Концепции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 01:12, курсовая работа

Описание

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Целью работы является исследование теоретических вопросов концепции денег, регулирование денежного оборота и анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕГ 8
1.1 Металлитистическая концепция денег 8
1.2 Номиналистическая теория денег 9
1.3 Количественная теория денег 11
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 15
2.1 Методы регулирования денежного обращения 15
2.2 Государственное регулирование 23
3. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 29
3.1 Содержание и направления денежно-кредитной политики РФ 29
3.2 Денежно-кредитное регулирование и современное состояние банковской системы России
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Теоретические концепции денег и их связь с практикой регулирования денежного оборота и проведения денежно-кредитной политики.doc

— 428.50 Кб (Скачать документ)

     В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).

     Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.

     Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование всей кредитной  системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х гг. был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки. [9, с. 168.]

     Большое влияние на регулирование кредитной  системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.

     В рамках исполнительной власти основными  регулирующими органами являются центральный  банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.

     Наряду  с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают  законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. Они могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.

     Особое  место в государственном регулировании  занимают страховые компании (особенно компании страхования жизни) как  поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. В результате уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти (если они участвуют в этом, как в США).

     Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы  в промышленно развитых странах  представляет собой сложный, эффективный  и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных изменений. На современный механизм регулирования кредитной системы в значительной степени повлияли такие события, как кризис 1929-1933 гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х гг., инфляция и банкротства коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х гг.

 

      3. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ 

     3.1 Содержание и направления денежно-кредитной политики РФ 

     Денежно-кредитная  политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны. Основным проводником ДКП в стране является Центральный Банк.

     Цель  денежно-кредитной политики – регулирование  экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

     Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры. [14, с. 108.]

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

     При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими  и  иностранными  кредитными  организациями:

  1. предоставлять  кредиты  на  срок  не  более  одного  года   под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев;
  3. покупать и продавать государственные ценные  бумаги  на  открытом рынке;
  4. покупать и продавать облигации,  депозитные  сертификаты  и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  5. покупать  и  продавать  иностранную  валюту,  а  также  платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными организациями;
  6. покупать, хранить, продавать  драгоценные  металлы  и  иные  виды валютных ценностей;
  7. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  8. выдавать гарантии и поручительства;
  9. осуществлять операции с финансовыми инструментами,  используемыми для управления финансовыми рисками;
  10. открывать счета   в   российских   и   иностранных   кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
  11. осуществлять другие банковские операции от  своего  имени,  если это не запрещено законом.

     Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

  • проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
  • проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны,  стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. [11, с. 243.]

     Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.  

     3.2 Денежно-кредитное регулирование и современное состояние банковской системы России 

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Основополагающей  целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Центральный Банк РФ главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. [14, с. 215.]

     Основными инструментами и методами денежно-кредитного регулирования ЦБ являются:

  • изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой;
  • проведение валютной политики;
  • рефинансирование банков;
  • регулирование деятельности кредитных институтов;
  • функция финансового агента правительства;
  • административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

     Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые  решает ЦБ на том или ином этапе  развития страны.

Информация о работе Концепции денег