Инфляционные процессы и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть цели и инструменты инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание

Введение…………………………...…………………………………………………3
Понятие, социально-экономическая сущность, виды и типы инфляции……………………………………………………………………….….4
Понятие, социально-экономическая сущность и причины возникновения инфляции……………………………………………………………………..4
Виды и типы инфляции. Взаимосвязь инфляционных процессов с денежным оборотом и кредитом………………………………...………….8
Теоретические аспекты инфляции в работах зарубежных и российских экономистов………………………………………………………………...13
Инфляционные процессы в РФ………………………..………………………..16
Предпосылки возникновения и особенности проявления инфляционных процессов в СССР и РФ………………..…………………………………..16
Последствия инфляции для экономики и социальной сферы…………...19
Антиинфляционная политика государства и формы ее реализации…....22
Направления совершенствования антиинфляционной политики и перспективы финансовой стабилизации в России…………………………….26
Направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ……………………………………………………………...…………….26
Перспективы финансовой стабилизации в России……………………....27
Заключение…………………………………………………………………..……...33
Список литературы……………………………………………………..…………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ.docx

— 64.31 Кб (Скачать документ)
  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий. При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране;
  • ужесточение антимонопольного законодательства;
  • введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
    • перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок.

 

3.2 Перспективы финансовой  стабилизации в России

 

Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач  экономической политики любого государства  с рыночной экономикой.

Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.

Только стабилизация рубля  может дать ожидаемый эффект –  повысить производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.

Антиинфляционная политика денежных властей должна быть нацелена на поддержание макроэкономической сбалансированности и, одновременно, на стимулирование развития реального  сектора экономики. Для эффективного управления инфляционным процессом  необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация концепции устойчивого развития экономики России.

Одной из главных мер в  этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал промышленных предприятий.

Ключевой проблемой при  определении модели реализации денежно-кредитной  политики является взаимосвязь между  инфляцией и другими параметрами  социально-экономического  развития.  Банк  России исходит  из  того,  что  низкая инфляция создает условия  для обеспечения устойчивости  рубля,  формирования  позитивных  ожиданий  субъектов  экономики, снижения  рисков  и  принятия  адекватных решений  относительно  потребительских расходов,  сбережений  и  инвестиционной деятельности, и  поэтому главной целью национальной  денежно-кредитной  политики является  снижение  инфляции  до  запланированного уровня. Однако необходимо понимать, что  при проведении политики, направленной на снижение темпов инфляции, важно  найти некий баланс между стабилизацией  ожиданий  экономических  агентов  и  предотвращением  чрезмерного  сжатия совокупного спроса, т.е. антиинфляционная политика  денежных  властей  должна  быть нацелена на поддержание макроэкономической сбалансированности и, одновременно, на стимулирование развития реального сектора экономики.

Для  включения  регулирования  инфляционного  обесценения  денег  в  теорию инфляции наиболее эффективна  ее  воспроизводственная  концепция  как  многофакторного социально-экономического  процесса.

Такой  подход позволяет  разработать  комплексную  модель регулирования  инфляции  с  учетом  ее  монетарных и немонетарных факторов, вызывающих  нарушение  макроэкономического  равновесия.  Рассмотрение  инфляции  как многофакторного  процесса  предполагает анализ воздействия как  отдельных факторов на инфляционный процесс, так и совокупности,  учитывая  возможность  их  взаимовлияний.

Спрос  на  деньги  в  последние  годы, как  известно,  в  значительной  степени определялся  внешнеэкономическими  факторами. В  то же время позитивные тенденции  развития  национальной  экономики: снижение  инфляции  и  инфляционных ожиданий,  увеличение  доходов  населения способствуют  повышению  спроса  на  национальную  валюту.

  Спрос  и  предложение  денег  в  современных  российских  условиях  формировались главных  образом  под  влиянием  курсовой политики.  Поэтому  главный  резерв  повышения  эффективности  антиинфляционной политики  со  стороны  Банка  России  был в  проведении  сбалансированной  и  предсказуемой  политики  валютного  курса.

