Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные пути и условия достижения валютой полной конвертируемости, определить уровень конвертируемости национальной валюты, выделить основные направления дальнейшего движения национальной валюты к статусу полностью конвертируемой.
Введение……………………………………………………………………4
1. Понятие конвертируемости валют и ее необходимость
1.1. Понятие, эволюция и формы конвертируемости..…………..5
1.2. Необходимость конвертируемой валюты……………………9
2. Предпосылки и пути достижения конвертируемости валют: теория и мировой опыт.
2.1. Предпосылки и пути достижения конвертируемости………11
2.2. Зарубежный опыт в достижении конвертируемости……….14
2.3. Опыт стран с переходной экономикой в достижении конвертируемости……………………………………………..16
3. Конвертируемость национальной валюты. Опыт РБ.
3.1. Конвертируемость белорусской национальной валюты на современном этапе…………………………………………….17
3.2. Пути преодоления неконвертируемости……………………..21
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………..25
Приложения…………………………………………………………..27
В Испании система множественных валютных курсов и ограничения конвертации применялась с 1948 по 1958 г. В Бразилии в 1953-1960 гг. официальный обменный курс реально применялся лишь к некоторым правительственным операциям, и использовался как база для формирования системы множественных курсов. Аукционная продажа валютных сертификатов для импорта практиковалась до 1961 г. В Турции вплоть до конца 1970-х гг. при наличии официального курса действовала система множественных курсов, включая специальный по импорту некоторых сельскохозяйственных товаров.
США отказались от валютных ограничений по текущим операциям в декабре 1946 г. Но другие страны из-за своей валютной слабости последовали их примеру далеко не сразу. Большинство стран Европы сняло валютные ограничения по текущим операциям 15 февраля 1961 г. Япония отложила этот шаг до апреля 1964 г.. Австралия - до июля 1965 г., Венесуэла - до июля 1976 г.. Финляндия - до октября 1979 г.
Но при этом отказ от валютных ограничений по текущим операциям не означал отказа от контроля за сферой валютного обращения (и даже от системы множественных валютных курсов).[19]
Таким образом, для введения полноценной конвертируемости валют большинству стран понадобилось около 15 лет. Причем осторожный, не наносящий существенного ущерба экономике переход от "закрытой" валюты к "открытой" шел, как правило, через фазу множественных курсов и интенсивного регулирования валютных потоков.
Целями регулирования были, прежде всего, послевоенное восстановление экономики, оптимизация воспроизводственного контура и обеспечение конкурентоспособности национального хозяйства на мировых рынках. И лишь после того как эти цели были в основном достигнуты и обеспечивалось примерное соответствие курса валюты паритету ее покупательной способности, происходило введение свободной конвертируемости валюты.
2.3. Опыт стран с переходной экономикой в достижении конвертируемости
Опираясь на мировой опыт, некоторые специалисты считают, что постепенное движение стран с переходной экономикой к достижению конвертируемости должно начинаться с введения внутренней конвертируемости. Реализация данной концепции на практике характеризовалась существенными страновыми различиями и неодинаковыми экономическими результатами. Например, в странах Восточной Европы переход к внутренней обратимости валют был в первую очередь призван содействовать развитию внутреннего товарного рынка, созданию конкурентной среды и обеспечению широкого доступа населения к импортным товарам. Одни государства (например, Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществили "шоковый" переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие (Венгрия, Румыния) вначале проводили политику накопления официальных валютных резервов, улучшения структуры торгового баланса и лишь затем отменили валютные ограничения на текущие операции. Тем не менее большинство стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, страны Балтии, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия, Россия, в том числе и наша страна присоединились к Ст. VIII Статей Соглашения МВФ, формально введя конвертируемость валюты по текущим операциям платежного баланса и открыв доступ на валютный рынок как нерезидентам, так и резидентам своих стран.
Во многих из указанных стран поспешное введение внутренней обратимости в условиях отсутствия обоснованной макроэкономической программы и подготовительных мер привело к драматическому падению курсов национальных валют, обострению проблемы инфляции, долларизации экономик, бегству капиталов потенциальных инвесторов, а также затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. В отдельных странах конкурентоспособность национального производства резко снизилась, внутренние рынки оказались заполненными импортными потребительскими товарами.
