Ипотечное кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:39, дипломная работа

Описание

Основная цель данного исследования заключается в выявлении проблем и оценке перспектив дальнейшего развития ипотечного кредитования в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

a изучаются теоретические основы ипотечного кредитования,

a определяется сущность, значение и классификация ипотечных кредитов, субъектов и объектов ипотечного кредитования,

a раскрываются сущность зарубежных моделей ипотечного кредитования, основные принципы особенности формирования системы ипотечного кредитования в РФ, а также общий подход к определению эффективности ипотечного кредитования,

a дается краткая характеристика АК СБ РФ(ОАО);

a анализируются основные ипотечные программы СБ РФ и оценивается их эффективность;

Содержание

Введение

1. Теоретические основы ипотечного кредитования

1.1 Понятие и сущность ипотечного кредитования

1.2 Основные зарубежные модели ипотечного кредитования

1.3 Особенности ипотечного кредитования коммерческими банками в РФ

2. Анализ ипотечного кредитования в АК СБ РФ (ОАО)

2.1 Краткая характеристика АК СБ РФ (ОАО)

2.2 Деятельность АК СБ РФ (ОАО) на рынке ипотечного кредитования

2.3 Оценка заемщика в рамках ипотечного кредитования в АК СБ РФ (ОАО)

3. Перспективы развития ипотечного кредитования в АК СБ РФ (ОАО)

3.1 Основные проблемы и способы улучшения условий ипотечного кредитования в АК СБ РФ (ОАО)

3.2 Рекомендации по совершенствованию ипотечного кредитования в АК СБ РФ (ОАО)

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом ипотека.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

И, наконец, для успешного функционирования ипотечных программ, в нынешних условиях быстрого развития розничных кредитов, АК СБ РФ необходимо разработать стратегию выхода на рынок, систему анализа рисков и технологию выдачи кредита.

Разрабатываемые АК СБ РФ программы ипотечного кредитования, активно продвигаемые в регионах, в том числе и в Тульской области, должны быть универсальны и воспроизводимы в любом регионе, темпы и масштабы развития ипотеки на основе используемых банком программ должны определяться в первую очередь наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложения.

В России ипотека доступна сегодня в первую очередь гражданам со средними доходами — иными словами, имеющим постоянную и неплохо оплачиваемую работу. Как правило, это молодые и перспективные люди, что важно, учитывая долгосрочность кредита. Судя по результатам опросов и анализа обращений в банк, особый интерес к ипотеке проявляют россияне в возрасте от 18 до 34 лет.

Реальным импульсом активизации ипотечных программ может послужить снижение единого социального налога. Это приведет к легализации значительной доли доходов населения, что позволит банкам более уверенно кредитовать граждан.

Весьма интересным проектом Сбербанка России в городе Туле на пути реализации механизма ипотечного кредитования является его соглашение с московским ЗАО «МежРегионИнвестСтрой» – инвестором – застройщиком жилого комплекса «Платоновский лес». По этому соглашению для клиентов, которые хотят приобрести квартиры в новых домах, предусмотрены дополнительные льготные условия кредитования, так как строительство комплекса осуществляется при финансовой поддержке Среднерусского Банка Сбербанка России. Такая форма кредита именуется «Ипотечный плюс», а процентная ставка после регистрации покупки будет еще на 1% меньше. Причем до момента сдачи дома в эксплуатацию поручителем по кредиту является фирма, осуществляющая застройку.[25,с.6]

АК СБ РФ (ОАО) так же выдает кредиты «Молодая семья», которые имеют следующие преимущества:

- при выдаче кредита Созаемщикам – членам молодой семьи и их родителям – размер кредита существенно возрастает, так как определяется исходя из их суммарной платежеспособности;

- при анализе платежеспособности членов молодой семьи и их родителей наряду с доходом по основному месту работы в ряде случаев может учитываться их дополнительный доход, что также влияет на сумму кредита в сторону увеличения;

- для молодых семей с детьми максимальная сумма кредита увеличена до 90% стоимости объекта недвижимости, что позволяет приобрести жилье с минимальными собственными накоплениями;

- недвижимое имущество принимается в залог на полную покупную (сметную, инвестиционную) стоимость, т.е. без применения понижающего коэффициента;

- возможно установление на период строительства и/или при рождении ребенка отсрочки погашения основного долга на общий срок не более 5 лет с увеличением срока кредитования (максимально до 20 лет).

Понимая важность развития ипотеки в нашей стране, многие российские банки уже вплотную подошли к решению об участии в этих программах, или уже приступили к их реализации.

