  Состав банковских комиссий был  определен министром финансов  А.М. Княжевичем. В них вошли  наиболее крупные экономисты  и чиновники кредитно-финансовой  сферы.     Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный – 3 млн. рублей.

__________

1  Левичева И.Н. История создания Государственного банка России 

     Государственный банк был важнейшим звеном государственной  системы, органом проведения экономической  политики правительства. Являясь в  соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный  банк осуществлял через сеть своих  контор и отделений, а также через  коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор.  

     Согласно  Уставу 1860 г. Государственный банк был  создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной  системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное  финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных  банков. Помимо этого Государственный  банк выполнял функции, относившиеся к  аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный  дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства  Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы  России. При его поддержке создавались  акционерные банки и общества взаимного кредита.

     В деятельности Государственного банка  Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее.

     Операции  Государственного банка как банка  краткосрочного коммерческого кредита  должны были заключаться в учете  векселей и других срочных правительственных  и общественных процентных бумаг  и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.      

     Срок  выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и  более шести месяцев. Залогами могли  служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся  в залог по казенным подрядам и  откупам, а также золото и серебро  в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах  за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85% цены их по последнему биржевому курсу.2     

     Учет  векселей согласно уставу допускался только в случае, если они были основаны на торговых сделках. При этом в отличие  от Государственного коммерческого  банка, которому во избежание потерь запрещалось выдавать мелкие ссуды, Государственному банку разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их надежности.     

     По  Уставу Государственный банк был  подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением  Совета государственных кредитных  установлений. Принципиальные вопросы  по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную  канцелярию по кредитной части. "Непосредственным главным начальником" Государственного банка являлся Министр финансов.      

     Управление  всеми операциями и делами банка  и наблюдение за их производством  возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести  директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.  

_________

2 Родина. Российский исторический журнал. 2005. № 5. Специальный выпуск "История банковского дела в России"      

     При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который  состоял из Управляющего банком, его  товарища, двух директоров банка и  четырех членов от купечества. Председателем  комитета являлся Управляющий банком.      

     Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торговавших в  Санкт-Петербурге. В их обязанности  входила оценка поступавших для  учета векселей, оценка товаров для  предоставления подтоварных ссуд и  выяснение кредитоспособности клиентов.      

     Большую часть своих ресурсов в 1860–70-х  гг. Государственный банк вкладывал  в государственные и гарантированные  ценные бумаги. Кроме того, он выдавал  краткосрочные и долгосрочные ссуды  Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году.      

     Из  коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.      

     Кредитование  торгово-промышленного оборота происходило  в основном посредством учета  векселей и выдачи ссуд, под векселя. До середины 70-х годов учет векселей составлял в среднем 30-50 млн. руб. в год. С середины 70 до середины 80-х  годов операции по учету торговых векселей увеличились вдвое и  составляли в среднем 100 млн. руб. в  год. Через 10 лет в 1890 г. они достигли только 152,5 млн. рублей. Объем подтоварных  ссуд был крайне незначителен.      

     На  кредитование торгово-промышленного  оборота Государственный банк направлял  в 1866-1875 гг. до 28%, в 1875-1880 гг. до 53%, а затем  вплоть до 90-х гг. - до 63% своих коммерческих ресурсов.    

     В целях "упрочения денежной кредитной  системы" Государственный банк осуществлял  покупку и продажу тратт. Кроме  того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных  билетов на звонкую монету.      

     С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.       

     С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных  кредитных учреждений Государственный  банк стал интенсивно субсидировать  два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки  получали в результате выпуска закладных  листов. Убытки, которые возникали  при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б) 2этап с 1894 г. по 1914г.      

     Россия  вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его  в более сжатые сроки. Процесс  утверждения капитализма как  господствующей социально-экономической  системы проходил в конце XIX - начале XX века. В это время Министром  финансов был крупнейший государственный  деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте.      

     Главное внимание С.Ю.Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и  железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с  реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности  сельскохозяйственной. Основной капитал  банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. рублей.     

     Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий  на основе общей покровительственной  политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.    

     Уставом 1894 г. учетная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет. 3 
 
 

_________________________

3 Драган О.В. Реформа Государственного банка 1892-1894 гг.: европейский опыт и российская практика // Экономическая история: Ежегодник. 2005. М., 2005. С. 237-256.

              Задачей Государственного банка вместо "оживления торговых оборотов" стало "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Кроме того, он как и раньше должен был содействовать "упрочению денежной и кредитной системы".

         Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов.      

     Был введен новый вид ссуд - ссуды  через посредников (земства, частные  банки, общества и товарищества на началах  взаимности, артели, транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной  политикой, а с другой - предназначалась  для выдачи ссуд мелким землевладельцам  и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные  средства и на приобретение инвентаря.      

     Отменялось  всякое нормирование операций с ценными  бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.      

     Новый Устав внес изменения в организацию  управления Банком. Государственный  банк был выведен из-под надзора  Совета государственных кредитных  установлений и поставлен под  надзор Государственного контроля.     

     Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил  Правление, и Управляющего банком. В  состав Совета входили директор Особенной  канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской  конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.      

     Рост  коммерческих операций в Государственном  банке, начавшийся за год до принятия нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение  этого периода почти в три  раза возросла учетная операция. Произошло, правда в меньших размерах, увеличение специальных текущих счетов и  ссуд под процентные бумаги. Почти  в три раза возросли товарные ссуды  сельским хозяевам (на те же сроки 9,2 млн. руб. и 29,8 млн. руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным предприятиям (на те же сроки - 8,8 млн. и 16,7 млн. руб.).     

     Спустя  год после Высочайшего утверждения  нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В  ходе этой реформы - денежной реформы  Витте - Государственный банк стал эмиссионным  центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало  регулирование денежного обращения.      

     Подготовка  денежной реформы заняла полтора  десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями  валютного курса с помощью  девизной политики. В начале 1895 г. золотой  запас России составил 911,6 млн. рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в 1893-1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59%.     

     Эмиссионным центром страны Государственный  банк стал на основании Указа Николая II от 29 августа 1897 года. "Государственные  кредитные билеты, - гласил указ, - выпускаются  Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями  денежного обращения, под обеспечение  золотом; сумма золота, обеспечивающего  билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение  кредитных билетов, когда последняя  не превышает 600 миллионов рублей. Кредитные  билеты, находящиеся в обращении  свыше 600 миллионов рублей, должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 рублям в кредитных билетах  соответствовало обеспечение золотом  не менее одного империала".      

Информация о работе Характерные черты деятельности банка в дореволюционный период(1914-1917г.г.)