Концепции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 01:12, курсовая работа

Описание

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Целью работы является исследование теоретических вопросов концепции денег, регулирование денежного оборота и анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕГ 8
1.1 Металлитистическая концепция денег 8
1.2 Номиналистическая теория денег 9
1.3 Количественная теория денег 11
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 15
2.1 Методы регулирования денежного обращения 15
2.2 Государственное регулирование 23
3. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 29
3.1 Содержание и направления денежно-кредитной политики РФ 29
3.2 Денежно-кредитное регулирование и современное состояние банковской системы России
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Теоретические концепции денег и их связь с практикой регулирования денежного оборота и проведения денежно-кредитной политики.doc

— 428.50 Кб (Скачать документ)

     Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году — на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.

     Политика  валютного курса Банка России в 2010—2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

     В таблице 2 представлен прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы. 
 

     Таблица 2 – Прогноз показателей денежной программы на 2010—2012 годы (млрд. рублей)* [16]

     * Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2009 года.

     Политика  валютного курса Банка России в 2010—2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний  курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

     По  мере снижения участия Банка России в курсообразовании на внутреннем валютном рынке повышается актуальность задачи обеспечения необходимого качества управления валютными рисками участниками рынка. Решение задач в данной сфере будет осуществляться как за счет содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и путем нормативного регулирования деятельности кредитных организаций.

     В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

     В течение переходного периода  подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу.

     На  протяжении переходного периода  порядок проведения интервенций  Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.

     Таким образом, долгосрочные тенденции изменения  курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а  также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей — основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики.

     В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. [16]

     По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

     В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

     При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

     При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже  государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности — депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия — депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

     В 2010—2012 годах Банк России продолжит  осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области  развития финансового рынка, так  и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

     Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

     Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с  учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

     Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

     Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком РФ, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

     Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

     Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

     Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

       Преимущества кредитно-денежной  политики состоят в ее гибкости  и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изм. и доп.
  3. Банковское дело. / Под ред. О.И Лаврушенко. – М.: Кнорус, 2008.
  4. Банковское законодательство: учебник. / Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2007.
  5. Владимирова М. П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
  6. Галицкая С. В. Деньги, кредит, финансы: учебник. – М.: Эксмо, 2005.
  7. Денежное обращение, кредит и банки. / Под ред. Н.Г. Антонов. – М.: Финстатинформ, 2005.
  8. Деньги, банки и денедно-кредитная политика: Учебное пособие. / Под ред. Р.М Нуреев. – М.: Финстатинформ, 2005.
  9. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие. / Под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2009.
  10. Деньги, кредит, банки: учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2008.
  11. Злобина Л. А. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие. – М.: МГУП, 2009.
  12. Иванов В. В., Соколов Б. И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Проспект, 2008.
  13. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.
  14. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007.
  15. Тютюнник А. В. Банковское дело. – М.: Инфра-М, 2007.
  16. http://www.cbr.ru/ [режим доступа свободный]

Информация о работе Концепции денег