Очень интересен для РФ и АК СБ РФ в частности и зарубежный опыт. Американская модель уже работает на российском рынке. Программа "ДельтаКредит" создавалась и начала осуществляться задолго до принятия пакета необходимых законов и нормативных актов. Идет успешное сотрудничество с российскими банками в существующих на сегодняшний день условиях. На состоявшемся в марте текущего года в Банке России совещании российско-германской межправительственной группы обсуждалась возможность участия в российских проектах и европейских ипотечных структур. Коллегам из Германии, предложено в ближайшее время рассмотреть возможность внедрения в России пилотных проектов, использующих многолетний опыт ипотечного кредитования. Многие российские банки готовы стать соинвесторами или операторами таких программ.

Ипотека в России, безусловно, составляет не столь значительную долю ВВП по сравнению со странами Европы и США, но под влиянием глобального ипотечного кризиса и кризиса ликвидности ситуация на рынке изменилась. Развитие российской системы ипотечного кредитования зависит от постоянного притока ресурсов в банковский сектор, являющийся основным источником для рефинансирования выданных займов. Глобальный кризис ликвидности способствовал росту требований, предъявляемых к новым партиям закладных инструментов, уходу с рынка части игроков снизил, снижению объемов поступления средств и темпов ипотечного кредитования.

Опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что при правильной организации и ведении взвешенной государственной политики ипотека постепенно трансформируется в самофинансируемую систему, которая обеспечивает и определяет функционирование рынка жилья.

В настоящее время возрастает роль института ипотечного кредитования в системе обеспечения механизма приобретения жилья; при правильной организации и ведении взвешенной государственной политики ипотека постепенно трансформируется в самофинансируемую систему, которая обеспечивает: возможность оздоровления экономики посредством вовлечения капиталов в виде недвижимости в хозяйственный оборот через механизмы залога, вторичный рынок закладных ценных бумаг; возможность сдерживания инфляции за счет аккумуляции значительной части денежных средств; возможность сокращения оттока капиталов за рубеж, поскольку денежные средства населения, включаемые в недвижимость, фактически включаются в развитие села, города, местного строительного комплекса, в создание и поддержку рабочих мест; применительно к работе банков позволяет сделать шаг к общепринятой в мире системе обеспечения гарантий возвратности кредитов посредством освоения технологии кредитования под залог, в особенности под залог недвижимости.

Формирование целостной структуры организации рынка жилья в России подразумевает модернизацию институциональной системы жилищного кредитования на основе новых форм взаимодействия финансовых институтов и государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеющих объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях. Вследствие недостатка средств местных бюджетов не все граждане могут получить ипотечный кредит для покупки жилья в рамках федеральных, региональных или городских программ; для развития системы ипотечного кредитования строительные организации, объединяясь с коммерческими банками, риэлтерскими фирмами, страховыми компаниями должны расширять механизмы взаимодействия в целях разработки новых форм предоставления ипотечных кредитов для разных слоев населения на основе использования организационных, маркетинговых и инновационных финансовых инструментов.

Модернизация институционального механизма взаимодействия субъектов рынка ипотечного кредитования (банков, страховых компаний, заемщиков, строительных организаций, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, государства и др.), направленного на обеспечение доступности систем ипотечного кредитования для всех слоев населения основывается на формировании дифференцированного подхода к условиям предоставления кредита с учетом схем государственной поддержки, а также разработке новых инструментов оценки качества кредитов и выявления рисков ипотечного кредитования.

Государственное стимулирование развития ипотечного кредитования может стать одним из основных направлений достижения реального экономического роста вследствие того, что приобретение жилья за счет ипотечного кредита является инвестицией в капитальные активы. В период кредитования происходит вынужденное сокращение текущего потребления заемщиками, а кредит берется под будущие доходы, вследствие этого происходит определенное повышение спроса на жилье; это позволило доказать, что инвестирование в ипотечную систему за счет проведения дополнительной эмиссии денежными властями сверх запланированного объема не скажется на росте цен и темпах инфляции, следовательно, экономическая политика, направленная на развитие системы ипотечного кредитования, особенно эффективна в странах с ростоформирующей экономикой.

К настоящему моменту в России созданы условия и предпосылки, как на федеральном, так и на региональном уровнях для модернизации институционального механизма ипотечного кредитования. Российский рынок ипотеки по-прежнему привязан к ресурсам западной банковской системы как основному источнику рефинансирования выданных займов. Вследствие развития глобального финансового кризиса на рынке ипотечного кредитования этот канал оказался перекрыт высокими требованиями, предъявляемыми к новым партиям закладных, на российском рынке произошло сокращение количества банков и ипотечных программ. Ипотечное кредитование свернули банки, испытывающие проблемы с ликвидностью, темпы развития ипотеки существенно снизились, а условия предоставления займов усложнились.

Например, банк «ВТБ 24» повысил ставки по всем видам ипотечных кредитов на 0,5%, до 12,2-14,95% годовых, повышение ставок по ипотеке произошло в «Альфа-банке», «Абсолют Банке», «Росевробанке», «Первом чешско-российском банке», «Транскредитбанке» и др. В этой части исследования определяется, что причиной повышения ставок по ипотеке является не только неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках. Важнейшим фактором, обусловивших рост ставок по ипотеке, стало решение крупнейшей рефинансирующей организации на российском рынке (АИЖК) об увеличении ставок с 15 сентября 2008 г.

