Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель написания работы: понять сущность кредита и его структуру, исследовать состояние кредитной системы России, а также рассмотреть место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
В рамках поставленной цели, в процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:
- раскрыть сущность кредита, как экономической категории;
- изучить структуру кредита и на этой основе классифицировать формы и виды кредита;
-определить и дать характеристику кредита;
-раскрыть особенности ссудного процента и его формирование;
-рассмотреть становление кредитной системы и выявить её перспективы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
1 Кредит и кредитная система: теоретический аспект…………………….4
Сущность, функции и структура кредита………………………………..5
Формы и виды кредита…………………………………………………..10
Сущность кредитной системы…………………………………………..20
2 Становление современной кредитной системы Российской федерации
и её структура…………………………………………………………………21
Основные этапы создания и особенности функционирования………..21
Современная кредитная система России………………………………..26
2.3 Особенности кредитной системы России……………………………….31
3 Перспективы развития кредитной системы России……………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39
Банковский кредит, например, хотя и предоставляется в денежной форме, однако на практике его погашение производится в форме товаров. Часто подобная ситуация вызывается исключительными обстоятельствами. Так, в России в период современного экономического кризиса 1990-х гг. и сильной инфляции банки производили взыскание кредита посредством получения от заемщика соответствующих сумм товаров. Известны случаи, когда предприятия- заемщики расплачивались с банками за полученные ранее кредиты сахаром, который работники банка продавали по сходной цене клиентам и знакомым.
Это относится и к другим формам кредита. Банковский кредит, будучи по своему характеру производительным, на практике приобретает потребительские черты. В свою очередь, гражданский кредит — это далеко не всегда потребительский кредит. Граждане могут приобретать ссуду на строительство или ремонт дома, приобретение хозяйственного инвентаря, используемого при сельскохозяйственных работах. Кредит гражданам на их потребительские цели в определенной степени может быть направлен на поддержание их жизнедеятельности, восстановление физических сил и здоровья, поэтому косвенно также приобретает своеобразные производительные черты.
Виды кредитов - это детальная их классификация по следующим принятым в России признакам (мировой классификации не существует):
По срокам кредиты делятся на кредиты до востребования и срочные. Срочные кредиты делятся на долгосрочные (свыше 3 лет), среднесрочные (1-3 года) и краткосрочные (до года). В России Банком России введено упрощенное деление банковских срочных кредитов: до 1 года - краткосрочные, свыше 1 года - долгосрочные кредиты. Долгосрочные и среднесрочные кредиты, как правило, обслуживают процессы инвестирования. Краткосрочные кредиты обычно пополняют оборотные средства.
По отраслевой направленности различают сельскохозяйственные, промышленные кредиты, кредиты для малого и среднего бизнеса. В связи с принципом обеспеченности кредиты делятся на кредиты: с полным обеспечением делятся на кредиты с прямым обеспечением (за счет средств заемщика - залоговые) и с косвенным обеспечением (за счет средств гаранта или поручителя - гарантированные, застрахованные). Кредиты с неполным обеспечением имеют частичное обеспечение. Необеспеченные или бланковые кредиты предоставляются только первоклассным заемщикам. Кредиты под поручительство выдаются заемщику после проверки банком-кредитором платежеспособности поручителя (фирма, государственный орган). Между банком и поручителем составляется договор поручительства. При невозврате кредита заемщиком банк переносит требования по кредиту на поручителя.
Кредиты выдаются заемщику также под банковскую гарантию. Гарантия платежа является платной услугой. Банк-гарант, как и банк-кредитор, должен проверить платежеспособность получателя гарантии.
Банк- гарант подписывает с заемщиком «Соглашение о предоставлении банковской гарантии», а с банком-кредитором - договор о банковской гарантии.
Кредит может быть обеспечен залогом ценных бумаг или иных собственных ценностей заемщика, включая его имущество. Подобное обеспечение носит название залогового кредита.
По критерию платности различают платный и бесплатный кредиты, дорогой и дешевый кредиты. Причем, понятия дорогих и дешевых кредитов - понятия относительные и зависят от экономической ситуации в стране.
Кредиты делятся по степени риска. Банковские кредиты по степени риска классифицируются по методикам Банка России.
По методам погашения различают кредиты, погашаемые в рассрочку (частями) и единовременно.
Советские исследователи (М.С. Атлас, А.В. Аникин, JI.M. Максимова и др.) считали, что кредитную систему следует характеризовать в широком и узком смысле слова. Представим данные ими определения.
«Кредитная система (в широком смысле) — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; (в узком смысле) совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставляющих их в ссуду» (профессор Л.M. Максимова).
Таким образом, различные
авторы сходятся в том, что кредитная система
— это функционально-
В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.
Итак, Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны.
В течение ХХ в. кредитная система России прошла несколько этапов формирования, но главными особенностями всего прошедшего периода была ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.
До 1917 г. она успешно развивалась в соответствии с потребностями России, которая была страной среднего уровня развития капитализма. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
В первые месяцы после
революции 1917 г. была проведена национализация
всех кредитных институтов (банков
и страховых компаний), на базе Госбанка
России был создан Народный банк. Начавшаяся
в 1918г. гражданская война по существу
ликвидировала кредитную систем
В начале 20-х годов
в рамках новой экономической
политики было предпринято восстановление
кредитной системы, но в довольно
усеченной форме. Был создан Госбанк,
стали функционировать
В ходе реформы 1930-1932 гг. была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений - Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка, которые были ориентированы на обслуживание отдельных секторов экономики. Усилилась роль Госбанка, который вел контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими планов. В Госбанке были сосредоточены все операции по краткосрочному кредитованию, и этот банк был превращен в расчетный центр страны. Финансирование и кредитование капитальных вложений банки могли производить только на основе утвержденных для предприятий и хозяйственных организаций планов капитального строительства и планов финансирования. Правительство подчеркивало, что важнейшей функцией специализированных банков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства. Т.к. задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений, то это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.
Значительная реорганизация была проведена в 1959 - 1962 гг. В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была проведена новая реорганизация специальных банков. Были ликвидированы Цекомбанк, Торгбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка. Перед Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных вложений, так как в конце 60-х гг. стало заметно проявляться снижение эффективности общественного производства.
Банковская система в 60-70-е годы являлась жестко централизованной. Госбанк СССР не только выполнял функции единого кредитного центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета. В случае отклонения от плана поступлений денег в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит. В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения.
В результате осуществленных преобразований сложилась государственная кредитная система СССР, включающая Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, гострудсберкассы и ломбарды, которая просуществовала до перестройки народного хозяйства, начавшейся в середине 1980-х гг. Кредитные отношения носили плановый характер, формы их организации были подчинены задачам общегосударственного контроля за движением денежных потоков в экономике. Кредитная система полностью была государственной и имела одноуровневую структуру, поскольку денежно-кредитное регулирование и кредитование предприятий и организаций проводились одним банком - Госбанком СССР. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий. Переход к рынку потребовал радикальных изменений в кредитной сфере.
Реформирование
1 Создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как центральный банк страны, а нижний - вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк). Госбанк должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики.
2 Перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, повышение заинтересованности их низовых звеньев в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики.
3 Внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями.
В результате реорганизации системы банков усилились их связи с народным хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной сфере не произошло (на самом деле они и не предполагались): сохранилось централизованное распределение ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, не были созданы условия для свободного перелива капитала и развития финансового рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. На этом этапе необходимо было решить две основные задачи: 1.создать новый механизм денежно-кредитного регулирования. 2.сформировать институциональную структуру финансового рынка и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными критериями. К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого периода характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990 - 1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям.