Кредитная политика коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:54, дипломная работа

Описание

Основой современной экономики, ее сердцем, является банковс¬кая система. Крепкие и устойчивые банки означают стабильную эко¬номику и наоборот, банкротства банков, невозвращенные кредиты, неуплаченные проценты - все это ослабляет банковскую систему и говорит о болезни экономики.
В настоящее время в деятельность коммерческих банков России существуют серьезные проблемы. Это связано с причинами финансового неблагополучия в банковской системе, которая зависит от общего состояния экономики государства, а также от недостатка необходимого опыта и подготовленных кадров для работы банков в условиях рыночных преобразований.
На банковскую систему влияет слишком рискованная кредитная политика, проводимая руководителями в погоне за прибылями, безрассудные расходы на развитие сети филиалов без учета их доходности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………..
1.1. Значение кредитных операций…………………………….
1.2. Сущность кредитной политики…………………………….
1.3. Анализ рынка кредитования………………………………..
ГЛАВА II. ОЦЕНКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА………………………………………………………….
2.1. Кредитная политика Сбербанка России…………………….
2.2. Условия и этапы кредитования……………………………….
2.3. Анализ кредитного портфеля………………………………….
2.4. Учетная политика в кредитных организациях……………….
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ…….
3.1. Проблемы и перспективы развития кредитования……………

Работа состоит из  1 файл

дубликат ВКР.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Реструктуризация ипотечных кредитов осуществляется по стандартам АРИЖК. В настоящее время работники Сбербанка консультируют заемщиков по вопросам реструктуризации ипотечных кредитов и выдают необходимый пакет документов для обращения в агентство, открывают счета для зачисления сумм стабилизационных займов.

Кроме того, с целью сохранения клиентской базы банк может предложить своим заемщикам реструктурировать кредиты в рамках собственных программ Сбербанка России. Такая реструктуризация возможна как при наличии просроченной задолженности по кредиту, так и при ее отсутствии.

Банком предлагаются следующие варианты погашения задолженности:

      отсрочка в погашение основного долга сроком до 1 года (возможна, как с соответствующим увеличением срока кредитования, так и без его увеличения);

      уменьшение размера неустойки и/или установление периода времени, в течение которого неустойка не взимается;

      увеличение срока кредитования (по кредитам на приобретение, строительство, ремонт и реконструкцию объектов недвижимости до 5 лет; по причинам кредитам до 2 лет);

      изменение периодичности погашения кредита и уплаты процентов за пользование кредитам;

      составление индивидуального графика погашения кредита.

Учитывая, что реструктуризация кредитов является в сложившейся ситуации одной из наиболее действенных мер по предотвращению возникновения просроченной задолженности по кредитам физических лиц и способствует сохранению качества кредитного портфеля, банком смягчены требования по проведению реструктуризации. Так, отменено требование по увеличению процентной ставки по реструктуризируемому кредиту; более лояльными стали требования к качеству кредитной истории заемщика.

За I полугодие текущего года банком реструктуризировано 294 кредита физическим лицам с общим остатком ссудной задолженности в размере свыше 109 млн.рублей.

Срочная ссудная задолженность юридических лиц в текущем году снижалась более медленными темпами по сравнению с задолженностью физических лиц (минус 6% к началу года). В условиях недостатка ликвидности в экономике, низкой доступности кредитов и повышения их стоимости, снижения платежеспособного спроса, снижения цен на товары, сырье, материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги), повышенных колебаний  курсов всех валют Сбербанк России придерживается следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:

      поддержка приоритетных сегментов и отраслей экономики: розничных сетей; коммунальных и транспортных служб, оборонно- промышленного комплекса, малого бизнеса, сельского хозяйства;

      поддержка существующих клиентов Сбербанка;

      кредитование оборотных средствами текущих потребностей бизнеса клиентов.                                                                                                                                                         

За полугодие  2009г. Юридическим лицам и предпринимателям выданы кредитные средства в сумме 18 014,46 млн.руб. и 52,49 млн.долл.США, в том числе заемщикам – субъектам малого предпринимательства 1 322,02 млн.руб.

Кредитный портфель башкирского отделения Сбербанка России по направлению финансирования строительных проектов на 27.07.2009 составляет 5 623 млн.руб., в том числе кредитный портфель по финансированию жилищного строительства составляет 875 млн.руб.

В текущей ситуации Сбербанк вводит дополнительные меры по эффективному управлению кредитными рисками:

      изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов;

      усиление обеспеченности кредитов залогами ликвидных активов, гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;

      снижение лимита максимальной долговой нагрузки;

      введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;

      расширение условий по досрочному истребованию задолженности Сбербанком.

Для этого Сбербанк усиливает внимание:

      к источникам погашения и их надежности;

      к уровню текущей ликвидности клиента и уровню долговой нагрузки;

      к качеству и ликвидности обеспечения;

      к адекватности финансовых планов и консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;

      к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

В случае возникновения у заемщиков проблем с погашением, реструктуризация ссуды возможна при соблюдении следующих условий:

      текущая деятельность заемщика, конъюнктура рынка, на котором он работает, взаимоотношения с контрагентами и деловыми партнерами и прочие факторы позволяют сделать вывод о достаточном потенциале заемщика для погашения реструктуризированной задолженности;

      отсутствие у заемщика на момент обращения за реструктуризацией просроченной задолженности по кредитам;

      оформление дополнительного ликвидного имущественного обеспечения;

      «прозрачность» ведения бизнеса заемщиком.

За период с начала года по 27 июля  2009 года проведена реструктуризация (пролонгация) ссуд 13 заемщиков на общую сумму 745,84 млн.руб. и 150 млн.долл. США, в том числе по ссудам восьми заемщиков – субъектов малого предпринимательства на общую сумму 235 млн.руб.

 

 

 

2.2 Условия и этапы кредитования

Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде             

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. [18, c.146]

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о

доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

– материалы, полученные непосредственно от клиента;

– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

Полный финансовый анализ предприятия скла­дывается из трех частей: анализа его финансо­вых результатов, финансового состояния и дело­вой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих "сла­бых мест", возможностей повышения эффектив­ности деятельности, устранения ошибок в произ­водственном процессе и определения дальней­шего направления развития, указанные состав­ные части детализируются до очень мелких ас­пектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финан­совый анализ предприятия с такой степенью де­тализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособнос­ти заемщика и перспектив устойчивости его фи­нансового положения на срок пользования кре­дитом.

При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предо­ставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Та­ким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла.

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка