Коммерческий банк, его сущность и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать, что такое коммерческий банк, его сущность и цели, описать банковские операции, проанализировать пассивные операции коммерческого банка, и понять для чего и какую роль играют пассивные операции в коммерческом банке.
В соответствии с целью курсовой работы были определены задачи исследования:
1) выявить сущность и роль пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков;
2) описать пассивные операции коммерческого банка;

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_DKB.docx

— 107.00 Кб (Скачать документ)

2011 год принес вкладчикам одни разочарования - уже в январе доходность по большинству вкладов была на несколько процентных пунктов ниже ожидаемой инфляции. Но самое скверное было то, что до ноября прошлого года ставки по большинству депозитов продолжали стремительно снижаться, а их падение замедлилось лишь в последние два месяца.

За первые десять месяцев 2011 года особенно сильно упала доходность по рублевым депозитам: так, для физических лиц в зависимости от срока вклада снижение составило от 4,1 до 3,1 процентного пункта; а для юридических лиц - в пределах от 5,8 до 2,4 процентного пункта. Во многом аналогичная ситуация сложилась и по большинству долларовых депозитов и депозитов в евро. Правда, падение ставок по валютным вкладам в процентных пунктах было не столь значительным. Более того, в течение года ставки по долларовым депозитам для юридических лиц сроком от 31 до 90 дней, а также ставки по депозитам в евро для юридических лиц сроком от 31 до 90 дней и сроком более одного года несколько выросли. Впрочем, выросли весьма незначительно - от 0,2 до 0,5 процентного пункта, что оказалось явно недостаточно для того, чтобы компенсировать инфляцию, которая по итогам 2011 года составила 8,8%.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НЕДЕПОЗИТНЫЕ ИСТОЧНИКИ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ

Недепозитные источники  банковских ресурсов отличаются от депозитных тем,      что имеют:

  • во-первых, неперсональный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а привлекаются на рынке на корреспондентской основе;
  • во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку.

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение  займов на межбанковском рынке; соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом; учет векселей и получение  ссуд у Центрального банка; продажа  банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке  евродолларов; выпуск капитальных нот  и облигаций.

МБК (межбанковские кредиты)

На первоначальном этапе  становления банковской системы  России большинство этих недепозитных источников привлечения ресурсов не получали развития. Российские банки  из этих источников в основном использовали межбанковские кредиты и кредиты  Банка России. На рынке межбанковских  кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских  счетах в ЦБ РФ. Кредиты ЦБ РФ в  настоящее время большей частью не предоставляются.

Централизованные и межбанковские  кредиты удобны тем, что они поступают  в распоряжение банка-заемщика практически  немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. Как показывают статистические данные по 100 крупнейшим банкам России, доля централизованных и межбанковских  кредитов в общей сумме пассивов банков колеблется от 0.19% до 61.5%.

Значение рынка межбанковских  кредитов состоит в том, что, перераспределяя  избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность  использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме  того, наличие развитого рынка  межбанковских кредитов позволяет  сосредоточивать в оперативных  резервах банков меньше средств для  поддержания их ликвидности.

«Донорами» на рынке МБК  традиционно являются коммерческие банки, аккумулирующие средства населения, бюджетов, негосударственных бюджетных  фондов и т.п.

Централизованные кредиты  Банка России… До 1995 года по, сути, распределялись исходя из императива расширения кредитных вложений в  приоритетные отрасли народного  хозяйства (например, северных завозов  и т.п.). Впоследствии распределение  было заменено рыночными инструментами  рефинансирования:

- кредитные аукционы («американский»  аукцион, «голландский» аукцион,  аукцион с фиксированной процентной  ставкой)

- ломбардный кредит

- однодневный расчетный  кредит

Передача банку приобретенного кредита оформляется кредитным  договором между КБ и ГУ ЦБ.

ВЕКСЕЛЯ

Одной из наиболее удобных  и для клиента, и для банка  форм привлечения банком денежных ресурсов является продажа клиентам банковских векселей. По уровню стабильности привлекаемых ресурсов этот инструмент может варьироваться, как и депозит. Вместе с тем, для  клиента вексель более удобен, поскольку, даже принося доход, без  ограничений может быть использован  как платежное средство. Позитивной стороной применения вексельного инструментария для привлечения ресурсов является также высокий уровень проработанности  правовой базы вексельного обращения.

Существенным требованием  является доскональное соблюдение процедур оформления векселей, а также их обращения и оплаты.

Существует два типа реализации векселей клиентам:

- продажа с дисконтом  имея в виду погашение по  номиналу;

- продажа по номиналу  имея в виду начисление на  вексельную сумму процентного  дохода и погашение с учетом  начисленных процентов.

С клиентом заключается договор  купли-продажи векселя. Клиент оплачивает денежные средства на соответствующий  балансовый 523 счет, после чего ему  выписывается вексель и передается по акту приема-передачи.

В случае продажи векселя  с дисконтом перечисляемая клиентом сумма меньше номинала векселя. В  этом случае разница (дисконт) относится  на расходы будущих периодов, а  после погашения векселя списывается  на расходы.

В случае продажи векселя  по номиналу расходы формируются  непосредственно в момент погашения  векселя. Процентный доход клиента, начисленный на номинал векселя списывается банком на расходы.

ОБЛИГАЦИИ

Если прием депозитов, выпуск векселей, заимствования на рынке МБК представляют собой  процедуры привлечения ресурсов на более-менее короткие сроки, то эмиссия  банком собственных облигаций может  означать привлечение ресурсов на длительные сроки.

Позитивная сторона привлечения  ресурсов через размещение облигаций  состоит в сосредоточении «длинных»  стабильных денег в банке, и соответствующей  возможности их «длинного» размещения под процент более высокий, чем  размещение «коротких» денег. Попутно  следует отметить, что именно наличие  возможностей «длинных» кредитных  вложений способствует развитию промышленного  предпринимательства. В противном  случае имеет шанс развиваться только финансовый сектор рынка.

Негативная сторона связана  с необходимостью соблюдения длительной и документоемкой процедуры выпуска  облигаций. Кроме того, сам процесс  размещения облигаций в условиях переходной экономики представляется весьма непростым. Инвестор подвергается воздействию ряда факторов рыночного  риска (в первую очередь, риска изменения  процентных ставок). Сама психология инвестора  восстает против долгосрочных вложений в непредсказуемой ситуации (известно, какова ситуация сегодня, можно более-менее  уверенно судить о ситуации завтра, можно прогнозировать ситуацию через  неделю, но очень сложно предсказать, что произойдет на финансовом рынке  через несколько месяцев и, тем  более, лет). Поэтому размещение облигаций  представляет собой отдельную сложную  задачу, решение которой сопряжено  с использованием множества рыночных приемов и технологий.

 

Заключение

Ресурсная база, как экономический  фактор, оказывает прямое влияние  на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной  базы, включающее в себя не только привлечение  новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной  частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами  предполагает осуществление грамотной  депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в  том, что в части пассивных  операций выбор банка обычно ограничен  определенной группой клиентуры, к  которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а  не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными  ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести  нередко жесткую конкуренцию  за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую  ценность и формирование их широкого круга — одна из важнейших задач  банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость  от них банка очень высока. Поэтому  банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения  денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и  процентным ставкам.

В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серьезное  внимание привлечению ресурсов и  для этого:

 

—     разрабатывать  собственную депозитную политику;

—     особое внимание в процессе осуществления депозитной политики уделять срочным вкладам;

—     разнообразить виды вкладов;

—     расширять  банковские услуги для привлечения  потенциальных вкладчиков;

—     проводить  эффективную процентную политику, не снижающую доходность банка и  обеспечивающую определенную привлекательность  для вкладчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс РФ;

2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (О РЦБ) от 22.04.1996 N 39-ФЗ;

3. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И (ред. от 08.11.2010) "Об обязательных нормативах банков";

4. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие / А.М. Тавасиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 640 с.; 
5. Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.;

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.;

7. Банковское дело. Жарковская Е. П., «Омега-Л», твердый переплет, 2011. –     479 с.;

8. Соколов, A.T., Иванов Б.И.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – Проспект, 2011.

9. Банковские операции. Учебник для бакалавров/ Мартыненко Н.Н., Юрайт-Издат - 2012, 544 с.;

10. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Фетисов Г.Г.: Организация деятельности центрального банка: Учебник. - М.: КНОРУС, 2012. – 440 с.;

11. Галицкая, С. В. Деньги, кредит, финансы : учеб. / С. В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2009.;

12. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / В. П. Климович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение №1

 
Общая сумма средств организаций, банковских депозитов (вкладов) и других привлеченных средств юридических  и физических лиц в рублях, иностранной  валюте и драгоценных металлах*

(всего по Российской  Федерации) 01.2011 - 01.2012

(млн.руб.) 

Отчетная дата

Остаток привлеченных средств клиентов, не являющихся кредитными организациями

Итого

в том числе

из них:

депозиты юридических лиц:

вклады (депозиты) физических лиц

всего

в том числе

всего

в том числе

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных  металлах

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных  металлах

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных  металлах

2011 год

01.01

21 289 300

15 930 092

5 359 208

5 292 310

3 726 480

1 565 830

9 805 362

7 909 503

1 895 859

01.02

20 767 198

15 419 799

5 347 399

4 772 762

3 234 921

1 537 841

9 709 065

7 824 704

1 884 361

01.03

21 194 409

15 753 251

5 441 158

4 900 305

3 378 987

1 521 318

9 910 647

8 014 035

1 896 612

01.04

21 474 423

16 173 405

5 301 018

5 319 869

3 801 828

1 518 041

9 976 424

8 099 772

1 876 652

01.05

21 525 648

16 318 729

5 206 919

5 391 770

3 960 233

1 431 537

10 213 483

8 340 544

1 872 939

01.06

22 017 753

16 626 129

5 391 624

5 631 853

4 133 133

1 498 720

10 266 046

8 389 737

1 876 309

01.07

22 636 100

17 332 098

5 304 002

5 960 727

4 481 385

1 479 342

10 527 812

8 629 454

1 898 358

01.08

22 596 732

17 385 994

5 210 738

5 968 489

4 531 496

1 436 993

10 607 337

8 752 152

1 855 185

01.09

23 371 576

17 857 503

5 514 073

6 319 845

4 804 895

1 514 950

10 703 643

8 754 667

1 948 976

01.10

24 875 447

18 799 464

6 075 983

7 022 919

5 280 636

1 742 283

10 905 269

8 802 932

2 102 337

01.11

24 507 494

18 560 571

5 946 923

6 925 798

5 213 649

1 712 149

10 858 652

8 820 191

2 038 461

01.12

25 252 359

19 084 532

6 167 827

7 182 873

5 371 270

1 811 603

11 042 326

8 956 643

2 085 683

2012 год

01.01

26 565 233

20 404 650

6 160 583

7 382 614

5 445 025

1 937 589

11 853 489

9 690 640

2 162 849

Информация о работе Коммерческий банк, его сущность и цели