Изменение политики АИЖК было связано с ростом количества просроченных кредитов, поэтому механизм развития ипотеки вернулся к тем параметрам, которые предъявлялись к займам в начале развития этого вида кредитования. Банки должны будут повысить качество оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков и недвижимости.

Главная цель изменения институционального механизма развития ипотеки состоит в оздоровлении кредитных портфелей российских банков и предупреждение кризиса неплатежей за счет снижения рисков. Главной задачей регулирования развития ипотечной системы кредитования сегодня является предотвращение отрицательной динамики доступности кредитов для основной массы платежеспособных заемщиков. Несмотря на возможное сужение круга потенциальных заемщиков и кредиторов, ужесточение стандартов позитивно скажется на формировании системы управления рисками на основе более четкого выявления платежеспособных заемщиков.

Стремительное повышение ставок крупными российскими банками вызвано стремлением сохранить финансовую устойчивость в условиях кризиса ликвидности и роста стоимости денежных ресурсов. Вместе с тем, радикальной реструктуризации российского рынка пока не произошло: с рынка ушли банки, у которых не было ресурсов для развития долгосрочных кредитных проектов и инструментов управления рисками. Наиболее системно преодолевают ситуацию с кризисом ликвидности финансово-кредитные институты, имеющие развитую филиальную сеть и четкие механизмы привлечения ресурсов. В ближайшее время российские банки либо улучшат условия по своим программам, либо их сократят.

Сегодня ужесточились условия кредитования, система оценки и отбора новых заемщиков, при этом с осени 2007 г. по настоящее время банки подняли ставки по ипотечным программам на 0,5–2,5%. Кредиты с большим первоначальным взносом и на сравнительно небольшой срок (до пяти лет) подорожали незначительно, например, ВТБ 24 выдает такие кредиты под 9,7% годовых в долларах (увеличение на 0,7% ), но в сегменте более рисковых займов, выдаваемых на длительный срок и с минимальным первоначальным взносом, ставки в некоторых случаях они достигают 15% годовых в валюте.

Вместе с тем, сегодня банки определяют надежность заемщика не только и не столько по наличию справки 2 - НДФЛ, но и с помощью других инструментов, важнейшим из которых является кредитная история. Например, если заемщик имеет погашенный без просрочек автокредит на достаточно дорогой автомобиль, является востребованным специалистом, то у его увеличивается вероятность получения кредита без первоначального взноса.

для формирования институционального механизма развития ипотеки в России более приемлема модель построения вторичного ипотечного рынка Германии, функционирующая как одноуровневая система, где рефинансирование осуществляется непосредственно за счет выпуска ипотечным банком закладных листов. Эти ценные бумаги хорошо обеспечены и обладают высшей степенью надежности.

Одним из ограничений расширения клиентской базы российских банков является ограниченный спрос заемщиков на ипотечные кредиты по ставкам в 12-15%. При такой ставке большинство потенциальных клиентов по-прежнему будут продолжать снимать квартиру или брать в долг у друзей и родственников. Для улучшения ситуации процентные ставки должны регулироваться государством на основе финансовых и страховых инструментов, позволяющие снизить стоимость ипотечных кредитов. К издержкам оформления ипотеки относятся: нотариальная пошлина, различные налоги, возникающие при продаже квартиры и т.д. При этом заемщики проявляют на рынке модели неконтрактного поведения, стремясь избежать высоких налогов при продаже собственных квартир, увеличивая риски сопровождения сделки.

Несовершенство институционального механизма, наличие обременяющих условий оформления и сопровождения кредитной сделки приводит, с одной стороны, к увеличению рисков ипотечных контрактов, значительному удорожанию ипотеки для заемщика при участии в ипотечном договоре страховой компании (стоимость услуги составляет 1,5% от суммы сделки), с другой стороны,  нотариальное удостоверение не обеспечивает дополнительных гарантий. Риск утраты заемщиком прав собственности на приобретаемое жилье страхуется в страховой компании. Сегодня необходимо внести соответствующие изменения в закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и уменьшения платы за нотариальное удостоверение сделок по ипотеке.

На основе выявления и оценки проблем, возникающих при ипотечном кредитовании в РФ можно выделить факторы, ограничивающие развитие ипотечного кредитования:

 низкая платежеспособность населения и высокая доля неформального сектора в экономике, не декларирующего доходы;

 отсутствие длинных и недорогих ресурсов на рынке капиталов;

 неэффективные судебные процедуры институционального механизма сопровождения ипотечных кредитов (обращения взыскания, продажи залогов);

Информация о работе Ипотечное кредитование