Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность экономики требуют выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков
Введение…………………………………………………………………………....
Глава 1. Сущность и функции коммерческого банка……………………………
1.1 Понятие коммерческого банка………………………………………
1.2 Организационная структура коммерческого банка………………..
1.3 Функции коммерческого банка. Роль коммерческих банков в экономической системе………………………………………………….
Глава 2. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков……….
2.1 Основы правового регулирования банковской деятельности…….
2.2 Банковский надзор……………………………………………………..
Глава 3. Собственный капитал коммерческого банка, его значение…………..
3.1 Состав и функции собственного капитала банка…………………..
3.2 Достаточность собственного капитала……………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………..
Список использованной литературы и источников…………...……………..
Можно сказать, что банковское регулирование – система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики.
Приближение стандартов банковского надзора в России к международным и объявленный переход на международные правила финансовой отчетности11 являются закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.
В
последнее время изменена структура
управления процессами регулирования
и надзора за банковской деятельностью,
заложен фундамент системы раннего реагирования,
введены новые более жесткие экономические
нормативы для кредитных организаций,
устанавливается особый надзор за крупнейшими
банками федерального уровня.
Банковский надзор.
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 01.04.1997 г.) вместе с балансами следующие сведения:
При нарушении кредитной организацией федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации или предоставления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:
Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций могут служить:
Законодательством
предусмотрена возможность
Глава 3. Собственный капитал коммерческого банка, его значение.
Анализ
развития финансового рынка
В 2002 – 2004 годах активы банковского сектора выросли в 2,3 раза (с 3160 млрд. руб. до 7137 млрд. руб.), капитал банковского сектора – в 2,1 раза (с 453,9 млрд. руб. до 946,6 млрд. руб.).
Для сравнения: за тот же период валовой внутренний продукт вырос в 1,9 раза. В результате соотношение активов банковского сектора с ВВП выросло с 35,3% до 42,5%, капитала с ВВП – с 5,1% до 5,6%.
Нормативными актами14 Центрального банка собственные средства (капитал) банковского сектора определяются как имущество кредитных организаций, свободное от обязательств. Указанный показатель рассчитывается с 01.01.02 в соответствии с Положением Банка России № 159–П от 26.10.01 “О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций”.
Источником информации являются данные отчетности действующих кредитных организаций Российской Федерации по форме № 134 “Расчет собственных средств (капитала)”.
Структура
собственных средств банка
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Если
на начальном этапе реформирования
кредитной системы коммерческие
банки создавались главным
У
банков, функционирующих как
Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.
Информация о работе Коммерческие банки и основы их деятельности