Комерческие банки и их основная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности проблемы, целью курсовой работы является анализ деятельности коммерческих банков и разработка мероприятий по дальнейшему ее функционированию.
Для раскрытия поставленной цели решались следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы сущности и функций коммерческих банков, правового регулирования их деятельности;
2. проанализировать собственный и заемный капиталы коммерческих банков;
3. предложить мероприятия по совершенствованию деятельности коммерческих банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции коммерческого банка…………………………...5
1.2 Правовое регулирование деятельности коммерческих банков………8
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1 Собственный капитал коммерческого банка, его значение…………12
2.2 Заемный капитал коммерческого банка, его значение………………17
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3.1 Пути увеличения собственного капитала коммерческих банков……23
3.2 Совершенствование услуг коммерческих банков……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Работа состоит из  1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

    1.2 Правовое регулирование  деятельности коммерческих  банков

    Правовое  регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О  банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

    В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном  Банке РФ (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и  банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом  банковского регулирования и  надзора за деятельностью кредитных организаций". Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

    Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

    1. типы банковских учреждений, подлежащих  надзору;

    2. процедуру выдачи лицензий на  совершение банковских операций;

    3. стандарты бухгалтерского учета,  банковской и статистической  отчетности;

    4. порядок аннулирования лицензий  на банковскую деятельность или  ограничения банковских операций;

    5. обязательность аудиторских проверок;

    6. порядок назначения временной администрации по управлению банком;

    7. объявление банков неплатежеспособными.

    Первым  этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

    Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать  ряд требований, прежде всего, относительно:

    1. минимального размера уставного  капитала;

    2. источников первоначально инвестируемого капитала;

    3. состава основных акционеров;

    4. квалификации и моральной характеристики  руководства;

    5. круга предполагаемых операций  и стратегии деятельности;

    6. правильности оценки банковских  активов по их рыночной стоимости;

    7. комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

    Помимо  этого, при решении вопроса о  выдаче лицензии надзорные органы могут  учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное  влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

    Лицензия  должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Центрального Банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

    Аннулирование лицензии возможно при следующих  обстоятельствах:

    1. неспособность создаваемого банка  начать по истечении определенного срока осуществление операций;

    2. невыполнение банком условий  лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии;

    3. нарушение законов или нормативных  актов;

    4. нанесение ущерба интересам кредиторов  и вкладчиков при проведении  операций.

    Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

    Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и  независимый.

    Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

    Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы  ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

    Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

    Для оценки финансового положения банка  обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

    Важнейшими  показателями финансового состояния  банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

    1. достаточность капитала (отношение  собственных средств к ликвидным  активам);

    2. качество его активов с точки  зрения риска ликвидности;

    3. доходность, или прибыльность (уровень  прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

    4. ликвидность (способность банка  своевременно оплачивать свои обязательства).

    В ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке  РФ" указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора  в случаях нарушения кредитной  организацией федеральных законов  и нормативных актов Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".

    В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в  случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

    1. взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от  минимального размера уставного  капитала;

    2. потребовать от кредитной организации:

    2.1. осуществления мероприятий по  финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры её активов;

    2.2. замены руководителей кредитной  организации;

    2.3. реорганизации кредитной организации;

    3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

    4. ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок до одного года;

    5. назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией  на срок до 6 месяцев;

    6. Банк России вправе отозвать  лицензию на осуществление банковских операций.

    Таким образом, банковское регулирование  и надзор в России направлен и на поддержание стабильности банковской системы, и на защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

    2.1 Собственный капитал  коммерческого банка,  его значение

    Собственный капитал представляет собой особую форму банковских ресурсов. Он, в отличие от других источников, носит постоянный безвозвратный характер, имеет четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является обязательным условием образования и функционирования любого коммерческого банка, т.е. служит стержнем, на который опирается вся деятельность банка с первого дня его существования.

    Несмотря  на незначительную долю в ресурсах коммерческого банка (в среднем  около 17%), собственный капитал выполняет  жизненно важные функции, которые в свою очередь, необходимы для нормального функционирования банка и дальнейшего его развития.

    Собственный капитал выполняет следующие  функции:

    1. защитную функцию, которая выражается  в том, что благодаря постоянному  характеру собственный капитал выступает в качестве главного средства защиты интересов вкладчиков и кредиторов, за счет средств которых финансируется значительная доля активов банка. Одновременно собственный капитал служит для защиты самого банка от банкротства.

    2. оперативную функцию. На протяжении всего периода функционирования банка его собственный капитал является основным источником формирования и развития материальной базы банка, обеспечивающим условия для его организационного роста.

    3. регулирующую функцию, которая  связана, с одной стороны, с особой заинтересованностью общества в нормальном функционировании коммерческих банков и сохранением стабильности всей банковской системы, а с другой - с нормами экономического поведения, позволяющими контролировать деятельность кредитной организации. В ней, равно как и в предыдущих, воплощено защитное свойство собственного капитала, оберегающего банк от финансовой неустойчивости и чрезмерных рисков, выступая в качестве регулятора его деятельности.

    Структура собственного капитала банка состоит из двух уровней: основного (базового) капитала, представляющий капитал первого уровня, и дополнительного капитала, или капитала второго уровня.

    В соответствии с положением Банка  России от 26 ноября 2001г. "О методике расчета собственных средств (капиталов) кредитных организаций" № 159-П к источникам, входящим в состав основного капитала, относятся средства, имеющие наиболее постоянный характер, которые коммерческий банк может при любых обстоятельствах беспрепятственно использовать для покрытия непредвиденных убытков. Эти элементы отражаются в публикуемых банком отчетах, составляя основу, на которой базируются многие оценки качества банковской работы, и, наконец, влияют на его доходность и степень конкурентоспособности. В состав дополнительного капитала с определенными ограничениями включают средства, которые носят менее постоянный характер и могут только при известных обстоятельствах быть направлены на указанные выше цели. Стоимость таких средств способна в течение определенного времени изменяться.

    В частности, в составе источников основного капитала банка выделяются:

    1. уставный капитал акционерного  коммерческого банка в части  обыкновенных акций, а также  акций, не относящихся к кумулятивным;

    2. уставный капитал коммерческого  банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью;

    3. фонды коммерческого банка (резервный  и иные), сформированные за счет  прибыли прошлых лет и текущего  года (на основании данных, подтвержденных  аудиторской организацией);

    4. эмиссионный доход банка, созданного  в форме акционерного общества;

Информация о работе Комерческие банки и их основная деятельность