Вместе с тем современный мировой опыт введения конвертируемости валют свидетельствует о том, что большинство государств, не имея возможности эффективно использовать капитал или установить контроль за его движением, продолжают оставаться на позициях частичной обратимости, проводя общую линию на постепенную либерализацию валютного законодательства. При этом до сих пор не решены наиболее острые проблемы защиты национальной экономики от избыточного притока иностранного капитала.
3. Конвертируемость национальной валюты
3.1 Конвертируемость белорусской национальной валюты на современном этапе.
Анализируя ситуацию конвертируемости валюты в Республике Беларусь необходимо отметить, что внешней конвертируемости белорусский рубль практически достиг. Относительно внутренней конвертируемости пока сохраняются валютные ограничения, прежде всего, в части целевого характера приобретения и сроков использования купленной иностранной валюты [12]. Наличие данных ограничений объясняется необходимостью снизить давление на белорусский рубль со стороны спроса, поддерживая тем самым его курс. То есть, национальная валюта на данном этапе является частично конвертируемой.
Существуют три основные причины неконвертируемости валют:
1. завышенный валютный курс национальной денежной единицы, что приводит к дефициту платежного баланса по текущим операциям и, как следствие, к истощению запасов резервной валюты;
2. нерациональная система внутренних цен, не отражающая общественно необходимые затраты труда на производство товаров, не учитывающая их спрос и предложение и усугубляемая тем, что официальный обменный курс национальной денежной единицы устанавливается в административном порядке без учета рыночных сил;
3. товарная неконвертируемость, означающая, что в трансформационной экономике только относительно небольшое количество товаров, услуг и имущества может свободно продаваться иностранцам, в то время как способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является важнейшим фактором, делающим валюты конвертируемыми. [16]
Важнейшими предпосылками поддержания режима неконвертируемости белорусской национальной валюты являются:
Во-первых, переоцененность белорусского рубля относительно реальных условий его воспроизводства как специфического товара;
Во-вторых, директивный контроль над ценами, ведущий к созданию системы нерациональных внутренних цен. Итогом подобной манипуляции является их отрыв от уровня мировых цен;
В-третьих, государство вводит ограничения на покупку-продажу товаров на внутреннем рынке страны и в сфере внешнеэкономической деятельности для резидентов и нерезидентов. [18]
Чтобы подтвердить положение частичной конвертируемости белорусской валюты, произведем ее количественную оценку.
Количественная оценка близости национальной валюты к состоянию конвертируемости может быть получена различными способами. Наиболее достоверной является процедура, основанная на экспертных оценках.
Вычислительная процедура экспертной оценки возможной конвертируемости осуществляется на базе трехуровневой системы показателей.
На верхнем уровне экспертная оценка возможной конвертируемости национальной валюты включает три показателя:
1. Оценка близости национальной валюты к признанию свободно конвертируемой.
2. Оценка экономических предпосылок к будущей конвертируемости.
3. Оценка процесса движения к признанию конвертируемости.
Каждый из этих показателей является комплексным и состоит из нескольких групп показателей более низкого уровня. Выбор трех показателей объясняется рассмотрением конвертируемости как одного из вариантов состояния валюты. В этом случае для текущего состояния национальной валюты можно определить показатели «расстояния» до признания конвертируемости, наличия ресурсов для преодоления этого «расстояния» и сложившейся ранее тенденции изменения этого «расстояния». Рассматривая аналогию конвертируемости валюты и положение автомобиля на пути к пункту назначения, можно выделить: расстояние – оценка близости, наличие бензина – предпосылка к конвертируемости, сложившаяся скорость – развитие процесса. [11]
Данные группы показателей приведены в таблице 1. [приложение А]
Количественная экспертная оценка формируется как цепочка расчета интегральных показателей. Показатели нижнего уровня оцениваются экспертом в интервале от 0 до 10 баллов. Ноль баллов соответствует крайней отрицательной оценке, 10 балов – крайней положительной оценке. Привязку конкретного показателя к шкале измерения в баллах можно осуществить с помощь качественной и количественной шкалы измерения. Например, степень налогового давления можно оценить в шкале слабое (10 баллов) – среднее (5 баллов) – сильное (0 баллов).
