Инфляционные процессы и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть цели и инструменты инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание

Введение…………………………...…………………………………………………3
Понятие, социально-экономическая сущность, виды и типы инфляции……………………………………………………………………….….4
Понятие, социально-экономическая сущность и причины возникновения инфляции……………………………………………………………………..4
Виды и типы инфляции. Взаимосвязь инфляционных процессов с денежным оборотом и кредитом………………………………...………….8
Теоретические аспекты инфляции в работах зарубежных и российских экономистов………………………………………………………………...13
Инфляционные процессы в РФ………………………..………………………..16
Предпосылки возникновения и особенности проявления инфляционных процессов в СССР и РФ………………..…………………………………..16
Последствия инфляции для экономики и социальной сферы…………...19
Антиинфляционная политика государства и формы ее реализации…....22
Направления совершенствования антиинфляционной политики и перспективы финансовой стабилизации в России…………………………….26
Направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ……………………………………………………………...…………….26
Перспективы финансовой стабилизации в России……………………....27
Заключение…………………………………………………………………..……...33
Список литературы……………………………………………………..…………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ.docx

— 64.31 Кб (Скачать документ)

 

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону  усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности. В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных  ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение  конкурентоспособности, улучшение  инвестиционного климата, повышение  энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

В современной России стала  преобладать инфляция, вызванная  чрезмерными издержками (по сравнению  с инфляцией спроса). Около половины инфляционного потенциала зависит  от ценового фактора. В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро, увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.

Несмотря на структурные реформы, сохранились недостатки в экономике  – монополизм, отсутствие реальной рыночной конкуренции, топливно-сырьевая модель развития, зависимость от конъюнктуры  на мировых рынках, отсутствие диверсификации в развитии отраслей и внешнеэкономической  деятельности, значительный масштаб  теневой экономики.

В условиях финансово-экономического кризиса усилились макроэкономические факторы инфляции. Этому способствовало влияние мирового кризиса на российскую экономику и финансы в связи  со снижением мировых цен на нефть, что стимулировало сокращение экспорта, ухудшение платежного баланса, падение  промышленного производства и ВВП.

Главная проблема российской экономики состоит в том, что  с немонетарными причинами инфляции денежные власти борются исключительно  монетарными методами, снижая ликвидность  и конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики. Между тем необходимо эффективно использовать накопленный  инвестиционный потенциал в интересах  значительного повышения конкурентоспособности  российской экономики и благосостояния ее граждан.

Для обеспечения результативности регулирования факторов инфляции важное значение имеет системный подход к данной проблеме, исходным пунктом которого является уточнение понятия инфляции. Положительным явлением стало использование концепции инфляции как многофакторного процесса при принятии государственно-управляющих решений. При утверждении Правительством мер по снижению потребительских цен была подчеркнута зависимость инфляции не только от денежных, но и от неденежных факторов.

 

2.2 Последствия инфляции для экономики и социальной сферы

 

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (3-4% в год), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Негативные последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем:

  • инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения  доходов в пользу государства  возникает из монопольного права  печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание  называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может  получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному  налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих  денежных остатков.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной  инфляции всегда проигрывают кредиторы  и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить  потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает  объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приведет к сокращению реального  объема ВНП и ускорению инфляции;

  • высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости;
  • уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества;
  • относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей;
  • возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен;
  • снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов;
  • изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг;
  • в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей;
  • в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость;
  • происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.

 

 

2.3 Антиинфляционная политика государства и формы ее реализации

 

Учитывая  недостаточную эффективность ранее  применявшихся в России мер по снижению инфляции, Правительство Российской Федерации впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс. В дополнение к данному комплексу антиинфляционных мер, направленных на решение наиболее актуальных проблем, разработана на основе системного подхода долгосрочную комплексная программа снижения инфляции с учетом ее многофакторности и особенностей в России.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Многие направления предусматривают  воздействие на ценообразование. Например,  предусмотрено ограничение роста  регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.  Также прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные меры воздействия на ценообразование  – самое трудное направление  регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении. Например, цены повышаются на инновационную  продукцию, а также под влиянием монополистического сговора, мировых  цен и т. д. Такой рост цен стимулирует  инфляцию, если он закрепляется расширением  денежной массы в обращении.