Банк  России  предполагает,  что  в  условиях благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  в среднесрочной перспективе  укрепление рубля будет способствовать  переориентации  экономических агентов,  при  вложении  средств,  с  иностранной  валюты на национальную. В этом случае повышение привлекательности  активов,  номинированных в  рублях,  сопровождающееся  ростом  вкладов  в национальной валюте и их срочности, может придать  дополнительный  импульс  к  более  интенсивному снижению  скорости  обращения  и,  соответственно, росту  спроса на деньги.

Несмотря  на  значительные  достижения Банка  России  в  стабилизации  функционирования  валютного  рынка,  волатильность курса  рубля  остается  достаточно  высокой, что  особенно  проявилось  в  условиях  финансового  кризиса сентября-октября 2008 г.

Сглаживание резких колебаний  курса рубля по отношению к  доллару и евро, ползучая девальвация  в  целях  поощрения  экспорта, т.е. политика «слабого» рубля, безусловно, снижают  эффективность  регулирования  инфляции.

Формирование  оптимальной  структуры  денежной  массы  является  приоритетной  задачей  денежно-кредитной  (антиинфляционной)  политики  Банка  России.

Денежно-кредитная политика должна быть ориентирована на повышение  уровня мультипликатора  денежной  базы,  которое может быть реализовано, главным  образом,  через  активизацию  кредитования реального сектора  экономики.

Временные  лаги  реакции  цен  на шоки денежного предложения  в результате недавнего  финансового  кризиса  существенно  сократились,  главным  образом, вследствие  ослабления  финансовых  рынков.

Ключевое  место  в  регулировании инфляции  занимают  мероприятия  по  совершенствованию  бюджетно-налоговой политики,  направленные  на  укрепление бюджетной  системы  и  эффективный  контроль  за  их  исполнением.  Налоги,  составляющие  основу  доходной  части  бюджета, должны  более  эффективно  использоваться как  инструмент  антиинфляционной  политики. В этом направлении налоговая  политика  эффективна,  если  она  нацелена  не только на фискальные ориентиры, но и на стимулирование  экономического  развития в  целом  путем  уменьшения  налогового бремени,  на  совершенствование  налогового  администрирования,  на  повышение собираемости налогов.

В целом, актуальна оптимизация  существующей  системы  налогообложения  по  следующим  основным направлениям:  во-первых,  сокращение количества взимаемых налогов; во-вторых, пересмотр  налоговых  платежей,  включаемых  в  себестоимость  продукции,  которые стимулируют  повышение  цен;  в-третьих, регулярная  переоценка  основных  фондов; в-четвертых, оптимизация системы косвенного налогообложения.

  Не менее важными антиинфляционными  инструментами бюджетно-налоговой  политики  являются сокращение (ликвидация) государственной задолженности  перед  бюджетополучателями,  отраслями  экономики  по  госзаказам; регулирование межбюджетных отношений.

Важным направлением антиинфляционной политики является оптимизация внутреннего  и внешнего долга государства, который  представляет  угрозу  ценовой  стабильности,  создавая  дополнительную  нагрузку на бюджет в связи с его  обслуживанием и составляя существенную долю бюджетных расходов.

Все  вышеперечисленные  мероприятия  бюджетно-налоговой  политики должны  быть  четко  взаимоувязаны  с денежно-кредитной  политикой  как  при  ее формировании, так и на стадии реализации.

Положительным моментом в  реализации антиинфляционной политики является признание в последние  годы многофакторности инфляции, что  нашло отражение в соответствующих  программных  документах Банка России и Правительства РФ.

Регулирование  цен,  безусловно,  самое сложное направление антиинфляционной политики. С 2000 г. рост цен и тарифов  в  отраслях  естественных  монополий  стал ведущим  фактором  обесценения  денег.

Объектом  регулирования  являются и  внешние  факторы  инфляции,  значение которых  возросло  в  условиях  либерализации  внешнеэкономической  деятельности России.

   Регулирование  внешних  факторов инфляции  требует  разработки  стратегии международных валютных и кредитных отношений России.