Значения пересчитываются в баллы с помощью следующих условий:
Показатель = 0,
Показатель = 0.1*B / Bmax-Bmin, если Bmin < B < Bmax,
Показатель = 10,
Здесь вводится интервал значимых значений от Bmin до Bmax, за пределами которого показатель имеет предельное значение в баллах.
Экспертные оценки второго уровня вычисляются как средневзвешенные:
i = ∑ ij / ∑ Sij
где i – оценка второго уровня; ij – j-й показатель нижнего уровня, используемый для характеристики i-го показателя второго уровня; Sij – весовая оценка значимости j-го показателя для i-ой оценки [11].
Аналогичные образом экспертные оценки верхнего уровня вычисляются по соотношению:
α = ∑ i* αi / ∑ i
То есть, α, β, γ равны сумме произведений весовой оценки значимости показателя и экспертной оценки верхнего уровня соответствующего показателя, деленной на сумму экспертной оценки верхнего уровня соответствующего показателя.
Всю совокупность стран в зависимости от значения оценок α, β, γ можно разделить на классификационные группы:
К+ – страны со свободно конвертируемой твердой валютой, при существенно высоком потенциале и стабильной экономике;
К1 – страны со свободно конвертируемой валютой, но с появившейся тенденцией к ухудшению состояния валюты;
К2 – страны с неконвертируемой валютой, но имеющие близость признания и хороший потенциал экономики;
К3 – страны с неконвертируемой валютой, но имеющие перспективу признания;
К4 – страны с неконвертируемой валютой, имеющие перспективу признания, но развивающиеся не в том направлении;
F – страны без перспектив к признанию валюты свободно конвертируемой.
Таблица 1. Классификационные группы стран
Классификационные группы | |||
| α | β | γ |
К+ | Высокая | Высокая | Высокая |
К1 | Высокая | Средняя | Средняя |
К2 | Средняя | Высокая | Высокая |
К3 | Низкая | Высокая | Высокая |
К4 | Низкая | Высокая | Низкая |
F | Низкая | Низкая | Низкая |
Примечание. Источник: [11 , с. 365]
Проанализировав полученные в таблице 1 приложения A расчеты можно сказать, что показатель «оценка близости национальной валюты к признанию свободно конвертируемой», т.е. α получил среднюю оценку, показатель «оценка экономических предпосылок к будущей конвертации», т.е. β получил высокую оценку и, наконец, показатель «оценка процесса движения к признанию конвертируемости», т.е. γ получил также высокую оценку.
Исходя из полученной классификации можно говорить о том, что наша страна относится к странам с неконвертируемой валютой, но имеющим близость признания и хороший потенциал экономики. Данный хороший потенциал отечественной экономики состоит в наличии ряда условий, которые являются необходимыми для достижения полной конвертируемости национальной валюты, а именно:
1. сбалансированность государственного бюджета – приложение Б;
2. низкие темпы роста инфляции – приложение В;
3. наличие реального валютного курса – приложение Г;
В 2005 году достигнут качественно новый результат: национальная валюта стабилизировалась относительно иностранных валют [приложение Д], [приложение Е] и обозначилась тенденция к ее укреплению. За истекший год официальный курс белорусского рубля к российскому рублю укрепился на 3,9%, к доллару США – на 0,8%, к евро – на 13,7%. Кроме этого, несмотря на номинальное укрепление обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам, индекс реального курса белорусского рубля к российскому в 2005 году находился ниже уровня 2004 года на 3,4%. Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь в 2005 году находился ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,2%.[3]
Кроме этого, установление официального курса белорусского рубля полностью соответствует рыночным принципам, в рамках реализации которых Национальный банк не осуществляет административного регулирования спроса и предложения иностранной валюты ни на биржевых торгах, ни на внебиржевом ранке.
Таким образом, наша страна относится к странам с частично конвертируемой валютой, имеющим близость признания валюты полностью конвертируемой и хороший потенциал экономики.
3.2. Пути перехода к конвертируемой валюте
Переход к полной конвертируемости рубля, и тем более к его свободному обращению на международных рынках, - не однократный акт, а поэтапный процесс.
Можно выделить два основных направления движения национальной валюты к конвертируемой.
Информация о работе Конвертируемость национальной валюты: предпосылки и пути достижения