Поскольку для реализации новой модели экономического развития России важна ценовая стабильность, разработана  научно обоснованная ценовая  политика. Она базируется на следующих  основных принципах:

• демонополизация  экономики и рынков;

• стимулирование рыночной конкуренции;

• правовое регулирование торговых наценок  посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг;

• жесткий  контроль за соблюдением установленных  предельных значений цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и  услуги ЖКХ и др.

Однако  меры по сдерживанию роста цен  должны сочетаться с другими направлениями  сдерживания инфляционного процесса.

В рассматриваемом  комплексе антиинфляционных мер  выделена проблема повышения доверия  населения к финансовым рынкам и  банковской системе в целях увеличения склонности населения к сбережениям  и замедления скорости обращения  денег. Субъективный фактор – доверие  населения существенно влияет на инфляционные ожидания. Для их снижения важно совершенствовать прозрачность информации и статистические показатели инфляции, соблюдать ее ежегодные  целевые ориентиры. С учетом мирового опыта целесообразно осуществлять мониторинг инфляционных ожиданий.

Для выполнения задачи повышения склонности населения  к сбережениям кроме фактора  доверия важен материальный стимул. Однако банковские депозитные ставки, как правило, ниже темпа инфляции, т. е. негативные. Получается, что вкладчик платит банку за хранение своих сбережений. Это противоречит мировой практике использования политики негативных процентных ставок в целях сдерживания  притока в банки обесценивающихся иностранных валют и повышения  курса национальных денежных единиц. Но в России иная ситуация и негативные депозитные ставки сдерживают увеличение ресурсов банков.

В настоящее  время большинство центральных  банков проводит свою денежно-кредитную  политику на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяет цену денег  в экономике. Банк России также исходит  из того, что основным ориентиром в  развитии системы инструментов его  денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Уже сейчас банк начинает проводить более активную процентную политику. Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие изменения в состоянии денежной сферы, то сейчас банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию.

Утвержденный  Правительством комплекс антиинфляционных мер предусматривает проведение консервативной денежной и бюджетной  политики. Поставлена задача замедления роста денежного предложения. Это  важное направление нейтрализации  избыточного денежного предложения  в количественном аспекте целесообразно  дополнить с учетом качественных критериев оценки формирования денежной массы в обращении.

Также актуальна установка не на замедление, а на регулирование денежного предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Для анализа функциональных связей денежного предложения и спроса предприятий, населения, бюджета, финансового рынка, банков применяются различные формулы.

При вступлении России в  качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной  программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

• проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения  конкурентоспособности России в  условиях вступления в ВТО;

• снижение зависимости экономического роста  и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых  рынков;

• увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;

• активное противостояние коррупции и теневой  экономики, которая, по оценкам Роскомстата  и МВД, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно;

• сдерживание  «бегства» капитала за рубеж, которое  продолжается, хотя и в меньших  масштабах;

• дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение  контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;

• повышение  качества экономической политики с  учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность  новых инвестиций на 30%;

• восстановление доверия в российском обществе –  к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию  сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации  комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа  снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного  регулирования и принципе партнерства  государства и бизнеса в целях  разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.

 

Глава 3 Направления совершенствования  антиинфляционной политики и перспективы  финансовой стабилизации в России

 

3.1 Направления совершенствования  антиинфляционной политики  в  РФ

 

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. Основной  принцип борьбы с инфляцией - уничтожение  ее источников. Можно сказать, что  наше государство  пока справляется с намеченными  целями по борьбе с инфляцией. Существуют также пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

Информация о работе Инфляционные процессы и антиинфляционная политика