Существующие  тенденции  развития  национальной  экономики  (денежно-кредитной  сферы),  необходимость  постоянного  совершенствования  методов экономической  политики,  а  главным образом,  неспособность  Банка  России  и Правительства  РФ  в  течение  последних лет  каким-либо  образом  активизировать антиинфляционную  политику,  подталкивают  экономические  власти  к  изменению существующих  подходов  и  механизмов инфляционного  регулирования.

  Наиболее оптимальным  вариантом  активизации антиинфляционной  (и  в  целом  денежно-кредитной) политики, по мнению представителей денежных властей, является переход  к  принципам  прямого  таргетирования инфляции.

Рассматривая  макроэкономические условия эффективной реализации таргетирования инфляции, можно сделать  однозначный вывод о нецелесообразности введения этого режима денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе. Торговая открытость российской экономики, безусловно,  будет  препятствовать  полноценной реализации таргетирования инфляции.

Таким  образом,  инструменты  денежной кредитной политики (в том  числе процентная политика) в современной  ситуации не смогут существенным образом  повлиять на динамику цен.

 Систематическое  невыполнение  поставленных целей по инфляции  позволяет говорить о неадекватности  применяемых Банком России эконометрических  моделей, несовершенстве  применяемого  аналитического  инструментария.  К  тому  же  многие исследователи   ставят  под  сомнение  саму  возможность  адекватного   описания  структуры и моделирования  экономики переходного периода. 

Одним  из  главных  условий  успешной  реализации  таргетирования  инфляции является сбалансированность бюджета. Федеральный  бюджет России не обладает таким качеством. Существующая профицитность бюджета  была связана, главным образом, с  благоприятной ценовой конъюнктурой  на  мировом  рынке  энергоносителей.  Продолжающееся  падение мировых  цен  на  нефть,  которые в среднесрочной  перспективе  возможно  достигнут средне-исторического  уровня,  вызовет  необходимость привлечения дополнительных денежных  средств  из  соответствующих фондов,  а  при  их  исчерпании  бюджет  РФ будет дефицитным.

Ключевым  условием  эффективной  реализации таргетирования инфляции является возможность денежных властей управлять  конечной  целью  денежно-кредитной  политики  (инфляцией)  посредством  существующего  набора  инструментов.  Проводимые  Банком  России  мероприятия  по повышению  эффективности  обязательных резервных  требований  как  инструмента  денежно-кредитной  политики  не будут иметь какого-либо фундаментального значения.

Организационно-правовые  условия введения  режима  прямого  таргетирования инфляции  определяются  двумя  аспектами: во-первых,  открытостью  и  транспарентностью  денежно-кредитной  политики,  во-вторых,  независимым  статусом  Центрального Банка.

Слабость организационно-правовых  условий  эффективности  таргетирования  инфляции приводит к тому, что Банк России обладает небольшим доверием со стороны рынка.

Вывод,  который  можно  сделать  в результате анализа  существующих макроэкономических  условий,  организационно-правовых  аспектов  заключается  в  неготовности  Банка  России  в  среднесрочной  перспективе  перейти  к  режиму  таргетирования  инфляции.

Для  эффективного  управления  инфляционным процессом необходимо также противостоять  «теневой»  экономике,  контролирующей,  по  различным  оценкам,  до 40% ВВП  России.

В целом, для эффективного управления инфляционным процессом  необходимы формирование  цивилизованных  рыночных отношений и реализация концепции устойчивого развития экономики России. Одной из  главных  мер  в  этом  направлении  является  активизация  инвестиций  в  основной капитал промышленных предприятий.

 

Заключение

 

Инфляция - один из самых  болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему  в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  государства периодически проводить  денежные реформы - преобразования в  сфере денежного обращения для  упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени  обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения  сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической  основы, компетенции денежных властей.

Как свидетельствует мировой  опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание  комплекса рыночных и государственных  методов.

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой  в этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней  и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть  бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении  налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики  путем уменьшения налогового бремени  до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Информация о работе Инфляционные процессы и антиинфляционная политика