Коммерческие банки и основы их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность экономики требуют выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....
Глава 1. Сущность и функции коммерческого банка……………………………
1.1 Понятие коммерческого банка………………………………………
1.2 Организационная структура коммерческого банка………………..
1.3 Функции коммерческого банка. Роль коммерческих банков в экономической системе………………………………………………….
Глава 2. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков……….
2.1 Основы правового регулирования банковской деятельности…….
2.2 Банковский надзор……………………………………………………..
Глава 3. Собственный капитал коммерческого банка, его значение…………..
3.1 Состав и функции собственного капитала банка…………………..
3.2 Достаточность собственного капитала……………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………..
Список использованной литературы и источников…………...……………..

Работа состоит из  1 файл

ДКБ - курсовая1.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

       Можно сказать, что банковское регулирование  –  система мер, с помощью которых  государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики.

       Приближение стандартов банковского надзора  в России к международным и объявленный переход на международные правила финансовой отчетности11 являются закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

       В последнее время изменена структура  управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня. 

Банковский  надзор.

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:

  •   размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
  •   организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
  •   преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
  •   принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

       В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

       В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:

  •   надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
  •   надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

       Каждая  из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.

       Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

       К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в  России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

       Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

       Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 01.04.1997 г.) вместе с балансами следующие сведения:

  • об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»;
  • об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
  • о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах;
  • о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

       При нарушении кредитной организацией федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации или предоставления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

       Если  кредитная организация не выполняет  в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:

  • взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководителей, провести реорганизацию;
  • установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций могут служить:

  • установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;
  • задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное);
  • нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

       Законодательством предусмотрена возможность инициирования  Банком  России процедуры ликвидации юридического лица. После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица. 

 

Глава 3. Собственный капитал  коммерческого банка, его значение.

Состав  и функции собственного капитала банка

       Ресурсы банка состоят из заемных средств  и собственного капитала. Собственный  капитал – это средства, принадлежащие непосредственно банку, в отличие от заемных, которые банк привлек на время. Собственный капитал банка составляет примерно 10 % ресурсов (Рисунок 1. Структура пассивов банков на начало 2005 г.)12, а в других организациях – около 40 – 50%.

       Рисунок 1. Структура пассивов банков (на начало 2005 г.), %

 

       

       Анализ  развития финансового рынка свидетельствует  о восстановлении банковской системы  после кризиса 1998 года и активном наращивании показателей в последние годы (Рисунок 2. Активы и капитал банковского сектора).13

       В 2002 – 2004 годах активы банковского  сектора выросли в 2,3 раза (с 3160 млрд. руб. до 7137 млрд. руб.), капитал банковского  сектора – в 2,1 раза (с 453,9 млрд. руб. до 946,6 млрд. руб.).

       Для сравнения: за тот же период валовой  внутренний продукт вырос в 1,9 раза. В результате соотношение активов  банковского сектора с ВВП  выросло с 35,3% до 42,5%, капитала с ВВП  – с 5,1% до 5,6%.

 

       Нормативными  актами14 Центрального банка собственные средства (капитал) банковского сектора определяются как имущество кредитных организаций, свободное от обязательств. Указанный показатель рассчитывается с 01.01.02 в соответствии с Положением Банка России № 159–П от 26.10.01 “О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций”.

       Источником  информации являются данные отчетности действующих кредитных организаций Российской Федерации по форме № 134 “Расчет собственных средств (капитала)”.

       Структура собственных средств банка неоднородна  по качественному составу и меняется на протяжении года в зависимости  от ряда факторов, в частности от характера использования получаемой банком прибыли. Собственные средства (капитал) банка слагаются из уставного капитала и прибыли, из которой уплачивает налоги, формирует резервные и прочие фонды, а в оставшейся сумме осуществляет выплаты дивидендов своим акционерам.

       По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

       Если  на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом  на паевой основе, то для нынешнего  этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.

       У банков, функционирующих как акционерное  общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых  среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать  от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

       Несмотря  на небольшой удельный вес, собственный  капитал выполняет несколько жизненно важных функций.

       Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие потери до решения  возникающих проблем.

Информация о работе Коммерческие банки и основы их деятельности